Урок окружающего мира 2 класс (Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок окружающего мира 2 класс (Школа России) Тема: Термометр Цель: Отработка навыка самостоятельного приобретения, переноса знаний при формировании умения пользоваться термометром (определять, записывать и читать его показания). Планируемые результаты: Предметные: учащиеся познакомятся с историей создания термометров, шкалами измерения температуры; узнают о разных видах термометров и их значении для жизни человека, о строении термометра, научатся пользоваться термометрами, определять записывать и читать его показатели.
Метапредметные: Универсальные учебные действия: Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе. Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить опыты. Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Личностные: формирование эстетических потребностей, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. Оборудование: модели термометров для каждого ученика; термометры: комнатный, уличный, медицинский, водный; стакан с теплой и холодной водой; схема "Устройства термометра"; раздаточные карточки. Литература: учебник А.А. Плешаков Окружающий мир. 2 класс. 1 часть.

Ход урока. 1. Организационный момент Прозвенел звонок, начинается урок. Нам нужны терпение и внимание Чтобы получить новые знания. (Концентрация внимания учащихся на урок). 2. Актуализация знаний - Какое сейчас время года? (осень). Назовите число и месяц. - Какие сезонные изменения в природе мы можем наблюдать осенью? (Птицы улетают, листья на деревьях желтеют и опадают, становится холодно, чаще идёт дождь и т. д.) - Какова основная причина изменений? (Похолодание). - Что мы чувствуем, когда температура воздуха резко понижается? (Становится очень холодно, мы теплее одеваемся...) - А если похолодание небольшое, мы его сможем ощутить? Тогда как быть? (Этап актуализации знаний проводится в виде фронтальной беседы). (Владение диалогом, формирование культуры речи). 3. Мотивировка к учебной деятельности и целеполагание - Посмотрите небольшую сценку, постарайтесь найти ответ. (Разыгрывается небольшая сценка - миниатюра детьми). Катя: Женя, почему ты всё время так тепло одеваешься? Женя: Я совсем замёрзла! Катя: Да, что ты, ведь в комнате тепло! Женя: А мне кажется - холодно. Чтобы не спорить, скажите мне тепло в комнате или нет? (У детей возникают тоже разные мнения). (Данная сценка помогает ввести детей в тему урока, мотивировать к учебной деятельности). - Кто же прав? Мы не можем этого сказать. Почему? Какой возникает вопрос? (Как и с помощью чего определить тепло в комнате или нет). - Сегодня на уроке мы узнаем, с помощью какого прибора и как определять температуру. - Скажите, а нужно ли нам вообще определять температуру, ведь можно выйти на улицу, проверить, холодно там или тепло, затем одеться, так же поступить и с водой, потрогать её рукой и затем решить, тёплая она или холодная? (Нужно, если, например, человек заболел, то нужно измерить его температуру, чтобы его лечить, также чтобы не выходить на улицу, можно посмотреть температуру и сразу одеться по погоде). - Как вы думаете, можно ли научиться измерять температуру любой человек, в том числе и вы? (Формирование умений с достоинством, полно и точно выражать свои мысли, приводить доказательства). 4. Актуализация и формирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - Кто-нибудь из вас знает, как называется прибор для измерения температуры? (Термометр). -Где вы их встречали? -Из каких частей он состоит? -Где ещё есть шкала? (На линейке, весах). -Как ими пользоваться и правильно определять длину или вес? (Одно деление - это 1 мм). -Как вы думаете, достаточно ли нам этих знаний, чтобы измерить температуру воды? (Да). Ученикам предлагается стакан с холодной водой. Им необходимо измерить и записать температуру воды. Для измерения температуры воды детям предлагается медицинский термометр. В ходе поведения эксперимента у детей возникает затруднения, так как данным термометром нельзя измерить температуру воды. (Владение диалогичной формой речи). 5.Выявления места и причин затруднения - Расскажите, как вы измеряли температуру воды? - Удалось ли вам это сделать? -Где возникли затруднения? -Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить это задание? (У нас не хватило знаний и умений). (Выделения причин затруднения). 6. Построение проекта выхода из затруднения -Что же нужно знать и уметь, чтобы научиться измерять и записывать температуру? (Историю создания термометра, виды термометров, как записываются градусы). (Формулирование проблемы. Составление плана и последовательности действий). -Сейчас я вам предлагаю побыть исследователями и ответить на вопросы, которые у вас возникли. Работа проводится в группах. Дети сами выбирают область исследования. 1. Изучить статью "История создания термометра" и рассказать это одноклассникам. 2. На основании анализа схемы "Строение термометра" выявить составные части термометра. 3. Составит рассказ о видах термометров на основании их анализа по плану: -название термометра; -с какой шкалы начинается и заканчивается термометр; -почему у всех термометров различные шкалы. Для подсказки детям даются названия термометров (медицинский, уличный, комнатный, водный), они сами соотносят их с термометрами. 4. Изучить статью "Как записывать температуру", рассказать и показать одноклассникам. 5. Составить викторину на основании статьи "Термометр". (Исследовательская деятельность детей в группах). (Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнёров (контроль, коррекция, оценка действий), структурирования знаний). 7. Реализация построенного проекта 1. Само слово термометр ввёл голландец К. Дреббель в 1636 г. Однако идея прибора, который если не измерял температуру, то хотя бы её оценивал, принадлежит итальянскому учёному Галилею. В 1592 г. он придумал термоскоп, представляющий собой сосуд с очень узким горлом. В сосуд наливалась вода (примерно до половины), которая при нагревании перемещалось к горлышку. Температуры сравнивались по высоте подъёма столбика воды. Первый жидкий (спиртовой) термометр изготовил немецкий физик Г. фаренгейт в 1709 г., а в 1714 г. - ртутный. Почти два века люди пользовались этими термометрами, пока не перешли на шкалу Цельсия, ту по которой сегодня измеряет температуру почти весь мир. Эта шкала впервые появилась в 1742 г. Её автор - шведский физик и астроном А. Цельсий. (Владение монологичной формой речи). 2. Основная часть термометра - стеклянная трубка, наполненная жидкостью, шкала (пластинка с делениями). Каждое деление обозначает один, но есть термометры, в которых одно деление можно обозначить 5 или 10 градусов. В середине шкалы находится ноль. Эта граница между градусами тепла и градусами холода. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на число градусов. (Анализ объекта с целью выделения признаков).
