Великий круговорот жизни

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Великий круговорот жизни» Предмет: окружающий мир Класс: 3 «Б» Программа: УМК «Школа России» Раздел: «Эта удивительная природа» Тема: «Великий круговорот жизни» (с. 118 - 120, 1 часть, изд. «Просвещение» 2012) Тип урока: изучение нового материала. Цель: формирование у обучающихся первоначального представления о круговороте жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота, воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Предметно-информационные: -формировать представления о взаимосвязи всего живого на Земле; - установление взаимосвязи между участниками круговорота; Метопредметные: -развивать умение аргументировать свои ответы, логически излагать свои мысли; - развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности; - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; Личностные: - воспитание бережного отношения к природе; - содействовать развитию познавательного интереса к предмету; - формирование осознания детьми важности роли человека в сохранении связи в природе; Коммуникативные: - развитие культуры общения детей в процессе групповой деятельности; - развитие абстрактно-логического мышления путем решения проблемных ситуаций, создаваемых на уроке. Планируемые достижения учащихся: - первоначальные представления о круговороте веществ в природе; -научиться объяснять участие каждого живого существа в едином круговороте веществ. Оборудование : проектор, отрывок из мультфильма «Король Лев», схема «Круговорот жизни», карточки «организмы -производители», «организмы - потребители», «организмы разрушители», презентация .


Ход урока.

  1. Организационный момент (1 минута).
  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности к уроку.
Учитель: Сегодня мы вспомним материал раздела «Эта удивительная природа» и узнаем, как связано между собой всё живое.
  1. Актуализация опорных знаний (5 минут)
Уч.: Ребята давайте вспомним какая бывает природа? Д.: Природа бывает живая и неживая. Уч.: Правильно! Открывает табличку на доске (живая и неживая природа). Уч.: А что относится к неживой природе? Д.: Вода, воздух, Солнце, тучи, горы относятся к неживой природе.

Ученики выходят к доске и раскладывают под неживой природой таблички в столбик: вода, воздух, солнце, горы, камни и.т.д.
Уч.: Что относится к живой природе? Д.: Животные, растения, бактерии, грибы, микробы. Ученики выходят к доске и раскладывают таблички в столбик под живой природой: животные, растения, грибы, бактерии, микробы и.т.д. Уч.: Давайте попробуем вспомнить и назвать признаки жизни, составить ромашку из лепестков! На доске центр ромашки и отдельные лепестки, на каждом название правильное или неправильное нужно выбрать и прикрепить на магнит к центр. Д. Питание, дыхание, движение, рост, развитие, смерть. Уч.: Могут ли животные жить без растений? Почему? Д.: Нет не могут! Потому что растения служат пищей для многих животных,

3. Самоопределение к деятельности. (3мин.) Уч. : А животные нужны растениям? (предположения детей) Вспомните, что сказал мудрый лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (Учитель включает фрагмент мультфильма «Король Лев»)



Великий круговорот жизни
Уч.: А как вы думаете прав ли король Лев? (ответы детей) - Король Лев был совершенно прав. Круговорот жизни действительно существует, и каждый живой организм является его частицей! Уч.: Кто догадался как будет называться наша тема урока? (предположения детей) Учитель открывает закрытую табличку с темой урока: «Великий круговорот жизни»

