Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Кочкуровская СОШ »

Наумкиной Татьяны Владимировны Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда и исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг 1. Тема инновационного педагогического опыта. Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Считаю, что добиться хороших результатов можно только путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Именно поэтому я работаю над проблемой: «Деятельностный метод в формировании положительной учебной мотивации младших школьников». По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» 2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно. Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 3.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка. Современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно - диалогическая;
  • мини - исследования;
  • организация проектной деятельности;
  • портфолио
  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
  • сотрудничества;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие.
О некоторых из технологий я хочу рассказать поподробнее. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Системно-деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах: 1) позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом, 2) позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях), 3) учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя, 4) учебная деятельность - управляемый учебный процесс, 5) учебное действие - действие по созданию образа, 6) образ - слово, рисунок, схема, план, 7) оценочное действие - Я умею! У меня получится! 8) эмоционально-ценностная оценка - Я считаю…(формирование мировоззрения). Другой метод - информационно-коммуникационные технологии.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это: - учет возрастных особенностей; - демократический стиль общения на уроке; - дифференцированное обучение; - игровые технологии; - динамические минутки и паузы С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся - возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует). приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. 5. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - это и есть главный ресурс, без которого организация учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля
  5. Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: формирование системы понятий. 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий 3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности. Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником. Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: 1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
  1. актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");
  2. создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
  3. устанавливаются тематические рамки ("могу").
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я" с образом "Я - идеальный ученик", осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
  1. актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
  2. актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  3. мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;
  4. фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой - подготовка к введению в будущем новых норм. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Структура уроков рефлексии в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
  1. Самоопределение к деятельности
  2. Актуализация знаний.
  3. Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
  4. Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
  5. Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия деятельности (итог урока).
Структура уроков общеметодологической направленности в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
  1. Мотивация.
  2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
  3. Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
  4. Контроль
  5. Самоконтроль.
  6. Самооценка.
  7. Рефлексия деятельности.
  8. Согласование оценок.
Структура уроков развивающего контроля в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
  1. Мотивация.
  2. Актуализация и подготовка мышления учащихся.
  3. Целеполагание контроля.
  4. Контрольная работа.
  5. Самоконтроль (взаимоконтроль).
  6. Самооценка.
  7. Рефлексия.
  8. Согласование оценок.
  9. Рефлексия (повторная).
V. Проектирование уроков (практическая работа в группах) Задание 1. Восстановить уроки разных типов и подписать название каждого из этапов (работает 4 группы, каждая со своим типом урока). Самопроверка - образец - целостный конспект урока. Задание 2. Спроектировать урок (каждой группе свой тип урока + учебник математики) - пишут маркерами на больших листах. Результат: вывешивание на доску + представление основной идеи (до 3 минут). Самопроверка - по образцу. Представленные мною методы и приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора), на мой взгляд, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока - целостность и структурность. Итак, системно-деятельностный подход в образовании - это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия - таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях. Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельностный подход в обучении - это необходимое условие овладения знанием. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Современная школа требует, чтобы у младшего школьника была сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а ключевые компетенции в интеллектуальной, социальной, коммуникативной и информационной сферах. Уверена в том, что деятельностный подход в формировании положительной учебной мотивации младших школьников способствует оптимальному сочетанию фундаментальных и практических знаний, развитию мышления, социальной адаптации и успешности личности обучающегося. 6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых) Итогом проведенной работы было то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы. Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее: · Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика, · Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, · Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся, · Формированию личностных качеств ученика, · Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений, · Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать, · Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей. Мои ученики ежегодно участвуют в школьных научно-практических конференциях с исследовательскими работами («Родословная моей семьи», «Береза - священное дерево мордвы», « Берегите воду», «Мое село», « Герой моей семьи», «Моя школа». Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания. У моих выпускников сформировано «умение учиться»: они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника; умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал; а главное - у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения. Мои учащиеся - «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении ряда лет осуществлять «учение с увлечением» помогают занятия клуба «Интеллектуальный марафон». Большой интерес ученики проявляют к конкурсам «Кенгуру», «Медвежонок», «Человек и природа», «Китенок», « Ребус», в которых они охотно участвуют. Особой любовью в нашем классе пользуются дистанционные викторины и олимпиады, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. Считаю, что участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний. В чем же секрет успеха? Он в выборе успешных методов работы. Считаю, что мои выпускники не потеряются в огромном, сложном мире, название которому - жизнь. Знания, приобретенные на уроках, помогут обрести независимость, быть уверенными в себе, своих силах, а это залог их успехов.Я - классный руководитель. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности .Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Дети моего класса активно участвуют во всех школьных мероприятиях. С первого класса сначала мною, затем учащимися велась летопись класса. Это альбом, в котором вклеены фотографии, грамоты со всех классных, школьных и районных мероприятий. Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в начальной школе было проведено множество внеклассных мероприятий. Участвуя в мероприятиях, дети сближаются, становятся дружнее, растёт их мастерство общения. Они всегда в постоянном поиске. 7.Адресные рекомендации по использованию опыта Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, республики, участвую в работе семинаров и секций муниципального и республиканского уровней, в работе республиканских научно-практических конференций, провожу открытые уроки, посещаю уроки молодых специалистов с целью оказания методической помощи. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков, видеоматериалы размещены на сайте образовательного учреждения, на личном сайте
infourok.ru/user/naumkina-tatyana-vladimirovna1

kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/231036

kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/231034 8. Наглядное приложение.

УМК « Школа России» 1 класс

Учебный предмет: обучение грамоте Тема: Д, д обозначающие звуки [д], [д] . Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д] и [д'], учить давать характеристики звукам. Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти. Формировать правильное, плавное чтение.
Планируемые результаты: Предметные результаты: учащийся научится различать на слух звуки [д] и [д'], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, видеть букву Д в текстах, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой, рассказывать правила фонетического чередования звонких и глухих согласных. Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках; осваивает логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции по составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии. Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; осмысление основных моральных норм - трудолюбия, доброты, взаимопомощи, ответственности в ходе обсуждения темы урока.























ХОД УРОКА



Этапы
урока

Деятельность
учителя

Предполагаемая деятельность
учащихся

Формируемые универсальные
учебные действия

.Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный, положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Проговаривание стихотворения

Динь - динь - дон

Звенит звонок,

Начинается урок.

Мы сидим за партой стройно

И ведём себя спокойно

Какие правила поведения на уроке вы знаете? Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Личностные: Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные:

Отвечать на простые вопросы учителя

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности


























































«Какие звуки мы с вами изучали до этого? Какие это были звуки - гласные или согласные? А много ли слов мы с помощью этих букв смогли написать и прочитать? Мы должны научиться читать рассказы и стихотворения, задания по математике и сведения по окружающему миру. Это та цель, к которой мы должны стремиться. Это очень большая работа.

А теперь прочитай те пословицу-скороговорку с доски:

ДЕНЬ ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

Беседа:

-Прочитайте, кто может, пословицу.

-Как вы её понимаете? Дети отвечают по цепочке. Звуки бывают гласные и согласные. Мы прочитали ещё очень мало слов.

Читают пословицу и беседуют с учителем.




Коммуникативные Отвечать на вопросы учителя, слушать товарищей, строить речевые высказывания а соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осознавать смысл понятий звуки гласные и согласные, звук и буква.











































-Что значит «дан в дар»?

-Хороший ли это подарок для вас? -Какой может быть ваша благодарность за такой подарок?

-Заметьте, как уточняется смысл пословицы, если мы делаем логическое ударение на разных словах. Попробуем это сделать хором, не спеша.

-Какой звук чаще всего слышим и произносим в пословице? Сколько раз? - Над чем будем работать на уроке?

Хорошо учится, активно работать на уроке

Разучивание пословицы-скороговорки хором, в парах, по одному.

Чаще всего слышим звук [д].

- 6 раз.

Мы будем работать с буквой Д.

3. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.















Физкультминутка

5. Первичное закрепление





















































































6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
















-Встаньте те дети, в имени которых слышится звук [д] или [д'].

-Произнесём ещё раз отдельные слова: «дар», «день». Произведём характеристику звука в этих словах звуки ,

-Выполним звукобуквенный анализ слов «гвоздь», «два»

- -Какой буквой обозначаются в книгах и на письме звуки [д ], [д']?

-Рассмотрим её место соответственно ленте букв. Найдите её место в алфавите.

-На что похожа буква «д»?

-А на какую букву похожа?

-Кто помнит имя буквы «Л»?