3. - в медицинском - шкала начинается с 34 градусов и заканчивается 41, так как температура тела человека не может опускаться ниже и подниматься выше этих отметок, а значение 37 выделено красным цветом, так как если температура тела поднимается выше, то это значит, что человек заболел; - на водном - от 0 до 100 градусов, так как при нуле вода замерзает, а при 100 закипает; - на комнатном - минус 20 до плюс 50; - на уличном - от минус 40 до плюс 50 градусов. (Анализ объектов с целью выделения признаков).
4. Число градусов тепла записывается со знаком "+", а число градусов мороза - со знаком "―". Вместо слова "градус" ставится маленький кружочек. Например: +10˚, - 1˚. Читать такие записи можно по-разному: 10 градусов тепла, плюс 10градусов Цельсия, 10 градусов выше нуля. 5. Викторина: 1) что такое термометр? (Прибор для измерения температуры) 2) какой термометр измеряет температуру тела человека? (Медицинский) 3) с каким знаком записывают число градусов холода? (Минус) 4) назовите основные части термометра? (Стеклянная трубка, шкала) 5) по какой шкале сегодня измеряют температуру? (Цельсия) (Поиск и выделение необходимой информации). -Итак, вы узнали много нового о термометре. Давайте теперь с вами составим алгоритм измерения температуры. 1. Выбрать термометр. 2. Поместить термометр в нужную среду. 3. Термометр находится на уровне глаз, смотрим на шкалу. 4. Определяем, где находится жидкость: выше или ниже нуля, соотносим её с делением шкалы. 5. Записываем температуру. (Создание алгоритма деятельности учащимися под руководством учителя). 8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи - Скажите, почему же у вас не получилось измерить температуру воды в первый раз? (был не водный термометр, а медицинский). - Давайте сейчас ещё раз измерим температуру воды. (Проведение опыта) - Давайте поможем теперь Кате и Жене определить, тепло ли в классе или нет. 9. Самостоятельная работа с самопроверкой - Прочитайте по разному: + 6˚, - 3˚, - 15˚, + 24˚, 0˚. - Покажите на своих моделях эту температуру. - Сравните: +48˚… +54˚ +12˚ … -12˚ -60˚… -30˚ -8˚ … 0˚ +23˚ … -2 ˚ +4˚ … 0˚ (Сличение результата с эталоном). (Проверка усвоения материала урока). (Учащиеся выполняют задания самостоятельно, учитель выделяет ошибки и недочёты). 10. Включение в систему знаний, повторение - Какие виды термометров вы знаете? - Как устроен термометр? - В каких единицах измеряется температура? - Какую температуру называют плюсовой? Минусовой? - При какой температуре замерзает вода? - Как ты оденешься, если на термометре +20˚, +5˚? - Когда мы говорим мороз: - 20˚ или -2˚? - Для кого важна температура? - Где вы будите использовать знания и умения, которые получили сегодня на уроке? (Систематизация полученных знаний). 11. Рефлексия Сегодня на уроке все хорошо поработали. Я предлагаю вам оценить свою деятельность по шкале. (Активность, самостоятельность, результативность). (У каждого ученика на партах лежит листок со шкалами, на которых они отмечают уровень своей работы на уроке по трем показателям). Ответить на один из вопросов: - сегодня на уроке я узнал .... - сегодня на уроке у меня получилось... - сегодня на уроке понравилось ..... - сегодня на уроке мне было трудно.... (Ученики отвечают на любой вопрос по выборы, затем происходит анализ ответов). (Выделение и осознания того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения, самоанализ проведенной работы). 12. Домашние задание Дома составить кроссворд, нарисовать термометр или подготовить сообщение о механическом и электронном термометре. (Домашние задание дифференцированное, учащиеся выбирают его по своим возможностям и способностям).


© 2010-2022