- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия Как дуют ветры? (из опыта работы Шамаевой У. Д.)
Конспект занятия Как дуют ветры? (из опыта работы Шамаевой У. Д.)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шамаева У.Д. |
Дата | 28.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Чуораанчык» с. Кюсюр
МО «Булунский улус (район)» РС (Я).
Как дуют ветры? интегрированное занятие в старшей группе
Шамаева У.Д.- воспитатель 1 категории
с.Кюсюр МДОУ «Чуораанчык». 2011г.
Как дуют ветры? интегрированное занятие в старшей группе
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в природе , в том числе и человека.
- Заинтересовать детей к познанию разнообразия ветров;
- познакомить детей как образуется ветер через опыты;
- учить передавать ветер через рисование холодными оттенками цветов.
Методы и приемы:
Опыты: бумажный веер, сквозняк, тазик с водой и бумажными лодочками, игрушки - вертушки (бумажные); вопросы, загадки, видеослайд, аудиозапись «шум ветра»,
Наглядность:
Видеослайды, для опытов: бумажный веер, сквозняк, тазик с водой и бумажными лодочками, игрушки - вертушки (бумажные); планшет для рисунков.
Ход занятия. Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Мы узнаем с вами секрет хорошо знакомых нам природных явлений. Отгадайте, о чём пойдет сегодня речь:
Хоть, без рук, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою, он сердит.
Только что он был везде Миг - и нет его нигде! ( ветер).
Слайд 1 - молодцы, угадали. А сейчас мы попробуем образовать ветер. Интересно как же дует ветер ? ребята сегодня мы проведем опыты и узнаем ответы на наш вопрос.
Опыт № 1. - Перед вами дети, лежат бумажные веера, возьмите их и помашите перед лицом. - Что вы почувствовали? ( ветер). - как вы думаете откуда он взялся? (ответы детей)
- В комнате есть теплый воздух, а когда мы машем веером, нам в лицо идет холодный воздух, т.е. соприкасается теплый и холодный воздух и поэтому образуется ветер.
Вывод: - мы заставили воздух двигаться, и поэтому образовали ветер.
Опыт № 2. Открыть форточку, ветер колышет занавески.
- А теперь мы попробуем сделать следующий опыт. Откроем форточку, а когда открываем что происходит? (ответы детей) Правильно, ветер или холодный воздух дует через форточку и шевелит шторы. - А если мы еще откроем дверь? Интересно что произойдет
Невидимка - озорник
В нашу комнату проник
Заплясали занавески
Календарь пустился в пляс.
Хорошо, что сразу с треском
Дверь захлопнулась у нас. (Сквозняк)
(ответы детей) итак открыли дверь и форточку получился сквозняк , воздух задвигался и образовал ветер в комнате.
- Что это? Сквозняк или лёгкий ветерок. Ветерок любит играть с листвой, цветами, приносит людям запах цветов, прохладу. Люди рады такому ветру. - Посмотрите сюда, как вы думаете, здесь есть ветер? (ответы детей)
Слайд № 2
-Да, здесь мы видим тихий, слабый ветер, а называют такой ветер
- бриз и муссон
Повторите вместе со мной: бриз, муссон. Итак, как называется легкий, тихий ветер? (ответы детей)
Опыт № 3. Ребята, чтобы еще было понятно, как дует ветер, давайте еще сделаем один опыт. Перед вами на столах стоит один тазик с водой и у каждого по лодочке, будем работать парами, значит вдвоем, по очереди. Берем лодочку, опускаем на воду, первый ребенок дует тихонько и смотрим как же движется наша лодочка? (Ответы детей)
А второй ребенок дует на лодочку сильнее. Как же движется лодочка, кто скажет? (ответ ребенка)
- Но как все-таки появляется ветер?
- С помощью чего двигалась наша лодочка? (ответы детей)
Вывод: Ветер - это воздух, который приводит в движение предмет
- Солнце греет землю и от земли нагревается воздух, но на земле есть растения, дома, вода - они нагреваются неодинаково, а значит воздух над ними разной температуры. Над полями, морями, лесами, жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится, то сильнее, то слабее дует ветер. Ветер - это движущийся воздух. (показываю на слайде) Слайд № 3
Воспитатель:- Но есть и другие ветры. Может быть кто - нибудь знает, как они называются? (ответы детей).
