Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме Что мы знаем о грибах

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 1 классе.

Тема: Что мы знаем о грибах… Цель: Расширить знания учащихся о грибах, раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений и грибов, и их особенностями; учить работать со справочным материалом, развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе и своему здоровью. Оборудование: Картина леса, таблица «Грибы», предметы: орехи, грибы сушёные, варенье, лекарственный сбор, лист бумаги; у учеников - атласы-определители, рабочие тетради, цветные карандаши; муляжи грибов; у учителя - справочник А.Плешакова «Великан на поляне», помощники - Муравьишка и Мудрая Черепаха. Ход урока. 1.Психологический настрой. -Дети, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищам хорошего настроения. Посмотрите на меня. Я вам тоже желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке. 2. Организационный момент. Все садятся, проверяют содержимое на партах, ничего не трогают. 3. Сообщение темы. -Ребята, сегодня Муравьишка Вопросик приглашает вас на прогулку. А вот куда, отгадайте. Кто, как только жарко станет- Шубу на плечи натянет, А нагрянет холод злой- Скинет с плеч её долой? (Лес) Правильно, сегодня мы с Муравьишкой и Мудрой Черепахой отправимся в лес. -Что вы увидели на картине? Часто лес называют щедрым. Почему? -Посмотрите на эти предметы. Все ли их можно назвать подарками леса? (На столе разложены: банка черничного варенья, связка сухих грибов, орехи лесные, лекарственный сбор, лист бумаги) -Расскажите, как данные предметы связаны с лесом? (Дети выходят к столу, показывают предмет и рассказывают) -Об одном из этих подарков мы сегодня и поговорим. Отгадайте загадку: -И на горке, и под горкой, Под берёзой и под ёлкой Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (Грибы) -Верно, это грибы, и речь сегодня пойдёт о них. -А какие вопросы у вас возникают в связи с этим понятием? -Что такое грибы? -Какие бывают грибы? -Где, когда и как растут? -Все ли грибы можно собирать? -Как правильно собирать грибы? (На некоторые вопросы мы сможем сегодня получить ответы, а на другие ответим во 2 классе и в 3.) 4. Рассказ учителя. -Раньше грибы считали растениями. Но сейчас учёные выделяют их в особое царство живой природы. Грибов на свете очень много. И они очень и очень разные. В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. А встретить их можно повсюду: в воде, в поле, в саду, на лугу, в лесу и в горах. Есть грибы-великаны, (диаметром до 1,5м). Есть грибы-малютки- всего 1мм. Есть микроскопические грибы, их можно увидеть только под микроскопом, т.к. они малы. Например, в Японии 20 лет назад был найден гриб огромных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для его доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились ещё больше- он потянул на 168 кг. Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки - очень полезны. Это лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес . -Мы же сегодня поговорим о грибах, которые называются шляпочными. Под землёй у них находится грибница(тонкие белые нити, а ножка и шляпка - так называемое плодовое тело) Учитель показывает на таблице. 5. Новый материал (продолжение) -Настала пора познакомиться поближе с этими грибами. Однажды группа первоклассников отправилась в лес за грибами. Угадайте, какие грибы нашли ребята? (Дети загадывают загадки, показывают гриб и кладут его в корзину.)

