Работа по развитию речи на уроках в начальных классов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор:

Учитель начальных классов

МОУ «Бардымская СОШ№2»

Уразова Ф.Ф.

Работа по развитию речи на уроках в начальных классов

«Речь- это канал развития

интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

Н.И.Жинкин. Развитие речи- процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечённости. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов их сочетаний, предложений. Главное -в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи- это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой .
Задача - в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации, организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей. Необходимо, чтобы дети поняли: то, чем им предстоит заниматься на уроках развития речи. Цель - сформировать у детей внимание и интерес к собственной устной речи и к речи окружающих людей, к процессу говорения, вызвать у них стремление овладеть хорошей устной речью. Ученики должны понять, что если, например, произносить слова неразборчиво, или слишком быстро, или слишком тихо, или наоборот, слишком громко, или неадекватным (не соответствующим высказыванию) тоном, то общение будет затруднено, а то и прекратится совсем; что всему этому необходимо настойчиво учиться. Первое условие речевого развития ребёнка- это потребность общения. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т. е. слов, их сочетание, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребёнка. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью- это способ познания действительности. Богатство речи в значительной степени зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Речь развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития. Для ребёнка хорошая речь- залог успешного обучения и развития. Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с необходимостью совершенствовать речь. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. д.- представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения- и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения. Важнейшее требование, предъявляемом к речевым упражнениям:

  • систематичность;
  • последовательность;
  • перспективность;
  • взаимосвязь разнообразных упражнений (умение подчинить их единой цели).
Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время вносит что-то новое, хотя бы небольшой элемент нового, обеспечивающий движение вперёд, без которого неизбежно топтание на месте. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Так, одно сочинение знакомит детей с элементами описания, следующее- с более сложными зарисовками по наблюдению, а затем может быть задано и такое сочинение, где описательные элементы занимают уже значительное место. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ, например все виды устных монологических упражнений: пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр. Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа и которую расширяет классное и внеклассное чтение, изучение грамматики и орфографии, другие языковые занятия. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учителя и учащихся. Временные неудачи, срывы не должны пугать ни тех, ни других. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается. Все эти требования применимы к речи младших школьников. Если ученик не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить её в ясной и понятной другим людям форме. Значит, речь шлифует мысль, совершенствует её, развивает мышление. Начинать эту работу надо с первых дней обучения ребёнка в школе. Наблюдения говорят о том, что большинство детей 6-8 лет не имеют элементарного представления о культуре устного общения. Для многих из них характерны невнимательность друг к другу во время разговора, неумение выслушать товарища, излишнее жестикулирование, неумелое использование мимики. Учитель должен постоянно, на всех уроках привлекать внимание учащихся к устной речи, к темпу, громкости, отчётливости произнесения, а также к манере поведения во время разговора. Развитие речи является неотъемлемой частью каждого урока, поэтому мы предлагаем этот дидактический материал. Для развития речи даются карточки с заданиями для самостоятельной работы. Характер заданий различный: они могут быть подготовительными, тренировочными, контрольно-повторительными. Это даёт возможность использовать карточки при объяснении нового материала, при его закреплении и повторении, при проверке усвоения. Наличие карточек с заданиями различной трудности позволяет дифференцировать самостоятельную работу учащихся. В результате сильные и средние ученики могут быстрей продвигаться в работе над трудными вариантами заданий, слабые будут выполнять их несколько медленнее. Очень важно, чтобы ученики последовательно овладели всем материалом, так как пропуски в усвоении отдельных звеньев учебного материала ведут к неполноте знаний и неустойчивости навыков.

Ожидаемый результат:


  • учить детей добиваться желаемого результата общения с помощью языка, дара речи;

  • понимать смысл обращённой к тебе речи;

  • выражать понятно собственные мысли и чувства.

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Школа -это мир надежд и радости, где более благоприятна почва для творческой деятельности. Находясь в постоянном поиске, стараясь подходить творчески к учебному процессу, я, как учитель хочу видеть в каждом своём ученике творчески - развитого или просто доброго, любящего человека. Я работаю с первых дней над тем, что при единой

для всех теме выполнять задания в своем неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т.е. качества, сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей. Нельзя сказать, что этот процесс протекает гладко. На первых порах возникают проблемы и трудности, обусловленные тем, что не каждый открыт к творчеству, например, из- за недостатка внимания, воображения и, в первую очередь, развития речи. Речь- это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Однако, есть несколько условий, без которых речевая творческая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

  1. Потребность детей высказаться.