Подставка снизу в букве «Д» - это щит, защита людям от всего плохого, низкого, злого. И если есть эта защита от зла, то это для людей… Догадались, какое имя у буквы?

-А что такое «добро» для людей? Смотрите на букву, она вам подскажет. А в доме кто?

-Давайте произнесём слово «дети» врастяжку. . Догадались, что обозначает это слово с древности? -Почему в слове «дети» запрятано слово «добро.

- Чтобы быть хорошей опорой, надеждой для семьи, страны, ваша задача сейчас?

-Обводим пальчиками печатную букву «д» в учебниках. -Читаем слоги и слова хором нараспев по слоговой таблице. Я их вам показываю. ДА ДУ ДО ДЭ ДЫ ДОМ ДОМИК ДУБ ДУБОК

ДЯ ДЮ ДЁ ДЕ ДИ ДЕД ДЕТИ ДЕРЕВО ДЯТЕЛ

Солнышко, вёдрышко,

Загляни в окошечко!

Пойдём прыгать и скакать,

Будем плавать и нырять,

И грибочки собирать

Беседа по картинке учебника с. 104:

-Кто эти люди?

-Почему их двое, а не один?

-Чем интересна профессия водолаза?

-Чем трудна и даже опасна?

-Составьте рассказ по иллюстрации и опорным словам.

-Какими должны быть люди, работающие водолазами?

-Назовите слова с буквой «д», которые соединяют этих людей под водой.

-Долг - это когда заставляют что-то сделать?

-Что такое, по-вашему, доверие?

Заканчивается работа отбором из двух пословиц (с.104),которые читают хорошо читающие дети, той, которая относится к теме труда.

-Чтение рассказа детьми самостоятельно (с. 105). Параллельно идет работа с группой слабых детей. Они читают слова, выделенные жирным шрифтом (с.105).

Выяснение понимания смысла рассказа.

-Что делают водолазы?

-Что такое «клад»? Замените другим словом.

-Можно ли сказать «У него в душе целый клад»? Если можно, то что это за клад?

-Какое слово прячется в слове «клад»?

-В народе говорят о каком-нибудь деле: «Как хорошо получилось, ладно да складно». А ещё говорят: «Не нужен и клад (в смысле «деньги»), коли в семье лад».

- Про себя прочитайте материал на с. 104-105 и найдите слова, в которых написание звонких согласных отличается от произношения в устной речи.



- Что общего в этих словах?

- Поэтому они обозначают нечто общее.

Что общего в словах первого столбика?

- Что общего в словах второго столбика

Дети выполняют задание учителя

(согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий)

Работают в парах.

выполняют задание учителя

- На дом

На «Л», только на подставке

Люди

Добро.

Добро.

Это дом

Мама, папа, дети, бабушка, дедушка

Д' эти

Добрые эти

Дети - опора, надежда родителям, стране, планете. Дети родились для добра.

Хорошо учиться. Запомнить всё про букву «д».

выполняют задание учителя

выполняют упражнения соответственно словам

Отвечают, составляют рассказ



-Долг, дружба, люди, доверие

-Нет, это когда человек сам знает, что это надо сделать. Это ответственность

-Это когда люди верят друг другу, знают, что их не обманут

Выясняется ее смысл: плохо, на авось сделанная работа ведет к авариям.





Чтение рассказа вслух по предложениям

Ищут клад на дне моря.

Деньги, золото, добро

Это тоже добро, только доброта).

Лад



Коллективно находят слова со случаями чередования по звонкости/глухости: труд, как-нибудь, водопад, водолаз, рассказ, клад.

Затем проводится наблюдение над однокоренными словами, выделенными жирным шрифтом.

есть одинаковая часть

все слова связаны с водой

слова связаны с трудом

Коммуникативные УУД.

Слушать и понимать речь других.

работать в паре, вести устный диалог

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта

Личностные:

Уважать свою семью, родственников

Регулятивные: Составляют план достижения цели и определяют средства





Предметные: читать слова с новой буквой





Регулятивные: осуществлять контроль своих действий

Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Регулятивные: Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное



Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данную букву. Самостоятельное решение проблемы поискового характера

7. Рефлексия деятельности(итог )

-Что интересного вы узнали?

-Как зовут букву «д»?

-Вы хотите делать добро?

-Подумайте, что доброго вы сегодня сделаете?

-Как можно озаглавить наш урок?

ДЕНЬ ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке

Личностные УУД.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.








© 2010-2022