Конспект занятия Разноцветный дождь осени

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема занятия: «Разноцветный дождь осени». Цели:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с осенним явлением листопада и значением листопада в жизни деревьев; добиться усвоения понятий: листопад, вечнозеленые и лиственные деревья, гербарий.
  • Развивающие: способствовать развитию личностных качеств обучающихся - речи, внимательности, наблюдательности, творческого воображения и познавательного интереса к изучению окружающего мира; развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, любви ко всему живому; показать проявление красоты в мире природы.
Тип занятия: изучение нового материала. Вид занятия: занятие с элементами экскурсии Оборудование: осенние листья, коробочки для сбора листьев и хранения засушенных листьев, гербарий засушенных листьев различных пород деревьев, ножницы, клей ПВА, карандаши, белые альбомные листы, карточки-задания «Лиственные деревья нашего края». Методы:
  • словесный,
  • наглядный,
  • практический,
  • частично-поисковый,
  • репродуктивный с элементами эвристической беседы,
  • объяснительно-иллюстративный.


Ход занятия I. Организационный момент. Психологический настрой. Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня я приглашаю вас на занятие, которое начнется с экскурсии по экологической тропе и учебно-опытному участку станции юных натуралистов. Мы будем наслаждаться осенней красотой, радоваться теплым лучикам солнца. И я надеюсь, что у вас возникнет «теплое» осеннее настроение. (Педагог дарит улыбку детям). II. Актуализация прежних знаний и изучение нового материала. Диалог о листике. Педагог: Дети, пожалуйста, встаньте полукругом возле меня. (Дети встают полукругом возле педагога). Педагог: Сейчас я дотронусь до вашей ладошки и оставлю «что-то», а вы попробуйте определить «что это». (Дети закрывают глаза и протягивают ладошку. Педагог каждому на ладошку кладет разноцветный листик дерева). Педагог: Можно пощупать, понюхать это «что-то». Какое оно? (Ответы детей: мягкое, холодное, теплое, гладкое, шершавое, пахнет зеленью, ничем не пахнет). Педагог: Дети, а теперь откройте глаза и скажите, что у вас в ладошке? (Дети открывают глаза и хором говорят: «Листик!»). Педагог: Молодцы, правильно - у каждого в ладошке листик! А сейчас внимательно разглядите листик и скажите, все ли они одинаковые? (Дети сравнивают листики. Отвечают: «Нет, не одинаковые»). Педагог: Какие листики по форме? (Ответы детей: маленькие, большие, круглые, овальные). Педагог: А по цвету? (Ответы детей: желтые, красные, оранжевые, зеленые). Педагог: Всё это цвета какого времени года? (Дети отвечают: «Осени!»).

Педагог: Это краски осени. (Педагог зачитывает строчки из стихотворения И. Бунина)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой… Педагог: Ребята, в этом стихотворении словами: лиловый, золотой, багряный, желтый, - автор описывает осеннюю окраску листвы деревьев, но ведь летом у деревьев листья зеленые. Почему же летом все листья зеленые, а осенью - разноцветные? Кто их красит? (Ответы детей). Педагог: Оказывается, в листьях содержится зеленое вещество - хлорофилл. Он придает листьям зеленую окраску. Летом в листьях его очень много, поэтому листья летом зеленые. Кроме него в листьях присутствуют желтое вещество - ксантофилл, оранжевое - каротин, красно-фиолетовое - антоциан. Но летом они не видны. А осенью с наступлением холодов, эти красящие вещества проявляются, и листья окрашиваются в различные цвета. Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю окраску листьев: светло-желтые листья у березы; пунцово-красные листья у рябины; пурпуровые - у черемухи; оранжево-бурые - у осины. Педагог: Дети, а теперь давайте поиграем в игру «Найди пару». У каждого из вас в ладошке листик, посмотрите вокруг и найдите в природе ему пару. Педагог: Ребята, а вы когда-нибудь гуляли под разноцветным дождиком? (Ответы детей: «Нет!») Педагог: А вот сейчас как раз такой дождик пойдет! Я предлагаю вам дружно подбросить ваши листики вверх, на счет раз, два, три! (Дети подбрасывают листики вверх, радуются). Педагог: Здорово! Какой разноцветный дождик получился! Педагог: В природе тоже бывает «разноцветный дождик». И это яркое осеннее явление, когда массово опадают листья, называется листопадом. Падают, падают листья, В нашем саду - листопад,

Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. Педагог: Все ли деревья сбрасывают свою листву на зиму? (Ответы детей: не все). Деревья, которые каждый год сбрасывают листья, называются листопадными. Это - береза, ива, осина. Но есть деревья, у которых листва сохраняется в течение всего года, они называются вечнозелёными. Это - ель, сосна, кедр. Свою листву (хвою) они меняют постепенно: каждая иголка сосны живет три года, а ели - от пяти до десяти лет. Но есть среди хвойных деревьев, необычное дерево - лиственница. Название свое она получила, потому что каждую осень сбрасывает свои пожелтевшие иголки, как листья. Педагог: Листья «живут» на дереве все лето, к осени листья стареют. В них накапливается много вредных веществ. Почему лиственные деревья ежегодно сбрасывать свою листву на зиму? (Ответы детей: «Сбрасывая листья, дерево избавляется от ненужных веществ»). Педагог: Листопад способствует удалению ненужных веществ, накопившихся в листьях. Это - первое значение листопада. Для чего еще нужен листопад? Педагог: Корни деревьев всасывают воду из почвы, а через листья она испаряется. Давайте представим, что бы было с деревьями, если бы они остались на зиму в своем зеленом уборе? (Ответы детей: «Дерево бы погибло от недостатка влаги») Педагог: Листопад - это приспособление к испарению воды. Это - второе значение листопада. Педагог: Ребята, давайте представим, что вдруг, среди лета, выпало много снега, что произошло бы с деревьями? Порассуждаем… . (Педагог рассуждает вместе с детьми: «На облиственных побегах будет задерживаться много снега, и под его тяжестью ветви деревьев будут обламываться»). Педагог: Листопад - это защита от обламывания ветвей. Педагог: Итак, давайте подытожим, для чего нужен деревьям листопад? (Ответы детей: «Листопад позволяет деревьям экономить воду, удалять ненужные вещества, предотвращает обламывание ветвей под тяжестью снега»).