- Да, существуют сильные и опасные ветры и называются они так - пурга, буря, ураган, смерч, торнадо
Буря мчится и летит
Ветер воет и свистит
Буря страшная ревет
Буря крышу с дома рвет.
- Какие бывают бури? (ответы детей)
- Бури бывают снежные, песчаные.
Слайд 4
Посмотрите на экран - это песчаная буря а это снежная буря, то есть мы говорим - пурга. У нас на Севере зимой, когда дует ветер со снегом, мы называем - пурга, а на самом деле это снежная буря. - Как вы думаете, во время бури, то есть пурги опасно находится на улице? - Кто расскажет про бурю - про пургу? (рассказ ребенка)
Воспитатель: - а знаете, еще в мире существуют другие сильные ветры. Скажите, пожалуйста, может ли ветер перенести дом на новое место, как в сказке? Сброшенные с рельсов поезда, разрушенные здания, вырванные с корнями деревья - все это проделки урагана « Торнадо», что значит - «крутить». Слайд № 5,6- посмотрите на эти фотографии и повторяйте вместе со мной: смерч, ураган, торнадо
Пыль с дороги захватил,
А потом, набравшись сил,
Завертелся, закружился
И столбом до неба взвился. ( смерч, ураган).
Физминутка «Ветерок, ветер, ветрище».Дети, давайте отдохнем, все выходите из-за парты, встаньте прямо, ноги поставьте на ширину плеч я буду говорить и показывать движения, а вы повторяйте вместе со мной движения четко.
- ветерок колышет листочки - работают кисти рук, пальцы; - ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук; - ураган гнёт деревья до земли - наклоны туловища, взмахи руками. (движения
выполняются под музыку)
Воспитатель: Бури, ураганы, смерчи, торнадо угрожают людям во всём мире, они несут разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Но учёные следят, как и куда движутся ураганы. Информацию об этом они получают со спутников.
Посмотрите на экран. Это - наша планета Земля, а это - спутники, по которым наблюдают ученые с Земли и узнают погоду. Слайд. № 7,8
Воспитатель: - Как вы думаете, дети, зачем это нужно людям?
- Расскажите, как человек использует ветер?
- какую пользу приносит ветер в природе? ( рассуждения детей о роли ветра в жизни человека, растений и животных)
Вывод: И так, ветер приносит не только вред, но и польза есть от ветра. Ветер разбрасывает семена деревьев, цветов, зимой снегом укрывает деревья от холода, заставляет крутиться мельницам - молоть муку и ветряным мельницам, которые дают энергию. В нашем Булунском районе есть тоже ветреные установки, которые вырабатывают энергию.
Слайд 9
Ветер, ветер, ветрище…
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути!
Дети, давайте вспомним название ветров, тихие ветра - это…(бриз и муссон). Сильные и опасные - это (буря, ураган, смерч, торнадо)
Дети перед вами альбомный лист , краски разных цветов и оттенков. Задание: сегодня мы говорили о разных видах ветров, давайте попробуем нарисовать ветер. Подобрать краски, которые соответствуют ветерку, бризу, бури, урагану и передать впечатления на бумаге, используя палочки с поролонами, или вату, или кисточку. Ребята развесьте свои рисунки после занятия мы обсудим какие ветра вы нарисовали
Наше занятие подходит к концу.
Итог занятия. - Что интересного вы сегодня узнали?
- Какие ветры больше всего вас заинтересовали?
- Как появляется ветер? молодцы я довольна вашими знаниями.
- Я вам принесла игрушку - вертушку. Смотрите, а вертушка-то не крутится. Что надо сделать, чтобы закрутилась вертушка? (ответы детей) Правильно, надо заставить двигаться воздух, тогда и будет крутиться вертушка. Можно подуть, можно двигать слева направо, а можно побегать.
Игра «Вертушка».