- Преподавателю
- Начальные классы
- Игра – путешествие по рассказу Н. И. Сладкова
Игра – путешествие по рассказу Н. И. Сладкова
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Илеува Е.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Игра - путешествие по рассказ Н.И.Сладкова « Раскрываем природные тайны»
Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально - оценочные суждения. Бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет и книги Н.И.Сладкова, кубик, шесть конвертов - маршрутов с заданиями, четыре конверта с рисунками, ребусы.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие за природными тайнами. Хотите овладеть лесной грамотой, научиться читать по следам? Поможет нам в путешествии писатель - натуралист Николай Иванович Сладков, который во всех своих книгах рассказывает о неведомом и неведомом в природе.
Еще до Великой Отечественной войны, занимаясь в кружке юннатов при Ленинградском зоологическом институте, он познакомился с Виталием Бианки и увлекся натурализмом. В годы войны Сладков стал военным топографом и в армии прослужил до 1958 года. По долгу службы ему приходилось много разъезжать по Кавказу и Закавказью. Впечатления той поры нашли отражение в первых произведениях писателя: «Серебряный хвост», «Безымянной тропой», «Джейранчик».
Сладков - автор более двадцати книг для детей. Писатель хотел, чтобы вы, прочитав его книги, научились своими глазами видеть необыкновенное в природе. Через все произведения Сладкова проходят три основных мотива - мотив любви к природе, ее познания и защиты: «В лес пойдешь - кого - нибудь да увидишь. А увидишь - узнать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь. Уж так человек устроен - что любит, то и защищает». Произведения Н.И. Сладкова - книги встреч, открытий, знакомств, книги-опыты.
В нашем путешествии участвует несколько команд, их успехи оценит жюри в составе…
Представление жюри…
Представление команд:
1 команда - «Лисята», девиз «Мы веселые ребята! Называемся лисята! Любим петь и танцевать, книжки разные читать. Мы Сладкова прочитали, много разного узнали».
2 команда - «Лесные следопыты», девиз «Следить всегда, следить везде, следить в лесу и на воде».
3 команда - «Листопад», девиз - «Листья падают, скребутся, и лопочут, и шуршат. Золотым дождем осенним начинался листопад».
Тур 1. Вспоминаем названия.
Ведущий. С произведениями Н.И.Сладкова вы встречались на уроках природоведения и чтения. Вспомните полное название рассказов. За правильный ответ 1 балл.
«За птичьими … (голосами)»
« Страшный … (невидимка)»
«Медвежья… (горка)»
«Почему год… (круглый)»
«Ивовый… (пир)»
«Синичий… (запас)»
«Скатерть… (самобранка)»
«Поющий … (бархан)»
«Ондатровая… (вентиляция)»
«Подводная… (газета) »
Тур 2. Выбираем маршрут - отправляемся в путешествие.
На столе шесть конвертов с заданиями. Капитаны команды с помощью кубика выбирает одно из них. Команда готовится в течение 5 - 10 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.
Конверт - маршрут №1. Птицы.
-
Назовите птицу, которая самая быстрая, самая тяжелая, ростом выше людей, а летать не может. (Страус)
-
Как называют розовых цапель? (Фламинго)
-
Назовите самую маленькую птичку, величиной с жука. (Колибри)
-
О какой птице говорят: «Красота ангела, голос дьявола, поступь злодея?»
(Павлин).
-
Как синица делает запасы на зиму? (Жуков, пауков, мух, зерна прячет в трещинах коры деревьев).
-
Какие загадки о птицах вы знаете? (Привести 1 - 2 примера)
Конверт - маршрут №2.Лес.
-
Когда шумит дождь? (Осенью).
-
Назовите самое любимое, родное для каждого русского человека дерево? (Береза).
-
Любимые места этого дерева - берега рек,озер, прудов. Оно так и тянется к воде, склоняя свои плакучие ветки. Назовите его? (Ива).
-
Плоды этого дерева по жирности равны сливочному маслу, а из древесины делают «рубашки» для карандашей. Что это за дерево? (Кедр).
-
У какого дерева вместо листьев хвоинки, но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (Лиственница).
-
Знаете ли вы загадки о деревьях? (Привести 1 - 2 примера).
Конверт - маршрут №3. Животные леса.
-
Кто пляшет над мышиными норками? (Лиса)
-
Какую дорожку Н.И.Сладков называет «скатертью - самобранкой»? (Дорожку из муравьев).
-
Назовите животного, у которого» мать строгая, но любит поспать, поэтому дети растут неслухами». (Медведь).
-
Многие животные любят кору деревьев, грибы, шишки, корешки. Поэтому их зовут грызунами. Назовите одного грызуна. (Заяц, белка, мышь.)
-
Животные, такие, как рысь, волк, лиса, охотятся на себя подобных. Как их называют? (Хищники).
-
Знаете ли вы загадки о диких животных? (Привести 1 - 2 примера).
Конверт - маршрут №4. Водоем (река, озеро, пруд).
-
Каких водоплавающих животных вы знаете? (Привести 1-2 примера).
(Бобр,ондатр, выдра.)
2.Что такое «зимняя засуха»? Чем она опасна? (Промерзание водоема до дна, при этом погибают все жители водоема.)
3. Почему рыбы не задыхаются зимой в водоеме, в котором живут ондатры? (Лед как решето, везде из-подо льда ондатровые хатки торчат).
4. Чья следы можно увидеть у кромки воды весной? (утки, ондатры, вороны, лисы).
5.назовите дерево, из которого бобры и хатки строят, и еду готовят. (Осина).
6. Знаете ли вы загадки о водоемах и их жителях? ( Привести 1-2 примера).