  2. О чём нужно сказать, т.е. содержание.

  3. Создание хорошей речевой среды.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Наблюдая за детьми, я отметила, что у многих недостаточно развита речь, мал запас слов и даже нет четкого произношения отдельных звуков. Поэтому я наметила работу по развитию речевого творчества, о котором и хочу рассказать.


  • А начинала я со сказок. Их удивительный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети имитируют их речь, голоса, повторяют диалоги. Мы не просто читали и рассказывали сказки, а показывали их (создавали фильм).

  • Существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово.

К

К

К

К

1 Дать каждому придумать свои слова.

2 Подобрать слова на заданную тему, или на какое-нибудь орфографическое правило.

3 Придумать свою игру, подобную данной на разное количество букв и разные буквы.


  • Игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том, что из целого ряда слов ученикам нужно убрать сначала лишнее слово, обосновав свой ответ. Эта полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам и т.д.


  • Игра «Придумывание собственных слов». Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить детям придумать свои слова, продолжая ряд, затем определить значения подобранных слов: самолет, самосвал, самокат, (самозвон, самопрыг, самогрыз и т.п.).


  • Беседа по сюжетным картинкам.


  • Подготовка сообщений на ту или иную тему.


  • Составление предложений из разрозненных слов.


  • Задачу добиться творческого подъема в классе, я решаю с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: творческое списывание, творческий диктант, свободный диктант, творческое изложение, творческое сочинение.(методика этой работы №4,1998г).


  • «Рассказ по кругу». Учителем определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».


  • Игра мимики и жестов. Произнести слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для выполнения такого задания необходимо создать речевую ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние, например: дети произносят фразу Я восхищаюсь и даны ситуации.


  • Инсценировки.


  • Нахождение синонимов к словам.


  • Игра «Я начну, а ты продолжи» по теории стихосложения. Например: Учитель

Шла лесной тропинкой

Девочка с корзинкой…

Дети

А в корзине той грибы, ягоды

Внучка бабушке несет все эти продукты

и т.д.

Такая работа развивает у детей творческое воображение, дар слова, а так же служит хорошим средством развития чувства юмора.


  • Работа с творческими тетрадями, альбомами, где дети пишут свои стихи, песни, загадки, письма.


  • Работа со словарями, справочными материалами.


  • «Что такое хорошо, что такое плохо?». Класс делится на 2 команды. Показываю предмет. Одна группа ищет у него достоинства, а другая недостатки.


  • Выступление учащихся на утренниках и на обычных уроках


  • Изменение сюжета рассказа или сказки, ввод новых эпизодов или перестановка их.


  • Исследовательская работа.

Схема-план

  1. Слово…и его лексическое значение (в толковом словаре).

  2. История происхождения слова (в этимологическом словаре).

  3. Слово… и «слова-родственники».(однокоренные).

  4. Слово… и его «друзья-синонимы» (в словаре синонимов).

  5. Слово… и его «враги-антонимы» (в словаре антонимов).

  6. Слово… во фразеологических оборотах (во фразеологическом словаре).

  7. Слово… и слова (сочетания)-рифмы.

  8. Слово… в русском фольклоре: в пословицах и поговорках; в загадках; в скороговорках; в сказках.

  9. Слово… в названиях произведений литературы.

  10. Слово… в названиях газет, журналов, в рекламе.

  11. Слово… в названиях картин художников.

  12. Слово… в названиях художественных фильмов.

  13. Слово… в детском речевом творчестве (собственные стихи, рассказы, сказки).

  14. Слово… в иллюстрациях, рисунках. (Нарисовать свое слово; придумать серию картинок).

  15. Защита своей работы. (Презентация).

  • Рифмовка слов.


  • Пословицы и поговорки. Даны пословицы и поговорки.

1 Прочитай одну пословицу. Устно передай ее основной смысл.

Сформулируй тему.

2 Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль в письменной форме (от 5 до 15 предложений).


  • Нахождение происхождения слова.

Надо помнить, что работа по развитию речи, организации детского речевого творчества младших школьников не терпит одноразовости, суеты, что успехи всегда заслуживают поощрения. Не будем огорчаться из-за трудностей и неудач, которые, несомненно, возникнут на этом пути. Постараемся стать для своих учеников товарищем и другом, ведь командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества- огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Зажжем в ребенке искру надежды на дальнейшие успехи!

«Тайна возбуждает творчество» А.Эйнштейн.


© 2010-2022