III. Закрепление изученного материала. Формирование умений и навыков. Далее занятие проходит в учебном кабинете на станции юных натуралистов. Педагог: Листья дерева - это живые частички растения, но они имеют свое строго определенное время жизни, после чего они падают на землю и погибают. Но сегодня мы с вами совершим маленькое чудо. Мы дадим вторую жизнь осенним листьям. Контуры листьев позволяют изобразить птиц, зверей, насекомых, фигурки людей и создавать целые сюжетные композиции. Творческая работа. «Осенний рисунок на память» Цели: познакомиться с гербарием листьев различных лиственных пород деревьев. Создать аппликацию из осенних листьев. Оборудование: гербарий засушенных листьев различных пород деревьев, ножницы, клей ПВА, карандаши, белые альбомные листы (все это на каждую парту).

Ход работы.

  1. Рассмотрите листья различных лиственных пород деревьев. Какие листья по форме, по цвету?

  2. Выберите шаблон для аппликации, скопируйте его на свой альбомный лист.

  3. Выберите подходящие листья для аппликации.

  4. Выложите на альбомный лист аппликацию из листьев, а затем приклейте листочки с помощью клея ПВА.

Педагог: Ребята, наверно, вы устали? Я предлагаю поиграть в игру «Мы - осенние листочки». Я буду зачитывать строчки, а вы должны изобразить движениями, жестами, мимикой, то, что я читаю.

Мы - листочки, мы - листочки, (дети встают, руки разводят в стороны)

Мы - осенние листочки, (машут руками)

Мы на веточке сидели, (дети приседают)

Ветер дунул - полетели. (дети встают)

Мы летали, мы летали, (дети кружатся в одну сторону)

А потом летать устали. (дети кружатся в другую сторону)

Перестал дуть ветерок - (дети перестают кружится)

Мы присели все в кружок. (дети приседают)

Ветер снова вдруг подул (ртом изображают ветер, дуют)

И листочки быстро сдул. (дети встают)

Все листочки полетели, (дети двигаются)

И на землю тихо сели. (дети садятся за учебные столы)


Педагог: А теперь попробуем отгадать «Загадки Осени».

Вот художник, так художник

Все леса позолотил!

Даже самый сильный дождик

Эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (Осень)

Летают, кружатся,

На землю ложатся.

С земли не встают

И тут пропадут. (Листья).

В тишине осенних рощ

Золотистый льется дождь. (Листопад).

Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает. (Дождь).

Все лето на ветке зеленый сижу,

А осенью бабочкой желтой кружу. (Листок).

Работа с дидактической карточкой. (Раздать карточку каждому обучающемуся).

Карточка №1 «Лиственные деревья нашего края»

  1. Определи лиственные деревья нашего края.

  2. Впиши в пустые клетки названия лиственных деревьев.

Конспект занятия Разноцветный дождь осени
Педагог: Ребята, существует ряд примет, связанных с листопадом. Попробуем назвать их. Первую примету я назову. «Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя». (Ответы детей) Педагог: Листья осины лежат на земле лицевой стороной - зима будет холодная, изнаночной - теплая. Педагог: Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.

IV. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Педагог: О чем мы говорили сегодня на занятии? Что нового узнали? (Ответы детей: «об осени, листьях, листопаде, приметах осени, почему осенью листья окрашиваются»). Педагог: Какое яркое осеннее явление природы мы изучили? (Ответы детей: «Листопад»). Педагог: Зачем деревьям листопад? (Ответы детей: «Листопад позволяет деревьям экономить воду, удалять ненужные вещества, предотвращает обламывание ветвей под тяжестью снега»). Педагог: Ребята, а сейчас пришло время оценить вашу работу, как вы себя чувствовали на занятии, было ли вам интересно. Для этого я заранее приготовила листья из бумаги разных цветов. Каждый цвет обозначает свое: зеленый - я чувствовал на занятии себя уверенно, легко справлялся с заданиями, мне было интересно; желтый - я испытывал затруднение, выполняя некоторые задания, занятие мне понравилось; красный - я все занятие скучал, задания были очень сложные и неинтересные, я не смог с ними справиться самостоятельно. Посмотрите, на доске я нарисовала деревце, но оно без листьев. Возьмите соответствующий листик и прикрепите его на наше деревцо. Посмотрим, что получится. (Дети выбирают листик и прикрепляют его к деревцу). Педагог: Молодцы, ребята! Хочу вас поблагодарить за вашу работу. Я надеюсь, что на этом занятии вы получили море позитива, и отличное настроение!

Литература.

  1. Смолеусова Т.В. Здоровьесберегающие эффекты экскурсий в начальной школе. // Народное образование, 2008, №8, стр. 188 - 192.



Приложение

Примеры аппликаций из осенних листьев


Конспект занятия Разноцветный дождь осени


© 2010-2022