Конверт - маршрут №5. Рыбы.
1.Какую речную рыбу называли санитаром? (Щука).
2. Есть ли под водой ежи? (Ерш).
3.Какую рыбу называют подводной ласточкой? (Плотва).
4. Загар у рыб особый, не такой, как у людей. Что происходит с рыбой на солнце? ( Рыба светлеет).
5. Рыбу поймали, а она вся в лохмотьях, которые твердеют, шелушатся и отпадают. Что это за рыба? (Линь).
6.какие загадки о рыбах вы знаете? (Привести 1 - 2 примера).
Конверт - маршрут №6. Пустыня.
1.В пустыне кругом песок, сугробы песка… Как их называют? (Барханы, дюны).
2. Как называются болота, засыпанные белой солью? (Солончаки).
3. В чем основное отличие растений леса? (Корень уходит вглубь на 20 - 30 м.)
4. Среди песков иногда встречаются колодцы с водой, окруженные растительностью. Как называется такое место? (Оазис).
5. В пустыне перед вами может неожиданно появиться изображение чего - либо. Как называется такое явление? (Мираж).
6. Знаете ли вы загадки о явлениях, растениях или животных пустыни? (Привести 1 - 2 примера).
Зрительский конкурс. Подскажи словечко.
Ведущий. Ребята, пока команды готовят ответы, предлагаю отгадать загадки. За правильный ответ вы получите маленький приз.
-
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …(скворец).
-
Как ни петляет, где ни бродит-
Все к морю синему приходит.
Пускай дорога далека, но не заблудится…(река).
-
Идет спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит …( черепаха).
-
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…(сорока).
-
За рекой они росли.
Их на праздник привезли.
На ветках иголки.
Что же это?...(Ёлки).
-
Не ласка, не куница,
Не выдра и не горностай.
А кто же это? Угадай!
В соседстве с нами он живет-
Пушистый маленький …(енот).
-
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злака!
Конечно, это …(щука).
-
Он решил, что он жираф.
И ходит голову задрав,
Говорят из разных блюд
Лишь колючки ест …(верблюд).
-
Он прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …(грач).
-
Как это скучно - сто лет без движенья
В воду глядеть на свое отраженье.
Свесила гибкие ветви с обрыва
Нежная, тихая, грустная …(ива).
-
Он ходит в рыжей шубке.
Как пилки, остры зубки,
Прожорливый зверек,
Гроза мышей -…(хорек).
-
Она весну встречает-
Сережки надевает.
Накинута на спинку
Зеленая косынка.
А платьице - в полоску.
Ты узнаешь…(березку).
-
Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые, и уши с кистями.
Но это не кошка - смотри берегись:
Идет на охоту коварная…(рысь).
-
Насекомых он гроза,
Смотрят в сторону глаза,
С липким длинным языком,
Очень мало нам знаком.
Кожи цвет меняет он,
То ползет… (хамелеон).
-
Чей-то дом - один окошки-
Примостился в уголке.
Не летайте в гости, мошки,
Помните о …(пауке).
Ответы команд, жюри оценивает ответы.
Тур 3. Знаешь их - назови!
Ведущий. Капитан каждой команды сейчас выберет один из конвертов. Конверты не подписаны, внутри листок с изображением птиц, или рыб, или деревьев, или животных пустыни. Вам нужно назвать не менее пяти животных или деревьев. На подготовку ответов 5 - 10 минут. За каждый правильный ответ- 1 балл.
Зрительский конкурс. Ребусы.
Ведущий. Ребята, пока команды готовят ответы, предлагаю вам отгадать ребусы. За правильный ответ вы получите маленький приз.
Ответы команд, жюри оценивает ответы.
Тур 4. Я - артист!
Ведущий. Представители команды получает карточку с заданием: средствами пантомимами ( двигаясь, но не разговаривая) изобразить животное.
(Например, заяц, медведь, лиса, мышь и т.д.) На подготовку 2 - 3 минуты. Конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.
Зрительский конкурс. Мы - читатели!
Ведущий. Ребята, обратите внимание на книжную выставку. Он сегодня выглядит необычно. Почему? (книги стоят обратной стороной). Для того чтобы книги заняли привычное место, вам надо вспомнить писателей, которые создали рассказы и повести о природе и животных.
По ответам детей переворачиваются книги - В.Бианки, В.Дуров, Б. Житков, К.Паустовский, М.Пришвин, Н.Сладков, С.Сахарнов, Г.Скребицкий, В Чаплина, Е.Чарушин, Э.Шим и др.
Жюри оценивают ответы команд.
Зрительский конкурс. Мы поем!
Ведущий. Ребята, предлагаю вам вспомнить песни о природе. Вам нужно спеть один куплет. За правильный ответ вы получите маленький приз - книжную закладку.
Жюри оценивает ответы, подводит итоги. Награждение победителей и участников конкурсов, активных зрителей.
Вот и закончилось наше путешествие в знакомый мир природы. Я надеюсь что вы сегодня многое вспомнили и узнали что то новое. Читайте книги и путешествуйте!
Игра - путешествие по рассказ Н.И.Сладкова « Раскрываем природные тайны».
Цель: развивать навыки правильного и осознанного чтения учащихся, внимательность и память, умение формулировать свои эмоционально - оценочные суждения, развивать сообразительность, память, логическое мышление, умение и навыки. Бережное отношение к природе и окружающей среде.
В ходе проведения игры вспомнили произведения Н.И.Сладкова, В.Бианки, Б.Житкова, К.Паустовского, Е.Чарушина и других детских писателей о природе, разновидности птиц, животных леса, о рыбах, насекомых, растительности пустыни. Вспомнили песни о природе.