Урок русской грамоты
1 класс
В. Н. КОВАЛЕНКО
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОСШ№3
Г. ТАЛГАР Тема: В. И. Даль «Старик-годовик» (Сказка-загадка) Задачи: познакомить учащихся со сказкой-загадкой «Старик-годовик»; формировать у учащихся временные представления; создавать условия для развития речи, памяти, навыков чтения; учить работать с текстом, выражать свои мысли вслух, уметь слушать других; воспитывать любознательность, внимательное и бережное отношение к природе. Оборудование: портрет писателя, картинки «Времена года», аудиозапись текста, карточки.
Ход урока
- Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Со сказками все дружат - И сказки дружат с каждым, Они необходимы, Как солнышка привет. Кто любит слушать сказки, Тому они расскажут О том, что может было, А может быть, и нет. - Ребята, а вы любите сказки? - Сообщение темы урока
- Сегодня мы прочитаем не просто сказку, а сказку-загадку Владимира Ивановича Даля - великого русского писателя. Мы не только прочитаем эту интересную сказку-загадку, а постараемся понять замысел автора и отгадать её. - Рассказ о Владимире Ивановиче Дале
- Посмотрите внимательно на портрет В. И. Даля и послушайте рассказ о писателе. (Рассказывают заранее подготовленные дети.) 1. Владимир Иванович Даль родился в начале 19 века. Он был военным инженером, великолепным хирургом. Даль был другом А. С. Пушкина. 2. Даль был прекрасным знатоком и ценителем русского языка. Он любил собирать слова. 53 года Даль занимался этим нужным и важным делом. Так появился Толковый словарь живого русского языка. «Живаго» так называл его сам Владимир Иванович. Этот словарь помогает нам в овладении русским языком. 3. Почти всю жизнь он собирал также пословицы, поговорки, загадки, сказки. Написал книгу «Пословицы русского языка». Владимир Иванович написал много сказок и рассказов для детей. - Что узнали о В. Дале? -Прочитаем произведение и подумаем, почему сам В. И. Даль определил жанр своего произведения как сказка-загадка? - Изучение нового материала
- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение? Подтвердятся ли эти предположения, вы узнаете после прослушивания и работы над текстом. 1. Слушание текста (аудиозапись) - Кто главный герой этого произведения? - Подтвердились ли ваши предположения? 2. Чтение по абзацам учениками. - Прочитайте первый абзац. - Что за птицы вылетели из рукава старика-годовика первый раз? (Три зимних месяца.) - Назовите зимние месяцы по порядку. - Что произошло в природе? - Как догадались, что речь идёт о зиме? (Стало холодно, пошёл снег.) - Это первая загадка, которую мы разгадали. - Прочитайте второй абзац и разгадайте его секрет. - Назовите вторую тройку птиц. (Весенние месяцы.) - Что произошло в природе с прилётом этих птиц? - Найдите в тексте признаки весны. (Снег стал таять, на полях показались цветы.) - Перечислите названия весенних месяцев. - Это вторая загадка, которую мы разгадали. - Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. - Какая третья тройка птиц прилетела? (Летние месяцы.) - Перечислите названия летних месяцев. - Что принесли эти птицы? - Докажите словами текста, что говорится о лете. (Стало жарко. Люди стали убирать рожь.) - Это третья загадка, которую мы разгадали. - Прочитайте четвёртый абзац и разгадайте его секрет. - Какая же последняя тройка вылетела из рукава старика-годовика? (Осенние месяцы.) - Какие изменения произошли в природе с прилётом этих птиц? (Подул холодный ветер, пошёл дождь, залегли туманы.) - Это четвёртая загадка, которую мы отгадали. - Сколько раз махал рукавом старик-годовик? (Старик-годовик махал четыре раза.) - Почему он махал только четыре раза? (Четыре раза символизируют 4 времени года.) - Сколько же всего птиц выпустил старик-годовик? (12 птиц - это 12 месяцев.) 3. Физминутка Игра «Бывает - не бывает» - Хлопайте, если бывает, топайте, если не бывает. Зимой: снегопад, метель, гроза, гололёд, мороз. Весной: капель, ледоход, ветер, вьюга, листопад. Летом: жара, радуга, вьюга, град, гром, молния. Осенью: листопад, дождь, туман, иней. 4. Продолжение работы над текстом - Прочитайте последний абзац. - Сколько крыльев было у каждой птицы? (Четыре крыла у каждой птицы - это четыре недели. В каждом крыле по семь перьев - это дни недели.) - Перечислите названия дней недели. - Что это значит, что у каждого пера одна половина бела, а другая - чёрная? (Белая половина пера - день, чёрная - ночь.) - Итак, мы отгадали пятую загадку. 5. Определение темы и идеи текста - А в чём же заключается главная загадка Даля? Кто же такой старик-годовик? (Это год.) - В чём волшебство (сказочность) этого произведения? (В жизни не бывает такого старика-годовика.) - Как вы думаете, что Даль хотел донести до читателя? - Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь… Мы с вами тоже являемся частью природы. И наша задача - сохранить природу, бережно к ней относиться. 6. Закрепление - Старик-годовик приготовил для вас задание, он хочет посмотреть, какие вы внимательные.
