- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по самопознанию на тему Жить по совести 4 класс
Конспект урока по самопознанию на тему Жить по совести 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Заверняй Т.И. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока самопознания
Школа: КГУ «Начальная школа №1 города Зыряновска»
Дата: 17.02.15
Урок: 21
Тема: Жить по совести
Ценность: праведное поведение
Качества: говорить правду, не нарушать обещание
Педагог: Заверняй Т.И.
Класс: 4 В
Количество учащихся: 18
Цель: содействие раскрытию содержания праведного поведения как общечеловеческой ценности.
Задачи:
-
Актуализировать знания учащихся о необходимости говорить правду;
-
Развивать качество не нарушать данные ими обещания;
-
Воспитывать стремление быть честным с собой и окружающими людьми.
Ресурсы (материал, источники)
Притча «Осколки в сердце»
Песня «Дорога добра»
Слайдовое сопровождение урока
Музыка для позитивного настроя
Интерактивное оборудование
Ход урока:
-
Организационный момент.
Позитивный настрой. Сад души Сядьте удобно. Закройте глаза. Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад - сад вашей души. Светит ласковое солнце. Это солнце любви и тепла. Переливается яркая радуга. Это радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой, послушайте пение птиц, вдохните аромат цветов. Побудьте в этом состоянии тишины и покоя. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. - Кто желает поделиться своими впечатлениями?
-
Проверка домашнего задания.
Беседа по притче А. Кунанбаева «Испытание учителя» (учебник стр. 78-79)
- Назовите главных героев притчи?
- О чем попросил учитель своих учеников?
- Согласились ли они выполнить его просьбу?
- Почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, мое «Я» наблюдает за мной?
- Как бы назвали свое «Я», которое наблюдает за Вами?
- Если вы дали сами себе обещание что-то сделать, то можете вы не выполнить его?
- А если вы что-то пообещали другому человеку, Вы можете отказаться и не делать этого?
Прочитать рассказ А. Гайдара «Совесть», выполнить иллюстрации к рассказу.
Найти в словаре значение слова «совесть»
«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка».
Из словаря В.Н. Даля.
Совесть - внутренняя оценка, чувство ответственности за свое поведение.
Толковый словарь русского языка Ушакова.
Анализ хода урока
-
Позитивное высказывание
«Лучшее украшение человека - чистая совесть»
Цицерон (древнеримский философ)
- Что украшает человека?
- Что значит чистая совесть?
- Как вы понимаете смысл высказывания?
-
Рассказывание истории (беседа)
Притча «Осколки в сердце» Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла - и пошел себе дальше. Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение - все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.
Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
- Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,- сказал человек.
- Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце всю жизнь, - ответил слепой.
- Какой поступок совершил человек в молодости?
- Как сложилась его судьба в дальнейшем?
- Почему этот поступок не давал ему покоя всю жизнь?
- Почему герой сказал правду слепому?
- Почему нужно выполнять обещания, данные собственому «Я»?
- Почему уважают людей которые говорят правду и выполняют обещания? Кто такой совестливый человек? - Случалось ли вам осознавать свои ошибки? Как вы исправляли их?
Игра-разминка
Учитель предлагает учащимся подумать и ответить хлопком, в каких ситуациях проявляется честное, правдивое (совестливое) поведение.
Я стараюсь вернуть найденную вещь хозяину без вознаграждения.
Я не завидую подруге, когда вижу ее нарядной и красивой.
Я могу признаться в том, что был не прав.
Я рассказываю секрет, доверенный мне другом.
Я добросовестно выполняю любую работу, в том числе и учебную.
Я уступаю место в автобусе слабым и старшим.
Если я не выполню домашнюю работу, то спишу у товарища.
Я с уважением отношусь к окружающим.
Я бескорыстно помогаю старшим.
Я никогда не беру чужую вещь.
Я иногда подсмеиваюсь над недостатками друзей.
Я не обманываю людей, даже если это выгодно мне.
Наедине с собой. Звучит спокойная музыка.
Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким. Откройте глаза.
-
Творческая деятельность, групповая работа
Только ли к людям мы должны быть добрыми?
Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков. Замечали ли вы, какой радостью наполняется оно, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые хлебные крошки, а воробьи и синички с удовольствием клюют их?
Фрагмент мультфильма «Теплый хлеб»
(К. Паустовский «Теплый хлеб»)
- Осознал ли Филька свою ошибку?
- Готов ли он ее исправить?
- Какой совет вы бы ему дали?
ПИРАМИДА СОВЕСТИ (расставить утверждения в нужной последовательности)
Размышляю над тем, что совершил.
Понимаю, что надо исправить свой поступок.
Исправляю положение.
Наступает мир с самим собой
Презентация работ.
-
Групповое пение
Дорога добра
Композитор М. Минков
Автор текста Ю.Энтин
-
Домашнее задание
- Работа в тетради (стр. 56 распечатка)
-
Учебник (стр. 80)
Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы. Легко ли человеку, который обманывает? Почему?
-
Заключительная минута урока
Закройте глаза и вспомните все хорошее, что было на этом уроке. Поместите доброту в свое сердце, живите в ладу со своей совестью. А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!