- Преподавателю
- Начальные классы
- Планирование по русскому языку з класс
Планирование по русскому языку з класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Толстова С.В. |
Дата | 16.04.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
к рабочей программе
по русскому языку
3 класс «Школа 2100»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта начального образования и авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др. Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке;
- формирование коммуникативной компетенции.
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
- Если основная цель курса риторики - обучать эффективному (результативному) общению, то школьная риторика - предмет с четко выраженной практической направленностью, где:
- - большая часть времени выделяется на формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;
- - большое место занимают так называемые инструментальные знания - о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
- - понятийный аппарат, его отбор и интерпретация также подчинены прагматической установке курса.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег - снежок). Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ. Написание слов с двойными буквами согласных в корне. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова. Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный. Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения. 2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами. Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение). 3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1-2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных). 4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов. Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-. Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот. Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-. Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы. Понятие о наречии. Наречие как часть речи. Предложение и текст. Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи. Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения. Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания. Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану. Повторение. Развитие речи - одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков. Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Практическая часть: - на написание контрольных диктантов - 3 ч; - проведение контрольных списываний - 1 ч; - написание проверочных работ - 7 ч; Форма промежуточной аттестации обучающихся: контрольная работа (диктант).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Ученики должны знать и уметь:
-
правильно списывать слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
-
писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
-
читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;
-
составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
-
читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
-
писать подробное изложение доступного текста;
-
определять тему текста;
-
читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений
-
выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове;
-
находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
-
выделять два корня в сложных словах;
-
конструировать сложные слова;
-
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
-
различать однокоренные слова и формы слова;
-
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
-
выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
-
образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы - с помощью приставок;
-
подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
-
определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
-
выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
-
выделять из предложения словосочетания;
-
видеть в предложении однородные члены;
-
различать простое и сложное предложение;
-
выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений
-
находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам;
-
писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);
-
обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
-
писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
-
писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
-
писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
-
писать раздельно частицу не с глаголом;
-
писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
-
писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
-
самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
-
графически объяснять выбор написания;
-
находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
-
правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
-
пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
-
ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор знака.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; - чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология,технология продуктивного чтения. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема); - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. - высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы.
Контроль уровня обученности
Практическая часть: - написание контрольных диктантов - 3 ч; - проведение контрольных списываний - 1 ч; - написание проверочных работ - 7 ч; Форма промежуточной аттестации обучающихся: контрольная работа (диктант).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
дата
тема
Кол-во
часов
I четверть
1
Вводный урок. Что мы знаем о тексте?
1
22
Что мы знаем о слове, предложении, тексте?
1
3
1
3
5
По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами
4
Повторение изученных орфограмм, их графическое обозначение
1
5
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы
1
6
Развитие умения писать заглавную букву в словах. Проверочное списывание
1
7
8
Повторение понятий «Корень слова», «Однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне
1
8
Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне
1
9
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (на конце и в середине слова)
1
10
Правописание проверяемых согласных букв в корне слова
Проверочная работа №1.
1
111
Понятие об удвоенных согласных буквах в корне слова
1
12
Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне. Развитие речи. Проверочная работа №2.
1
13
Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне
1
14
Правописание проверяемых согласных в корне слова. Развитие речи. Проверочная работа № 3
1
15
Контрольный диктант № 2
«Пишу правильно». Работа над ошибками
1
16
Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
1
17
Развитие умения видеть в словах орфограммы - безударные гласные . Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне
1
18
Контрольный диктант.
«Пишу правильно». Работа над ошибками
1
II четверть
19
Знакомство с понятием «сложные слова»
Соединительные гласные о и е в сложных словах
1
20
Образование сложных слов
Сложные слова - имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей
1
21
Употребление в речи и правописание сложных слов.
Проверочная работа № 5
1
22
Приставка, ее роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение)
Правописание безударных гласных в приставках
1
23
Приставки ПРО- и ПРА-, ПО- и ПА-, их правописание
1
24
Почему появляется удвоенная согласная буква на стыке приставки и корня?
Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня
1
25
Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных Ъ и Ь
Правописание слов с разделительными Ъ и Ь
1
26
Упражнения в правописании слов с разделительными Ъ и Ь
Проверочная работа № 6
1
27
Контрольный диктант № 4
«Пишу правильно». Работа над ошибками
1
28
Понятие об окончании слова и основе слова
Развитие умения находить в слове окончание и основу
1
29
Суффикс и его роль в слове
Развитие умения находить в слове суффикс
1
30
Составление слов по схемам. Порядок разбора слова по составу
Упражнения в разборе слов по составу.
1
31
Упражнения в разборе слов по составу.
Проверочная работа № 7
1
32
Контрольное списывание
«Пишу правильно». Работа над ошибками
1
III четверть
1
3
8
Роль имен существительных в речи.
Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных
Имена существительные в речи
Имена существительные мужского, женского и среднего рода.
1
2
Род - постоянный признак имен существительных
Окончание имен существительных мужского, женского и среднего рода
Изменение имен существительных по числам
1
33
4
Образование множественного числа имен существительных.
Окончание имен существительных в единственном и множественном числе
Разбор имени существительного как части речи
1
94
Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
1
5
9
Образование имен существительных от основ
Развитие речи. Сочинение сказки с использованием имен существительных с разными суффиксами
1
6
Разбор имен существительных по составу
1
7
Развитие речи. Обучающее изложение «Мурлыка»
1
8
Проверочная работа № 8
Работа над ошибками
1
9
Понятие о местоимении. Личные местоимения Местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Разбор местоимения как части речи
1
10
Развитие речи. Свободный диктант «Паучок». Закрепление знаний о местоимении
1
11
Проверочная работа № 9. Работа над ошибками
1
12
Определение имени прилагательного
Роль имен прилагательных в речи. Связь имен прилагательных с именами существительными.
Разбор имени прилагательного как части речи
1
113
Окончание имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе
Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
1
Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.
14
Закрепление правописания слов с изученными орфограммами. Словообразование имен прилагательных.
Разбор имен прилагательных по составу.
1
15
Проверочная работа № 10. Работа над ошибками
1
16
Контрольный диктант № 5
1
17
Определение глагола как части речи.
Изменение глаголов по временам.
1
18
Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по родам.
1
19
1
Изменение глаголов по числам. Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами.
1
20
Развитие умения писать частицу НЕ с глаголами. Развитие речи. Свободный диктант.
1
IV четверть
1
Понятие о неопределенной форме глагола
Неопределенная форма глагола. Правописание Ь в глаголах неопределенной формы.
1
2
Образование форм времени от неопределенной формы глагола
Разбор глагола как части речи
1
3
Проверочная работа № 11 Работа над ошибками
1
4
Контрольный диктант № 6 Работа над ошибками
1
5
Развитие речи. Контрольное изложение
1
6
Виды предложений по цели высказывания
Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение
1
7
Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое
1
8
Понятие о второстепенных членах предложения
Предложения распространенные и нераспространенные
1
9
Разбор предложений. Контрольный словарный диктант
1
10
Однородные подлежащие и сказуемые
Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении
1
11
Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами
1
12
Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения
Запятая в предложениях с однородными членами
Повторение.
Разбор простого и сложного предложений
1
13
Проверочная работа № 12. Работа над ошибками
1
14
Повторение знаний о предложении, тексте, частях речи. Контрольный словарный диктант
1
15
Повторение изученных орфограмм и состава слова. Контрольное списывание
1
16
Итоговая контрольная работа
«Пишу правильно». Работа над ошибками
1
Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:
1. Бунеева, Е. В. Русский язык. 3 класс [Текст]: методические рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. - М.: Баласс, 2011. 2. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках : учебная тетрадь для 1 класса : в 2 ч. / Т. А. Ладыженская [и др.] ; под ред. Т. А. Ладыженской. - М. : Ювента : Баласс, 2010.. 3. Степанов, В. Русские пословицы и поговорки от А до Я [Текст] / В. Степанов. - М.: АСТ-Пресс, 1998. 4. Узорова, О. В. 500 контрольных диктантов по русскому языку
[Текст] / О. В. Узорова. - М.: Аквариум, 2010. 5. Узорова, О. В. Загадки для развития речи, внимания, понятия и абстрактного мышления [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ, 2006. 6. Наглядные пособия. 7. Методические рекомендации с электронным приложением.