4. Работа по теме урока. (8 мин.) Уч. : Я открою несколько новых слов на доске. «ОРГАНИЗМЫ»-что означает это слово, как вы думаете? (предположения детей) Уч.: Это все живое (животные, растения, грибы, бактерии). Открою еще несколько новых слов на доске: «ПРОИЗВОДИТЕЛИ»-как вы думаете какие организмы являются производителями? Д.: Растения! Уч.: Почему? Д.: Только растения способны использовать энергию солнца, создавать и производить питательные вещества. Уч.: Открываю следующее слово: «ПОТРЕБИТЕЛИ» - какие организмы являются потребителями? Д.: Животные. У.: Почему? Д.: Они потребляют вещества производимые растениями. Уч.: Откроем еще одно слово: «РАЗРУШИТЕЛИ» - какие организмы являются разрушителями? Д.: Грибы и бактерии. У.: Почему? Д.: Разрушают остатки мертвых животных и растений, а затем перегной разлагается и образует необходимые растениям соли. У.: Мы с вами выяснили, что организмы - это все живое на земле и что среди них кто-то производитель, кто -то потребитель, а кто-то разрушитель. Итак, основу круговорота составляют три группы организмов: 1) организмы - производители; 2) организмы - потребители; 3) организмы - разрушители. Представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо! (На экране включить картинку со схемой .) Уч.: Давайте внимательно посмотрим и обсудим схему круговорота веществ в природе!
5. Физкультминутка (2 минуты) Уч.: А теперь давайте немного отдохнем! Ребята встаем! Воробьишка потянулся, Распрямился, встрепенулся, Головой кивнул три раза, Подмигнул нам черным глазом, Лапки в стороны развел И по жердочке пошел, Прогулялся и присел, Свою песенку запел: Чик-чирик-чирик-чирик! (Е. Гайтерова)



6. Работа с учебником (7 минут) 6. Работа с учебником Уч: Откройте учебник на с. 118, давайте прочитаем текс и рассмотрим картинки. Итак, София , прочитай пожалуйста нам заголовок. Д: Великий круговорот жизни. Уч.: На какие вопросы нужно найти ответы в тексте? Д.: Перечислить звенья круговорота веществ. Почему растения названы производителями, а животные потребителями? Какие организмы названы разрушителями? Какова роль почвы в круговороте веществ? Уч.: Давайте прочтем первый абзац текста! Читает Исаева Ксения. О чем этот текст? Д.: Здесь мы вспоминаем мультфильм «Король Лев», где рассказывается о том, что мы все являемся частицей большого круговорота жизни. Лев говорит львенку: « Когда мы умираем, наши тела превращаются в траву. Антилопы затем едят ее. А львы едят антилоп.» У.: Какие слова здесь являются самыми важными? Д.: Мы все являемся частицей большого круговорота жизни. У.: Подчеркните это предложение волнистой линией. Что вам осталось в этом абзаце непонятно. Отметь эти места вопросительным знаком, что для вас здесь было самым интересным - поставь на полях восклицательный знак. Д.: В этом абзаце все понятно. Интерес вызвал сам мультфильм, нам захотелось полностью его посмотреть, поэтому восклицательный знак мы ставим в конце абзаца. А теперь давайте перейдем к следующим абзацам , вы самостоятельно прочитаете и поработаете с текстом. Подчеркните карандашом слова раскрывающие содержание - волнистой линией, новые незнакомые для вас слова одной чертой, непонятное в тексте отметьте вопросительным знаком, а самое интересное отметьте восклицательным знаком. ( Дети самостоятельно работают с учебником) Закончите чтение и посмотрите на текст еще раз с самого начала, прочтите про себя только подчеркнутые слова и новые понятия. Теперь попробуйте проговорить про себя ответы на вопросы поставленные в начале чтения. Итак, первый вопрос был перечислить звенья круговорота веществ. Кто готов по своим опорным словам ответить? Д.: Основные звенья - производители, потребители, разрушители. У.: Хорошо, все согласны? Тогда переходим к следующему вопросу: Почему растения названы производителями, а животные потребителями? Кто готов ответить ? Д.: Растения создают и производят питательные вещества, а животные потребляют эти вещества производимые растениями. У.: Какие организмы названы разрушителями? Д.: Бактерии и грибы. У.: Какова роль почвы в круговороте веществ? Д.: В ней накапливается запас питательных веществ, которые используют растения. У.: На все ли поставленные нами вопросы мы нашли ответы? Д.: Да! У.: Подумайте, что в тексте осталось вам не понятным? Задавайте вопросы! Д.: Благодаря чему растения производят питательные вещества? У.: Только они способны использовать энергию солнца для производства питательных веществ. Отметил ли кто - нибудь из вас восклицательным знаком, место в учебнике, которое показалось самым интересным и вы бы хотели узнать об этом еще больше? Д.: Как бактерии и грибы разрушают мертвые останки растений и животных. У.: Я рада, что вы хотите узнать больше чем в учебнике, вы можете воспользоваться интернет источником и почитать, а так же рассмотреть картинки или фильм на сайте «Эта удивительная природа».



