Обучение грамоте Заглавные буквы Ц и Щ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучение грамоте (программа 2100)


Тема: Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща щу

Цели: 1. Формирование каллиграфической и орфографической деятельности

  • Учить детей овладевать начертанием новых письменных букв - заглавных Ц, Щ
  • Запоминать правила правописания и применять их на письме: заглавная буква в именах собственных и в начале предложения; сочетания ща, щу
2. Формирование правильной читательской деятельности
  • Формировать умение работать с текстом, находить главную мысль, анализировать прочитанное, определять своё отношение к нему.
  • Актуализировать понятие суффикса, его роли и значения в слове (-ат -ят, -онок -ёнок)

План

  1. Мотивация к учебной деятельности.
Оргмомент Учитель проверяет готовность учащихся к уроку Давайте проверим-ка, ребята, Готовы ли вы начать урок? Всё ли на месте, Всё ли в порядке: Ручка, учебник и тетрадки? Беритесь, ребята, Скорей за работу! Учитесь читать, Учитесь писать, Чтоб грамотным быть, Образованным стать! Прочитайте пословицу

Красна птица пером, а человек - умом

- Как вы её понимаете? (Птица с красивыми перьями очень привлекательна, а человек становится интересным, когда он умён, начитан, много знает, то есть хорошо образован) - А как эта пословица относится к вашей работе на уроке? ( На уроке надо быть внимательным, хорошо учиться, чтобы стать интересными людьми) - А как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание? (Мы должны сделать два шага: 1 - понять , что мы ещё не знаем, 2 - самим это узнать) -Вы готовы? Тогда пожелаем всем успехов и в путь - в добрую страну Знаний, в царство Грамматики! (самооценка настроения) В русском языке очень много интересного, сегодня вам предстоит выполнить новые задания.

  1. Актуализация знаний.
Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии
- И первое задание в царстве Грамматики вам предлагает Василиса Премудрая.
  • Решите грамматическую задачу.
Какое слово лишнее в каждой строке? Почему, обоснуйте свой ответ.
Цибикнур, Царицыно, цирк, Царёв Щучье, щётка, Щёлково, Щепкин



(Лишние слова: цирк, щётка. Они написаны с маленькой буквы, остальные с заглавной) -Что общего между словами первой строки? Что означает каждое слово? ( Все слова с заглавной буквы Ц) -Что общего между словами второй строки? ( Все слова с заглавной буквы Щ) -Итак, на какие две группы разбились слова? ( В одной - все с Ц, в другой - с Щ) -Кто попробует объявить тему урока? ( Тема урока: «Заглавные буквы Ц и Щ») -Верно! Тема нашего урока: Обучение грамоте Заглавные буквы Ц и Щ.

  1. Выявление места и причины затруднения

  • Попробуйте выполнить второе задание Василисы Премудрой

Сможете ли вы записать сейчас слова: Цибикнур, Царицыно, Царёв, Щучье, Щёлково, Щепкин?

(Нет, потому что не знаем, как писать заглавные буквы Ц и Щ )


  1. Построение проекта выхода из затруднения. Целеполагание.

- Какую цель поставите перед собой?

( Научится писать заглавные буквы Ц и Щ)

- Для чего нужно уметь писать заглавные буквы?

(Заглавные буквы нужны для написания имён собственных и начала предложения)

-Какую ещё цель поставите перед собой?

( Повторить правописание имён собственных и начала предложения)

-Что вам может помочь научиться писать буквы Ц и Щ?

( Эталон, образец в прописях) Что необходимо вам сделать? (Посмотреть, на что похожи буквы Ц и Щ, из каких элементов они состоят, откуда начинать писать букву)

  1. Реализация построенного проекта

  • Проанализируйте, из каких элементов состоит буква Ц? Буква Щ?

(Из элементов буквы И, петельки как у буквы у, только маленькой;

Из элементов буквы Ш и петельки)

  • Сконструируйте модель буквы Ц, буквы Щ (конструирование моделей букв на доске)

  • Какие ошибки в написании букв можно предупредить? На что обратить внимание?