1.Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту Зовусь я …(подосиновик) 2.И под старою сосною, Где склонился пень-старик Окружён своей семьёю Первый найден …(боровик -белый гриб) 3.Не спорю, не белый, Я, братцы, попроще… Расту я обычно В берёзовой роще. (подберёзовик) 4.Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу, Как веснушки на носу. (опята) 5.Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Собирай, не мешкай- Это …(сыроежки) (Выходит девочка-грибник с корзинкой в руке, в корзинке-муляжи грибов.) -Послушайте, ребята, какая забавная история приключилась со мной однажды в лесу. (Читает стихотворение) Доброй летнею порой Бродим по лесу с сестрой. Хоть устали от ходьбы- В кузовках у нас грибы. Вдруг мне крикнула сестричка: -Глянь, под ёлкою лисичка! Я от ёлки без оглядки, Заблестели только пятки, Я от страха онемела В стороне за пень присела. Громко сердце бьётся, А сестра смеётся: -Нас не съест она, поверь, То грибок такой, не зверь. -Чего же испугался грибник? -Почему этот грибок так называется? (Ярким своим цветом они напоминают лисий мех, за что и получили своё название. Замечательны эти грибы тем, что не бывают червивыми.) 6.Ходим в рыженьких беретах, Осень в лес приносим летом. Очень дружные сестрички- Называемся - …(лисички.) -Оказывается, многие грибы дружат с определёнными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества. Поэтому нельзя вырывать из почвы грибы, можно повредить грибницу, нарушить дружбу. 6. Ознакомление с грибной грамотой. -У вас на партах лежит вот такой листочек. Называется он «Грибная грамота» -Давайте разглядим, какой гриб дружит с каким деревом и всем поведаем. (Дети рассматривают и читают) -Посчитаем грибы под каждым деревом. Постарайтесь запомнить, какой грибок с каким деревом дружит. Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме Что мы знаем о грибах... 7. Физкультминутка. Дети утром рано встали, За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте) Приседали, приседали, Белый гриб в траве нашли. (Приседание) На пеньке растут опята. Наклоняйтесь к нам, ребята! (Наклоны) Вон на дереве орех. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки) Если хочешь дотянуться, Надо сильно потянуться. (Потягивание - руки вверх) Три часа в лесу бродили, Все тропинки исходили. (Ходьба на месте) Утомил всех долгий путь, Дети сели отдохнуть. (Дети садятся за парты) 8. Работа в рабочей тетради (с.39). -Узнай грибы на лесной поляне. -Объясни их название. -Отгадай загадки и соедини загадку с отгадкой. -Раскрасим веточку берёзы зелёным цветом, пень - коричневым, листья осинки -красным. -Какой гриб не возьмём в корзину? Почему? -Возле леса на опушке Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как Петрушка, Ядовитый …(мухомор) Ответьте мне на вопрос, почему мухомор получил такое название. (Природа наградила гриб необыкновенной красотой, но красота обманчива: яд его вызывает удушье, обмороки. Мухомор используется как средство для уничтожения мух.) -Ну, раз он ядовитый, может сбить его ногой? (Нет, он служит лекарством для животных. Лось любит есть мухоморы.) 9. Работа с книгой А.Плешакова «Великан на поляне». Статья «Кому нужен мухомор?» Страница 127-128. 10. Познавательный материал. -Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. (Достаю кусочек хлеба, который покрыт плесенью.) -Не все знают, что плесень, покрывающая корочку хлеба - это гриб. Из плесневых грибов изготавливается лекарство, которым мы лечимся. Вы слышали такое слово - антибиотик? А пенициллин? Это лекарство изготавливают из плесневых грибов. И всем известные дрожжи - это тоже грибы. Трутовик, выросший на стволе лиственных и хвойных деревьев - тоже представитель грибного царства. 11. Работа с атласом А.Плешакова «От Земли до неба». Страница 102, 104, 106. -А как узнать, придя домой из леса, какие грибы вы собрали? (Обратиться к бывалому грибнику, найти сведения в справочнике или атласе грибов…) 12. Советы Мудрой Черепахи людям, которые собирают грибы. -Не вырывать грибы вместе с грибницей. -Не нарушать моховой ковёр под деревьями. -Грибы надо аккуратно срезать ножичком. -Не губить ядовитые грибы. -Червивые грибы можно срезать и развесить сушиться на ветках. Ветер разнесёт кусочки и от спор появятся новые грибницы. Ну, что ж, молодцы. Теперь вы друзья леса и всех лесных жителей, т.к. знаете, кА вести себя в царстве грибов. 13. Творческая работа (Рисование гриба). -Теперь вам предстоит нарисовать грибы, которые мы разместим на нашей лесной поляне. -Возьмите листочки, разметьте на линии шляпки и ножки. А теперь рисуем шляпку. Ножку и раскрашиваем свой грибок. Затем вырезаем и подходим к доске - помещаем гриб на лесной поляне. Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по теме Что мы знаем о грибах...

14. Оценка деятельности. -Как мы поработали? -Что нового узнали? 15. Рефлексия. -У вас на парте лежат светофорики. Если вам было всё понятно и интересно на уроке - поднимите зелёный кружок, а если скучно - красный. 16. Завершение урока. Спасибо вам, дети, за урок.

© 2010-2022