7. Работа в парах ( 8 минут) Уч.: А теперь ребята, давайте поработаем в парах, по рядам (3 ряда - 3 группы) У вас на партах карточка с вопросами, обсудите ответы и составьте краткий рассказ. Задание для первой группы ( на карточке):

  1. Какова роль производителей? Приведите примеры, используя текст учебника с. 119
  2. Как можно назвать их профессию?
Задание для второй группы (на карточке):
  1. Какова роль потребителей? Приведите примеры используя текст учебника с. 119
  2. Как можно назвать их профессию?
Задания для третьей группы (на карточке):
  1. Какова роль разрушителей? Приведите примеры, используя текст учебника с. 119
  2. Как можно назвать их профессию?
Уч.: А теперь давайте послушаем своих коллег! (с каждого ряда заслушивается небольшой рассказ учеников).
8. Закрепление изученного материала.(8 минут) 1. Выполнение задания в рабочей тетради (самостоятельно) Выполняем задание №2 (с. 56)
  1. Прочитайте задание. Проведите стрелки в схеме круговорота жизни.
  2. Приведите примеры.
  3. Поменяйтесь тетрадями и проверьте задания друг друга. (взаимопроверка по учебнику)
2 . Обсуждение проблемных ситуаций в классе Уч.: Представьте, что на Земле исчезли: а) растения; б) животные; в) грибы и бактерии; г) почва. Д.: Если исчезнут растения, то животным нечего будет есть. Они все умрут и превратятся в перегной. Жизнь остановится. Если исчезнут животные, то растения некому будет есть. Некоторые растения вовсе исчезнут, потому что животные помогают им в размножении. Растений будет очень много, но постепенно их количество будет уменьшаться. Им будет не хватать солей, содержащихся в почве. Если исчезнут грибы и бактерии, то растения погибнут из-за недостатка солей. И умрут животные, потому что нет пищи. Если исчезнет почва, то растениям негде будет расти. А бактериям и грибам негде жить. Животным негде жить и не почему передвигаться. Уч.: Какой можно сделать вывод? Д.: Все живые организмы и почва являются участниками великого круговорота жизни.
9. Подведение итогов урока. ( 3 минуты) Уч: - Для чего человеку необходимо изучать природные процессы? Д.: Для того, чтобы понимать важность бережного отношения ко всем живым организмам. У.: С какими понятиями мы работали на уроке? Д.: организмы, производители, потребители, разрушители У.: Какую проблему решали? Д.: Каждое живое существо находится в едином круговороте веществ, поэтому при истреблении какого либо существа полностью прервется взаимосвязь всего живого на Земле, а без этой связи жизнь невозможна. У.: Какую трудность встретили на уроке? Сделайте вывод о своей работе на уроке , у вас на столах лежат карточки «Светофор» поднимите карточку соответствующего цвета . (Система самооценивания «Светофор», для контроля учителя) ЗЕЛЕНЫЙ - все понятно, не возникло трудностей. ЖЕЛТЫЙ - в процессе урока возникали трудности, не все понятно. КРАСНЫЙ - не получилось, тема не понятна.
10. Домашнее задание. Читать текст на с. 118-120, на с. 120 ответить на вопросы раздела «Проверь себя».









Использованная литература:

  1. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений 1 часть 2-е издание, А.А Плешаков - М.: Просвещение 2012.-119 с.
  2. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова 3 класс, автор Васильева Н.Ю. - М.: Просвещение 2013. - 148 с.
  3. Интернет источники:

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/urok-okruzhayushchego-mira-velikiy-krugovorot-zhizni

ppt4web.ru/okruzhajushhijj-mir/velikijj-krugovorot-zhizni1.html

yandex.ru/video/search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C%20%D0%BB%D0%B5%D0%B2&where=all&filmId=psz3Cv_Gs3M


© 2010-2022