(На высоту элементов букв, наклон, ширину между палочками, размер петельки) Самостоятельная работа в прописях стр. 26

  1. Написание заглавных букв И красной ручкой, Ц - синей ручкой.
  2. Написание заглавных букв Ш синей ручкой, Щ - зелёной ручкой.
-Простым карандашом подчеркните самые удачные буквы. Самооценка.
-Итак, какие новые знания вы открыли на уроке? ( Узнали, как пишутся заглавные Ц иЩ) -Повторим, для чего в русском языке нужны заглавные буквы? ( Для написания имён собственных и начала предложения) А теперь вы сумеете справиться с заданием Василисы Премудрой? (Да) Работа в тетрадях и у доски
  • Запишите слова: Царёв, Щукина. Выполните фонетический разбор слов.
-Почему эти слова записали с большой буквы? (Имена собственные)
  • Диктовка. Запишите предложение. Обозначьте орфограммы.
Михаил Царёв - артист театра. Проверка. Сравнение с эталоном на доске. Обратить внимание на слово театр. Физкультминутка Раз, два, три - вперёд наклон, Раз, два, три - теперь назад. Головой кивает слон, Он зарядку делать рад! Ноги тихо поднимает И активно отдыхает. Боком правым повернулся, Боком левым повернулся, Всем ребятам улыбнулся. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. На места будем садиться, Продолжаем все учиться
  1. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что нового узнали на уроке? (Как пишутся заглавные буквы Ц иЩ) -А какие звуки обозначают эти буквы? Работа в букваре. Стр. 138. Следующее задание (№3) Василисы Премудрой Самостоятельная работа -Нарядить звуковичков. Проверка. Анализ. -Почему звуковички соединились по трое? В чём особенность звуков? СОбучение грамоте Заглавные буквы Ц и Щ.равнение с эталоном. Самооценка.
  1. Включение в систему знаний и повторение.
Работа в букваре. Стр. 138. Чтение слов. -На какую орфограмму слова? площади пощада щупает чищу площадка пища щурится ищу чаща пищали щука прощу гуща запищали щурёнок тащу (ща пишпи с «а», щу пиши с «у») Работа в тетрадях
  • Выпишите слово, которое обозначает небольшое пространство, где можно играть (площадка), подчеркните орфограмму.
  • Выпишите слово, которое обозначает детёныша щуки (щурёнок), подчеркните орфограмму.
-Какие слова выписали, какие орфограммы подчеркнули?
VII. Формирование правильной читательской деятельности Букварь. Стр.138. Работа над текстом «Площадка молодняка»
  1. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование.
  • Прочитайте название текста.
-Как вы понимаете слово «молодняк»? (молодые животные или молодой лес) - Про какой молодняк будет говориться в тексте? Как догадались?
  • Рассмотрите иллюстрацию к рассказу?
-Как вы думаете, где эта площадка, кто на ней находится, чем они заняты? ( предположения детей)
  1. Чтение текста и анализ по ходу чтения.
-Правильно ли вы предположили о месте площадки? -Как сказать по-другому детёныши животных? (молодняк) - Правильно ли мы объяснили значение слова «молодняк»? -Какие это «бурые» медвежата? -На кого похожи волчата? -Чем тигрята похожи на взрослых тигров? (рычанием) -А на котят? (внешним видом) -Интересно, зачем всё это на площадке? -Кто же они - тигрята, волчата, медвежата? (цирковые «артисты») -Как теперь называют зверят? (пушистые актёры) -Какой у них первый урок? (как вести себя на арене) -Почему зверята никого не замечают? (привыкли к зрителям) -Кого слегка напоминают зверята на площадке ? (детей) -С каким мамами и папами малыши выйдут на арену? (со взрослыми животными) -А почему не одни? (учатся у взрослых выступать)
  1. Вопросы после чтения
- Чем напоминают зверята детей?
Самостоятельная работа -Найдите в тексте и подчеркните, как по-разному авторы называют зверят. Проверка!
  1. Работа с текстом после чтения
-Прочитайте слова с выделенными буквами. -Какая часть слова выделена? (суффиксы) - Какую роль выполняют суффиксы -ат -ят? -Выделите суффиксы в словах.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Подведение итогов
-Над какой темой вы работали на уроке? (заглавные буквы Ц иЩ) -Какая цель стояла перед вами? ( научиться писать эти буквы) -Достигли вы цели? -Почему необходимо уметь писать заглавные буквы? -Оцените свою работу на уроке. - С каким настроением вы заканчиваете свою работу? Давайте поблагодарим аплодисментами друг друга
© 2010-2022