- Перед вами лежат карточки с названиями времён года и названиями месяцев. Соотнесите времена года и названия месяцев.
-
Имя учащегося:
ЗИМА
май
декабрь
ноябрь
июнь
сентябрь
август
февраль
март
январь
апрель
июль
октябрь
ВЕСНА
ОСЕНЬ
ЛЕТО
- Прочитайте описание времён года. Найдите предложения, которые не относятся к данному времени года. Зима
- Морозы сковали землю.
- Замёрзли реки и озёра.
- Везде лежит белый пушистый снег.
- На деревьях набухают почки.
- В лесу зацветают подснежники.
- Тяжело животным в зимнюю стужу.
- Птицы летят ближе к жилью.
- Стоят морозные дни.
Весна
- Застучала за окошком звонкая капель.
- Потеплел воздух, потемнел и осел снег.
- На кустах и деревьях пожелтела листва.
- Птицы возвращаются на родину.
- На берёзах надулись клейкие почки.
- Плывут по реке льдины.
- Журчат шумные ручьи.
Лето
- Наступило жаркое лето.
- Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде.
- Поспела в лесу земляника.
- Ягоды усыпали все лесные полянки.
- На реке треснул лёд.
- В июле на лугу идёт сенокос.
- Трава выросла высокая, высокая.
- Хлопья снега падают на деревья и кусты.
- Птицы начинают вить гнезда.
Осень
- Трава пожелтела и завяла.
- Птицы тронулись на юг.
- Льют холодные дожди.
- С огородов и полей убрали последние овощи.
- Весело распевают птицы.
- Над цветами жужжат пчёлы.
- Ветер шуршит сухими листьями.
- Проверяем вашу работу. - Домашнее задание
- Выразительно читать и пересказывать сказку «Старик-годовик». - Отгадать загадки о временах года и месяцах. - Итог урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке? - В чём же секрет этого произведения? (Произведение может одновременно являться и сказкой, и загадкой.) - Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке. Вы меня очень порадовали.
Загадки о временах года
Дел у меня немало - Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лёд реки убираю, Белю поля, дома, А зовут меня… (Зима)
Рыхлый снег На солнце тает, Ветерок в ветвях играет, Звонче птичьи голоса, Значит, к нам пришла… (Весна)
Зеленеют луга, В небе - радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться… (Лето)
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и ёлочек, Я… (Осень)
Загадки о месяцах
По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай! Написано… (Январь)
После брата января Служить очередь моя. Помогают мне два друга: Снежная метель и вьюга. (Февраль)
Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад - Заглянул к нам месяц… (Март)
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге. В небе жаворонка трель - В гости к нам пришёл… (Апрель)
Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май)
Расцвели в саду пионы, В землянике - горок склоны. Ветерок, прохладой дунь, Чтоб не жарким был… (Июнь)
Солнце обжигается, От жары все маются, Что за месяц это В середине лета? (Июль)
Этот летний месяц жаркий Дарит всем свои подарки: Сливы, яблоки и груши. Фрукты варим, фрукты сушим. Он - последний месяц лета, Осень рядом, близко где-то. (Август)
Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
Всё мрачней лицо природы: Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовёт к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его - всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдёт, Мы встречаем Новый год. (Декабрь)