- Преподавателю
- Начальные классы
- Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумкина Т.В. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Кочкуровская СОШ »
Наумкиной Татьяны Владимировны Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда и исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг 1. Тема инновационного педагогического опыта. Многолетняя практика убедила в том, что главная миссия учителя на начальном этапе обучения - дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения, развить способность к самопознанию, пониманию своей индивидуальности, сформировать потребность учиться и саморазвиваться. Считаю, что добиться хороших результатов можно только путем внедрения в практику учителя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования. В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Именно поэтому я работаю над проблемой: «Деятельностный метод в формировании положительной учебной мотивации младших школьников». По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...» 2. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса Подавляющее большинство детей приходит в первый класс с положительным отношением к учебе. Но проходит совсем немного времени и у части детей падает интерес к школе. Почему это происходит? Как сделать учебный процесс привлекательным на протяжении всего периода обучения? Эти вопросы рано или поздно встают перед каждым учителем, независимо от того, с учащимися какого возрастного периода он работает. Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно. Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. Я постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях. 3.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные (универсальные учебные действия). В связи с переходом на новые государственные стандарты считаю необходимым использовать в своей практике современные образовательные технологии, методы и приёмы, способствующие формированию УУД. В основе ФГОС - системно-деятельностный подход в обучении, где ключевая фигура - учитель, а главное действующее лицо - ученик. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не к качеству образовательного процесса, а к условиям формирования этих знаний. Наша цель как педагогов. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в части IV. «Требования к условиям реализации основной образовательной программы» уделяется особое внимание на использование в образовательном процессе современных педагогических технологий деятельностного типа для личностного роста ребенка. Современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно - диалогическая;
- мини - исследования;
- организация проектной деятельности;
- портфолио
- оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
- сотрудничества;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение. Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции. Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья. Это: - учет возрастных особенностей; - демократический стиль общения на уроке; - дифференцированное обучение; - игровые технологии; - динамические минутки и паузы С целью мониторинга развития ученика педагоги нашей школы активно используют метод Портфолио. Для первоклассников изначально оно является своеобразным мониторингом в безоценочной системе обучения, для других учащихся - возможность самооценки (ученик видит свои успехи и неудачи, ставит цели, анализирует). приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией. 5. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка - это и есть главный ресурс, без которого организация учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки рефлексии
- Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
- Уроки развивающего контроля
- Цели уроков выделенных типов:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
- На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
- Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
- Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
- устанавливаются тематические рамки ("могу").
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний.
- Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
- Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).
- Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия деятельности (итог урока).
- Мотивация.
- Актуализация и подготовка мышления учащихся.
- Целеполагание контроля. Работа с опорой для контроля навыков
- Контроль
- Самоконтроль.
- Самооценка.
- Рефлексия деятельности.
- Согласование оценок.
- Мотивация.
- Актуализация и подготовка мышления учащихся.
- Целеполагание контроля.
- Контрольная работа.
- Самоконтроль (взаимоконтроль).
- Самооценка.
- Рефлексия.
- Согласование оценок.
- Рефлексия (повторная).
infourok.ru/user/naumkina-tatyana-vladimirovna1
kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/231036
kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/231034 8. Наглядное приложение.
УМК « Школа России» 1 класс
Учебный предмет: обучение грамоте Тема: Д, д обозначающие звуки [д], [д] . Цель: познакомить с новыми буквами, обозначающими согласные звуки [д] и [д'], учить давать характеристики звукам. Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, памяти. Формировать правильное, плавное чтение.
Планируемые результаты: Предметные результаты: учащийся научится различать на слух звуки [д] и [д'], характеризовать эти звуки, находить их на слого-звуковых схемах, видеть букву Д в текстах, читать слоги, слова, предложения и тексты с новой буквой, рассказывать правила фонетического чередования звонких и глухих согласных. Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках; осваивает логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции по составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии. Личностные результаты: освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; осмысление основных моральных норм - трудолюбия, доброты, взаимопомощи, ответственности в ходе обсуждения темы урока.
ХОД УРОКА
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Предполагаемая деятельность
учащихся
Формируемые универсальные
учебные действия
.Организационный момент Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный, положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Проговаривание стихотворения
Динь - динь - дон
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно
И ведём себя спокойно
Какие правила поведения на уроке вы знаете? Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Личностные: Освоить роль ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные: Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Познавательные:
Отвечать на простые вопросы учителя
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
«Какие звуки мы с вами изучали до этого? Какие это были звуки - гласные или согласные? А много ли слов мы с помощью этих букв смогли написать и прочитать? Мы должны научиться читать рассказы и стихотворения, задания по математике и сведения по окружающему миру. Это та цель, к которой мы должны стремиться. Это очень большая работа.
А теперь прочитай те пословицу-скороговорку с доски:
ДЕНЬ ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ
Беседа:
-Прочитайте, кто может, пословицу.
-Как вы её понимаете? Дети отвечают по цепочке. Звуки бывают гласные и согласные. Мы прочитали ещё очень мало слов.
Читают пословицу и беседуют с учителем.
Коммуникативные Отвечать на вопросы учителя, слушать товарищей, строить речевые высказывания а соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: осознавать смысл понятий звуки гласные и согласные, звук и буква.
-Что значит «дан в дар»?
-Хороший ли это подарок для вас? -Какой может быть ваша благодарность за такой подарок?
-Заметьте, как уточняется смысл пословицы, если мы делаем логическое ударение на разных словах. Попробуем это сделать хором, не спеша.
-Какой звук чаще всего слышим и произносим в пословице? Сколько раз? - Над чем будем работать на уроке?
Хорошо учится, активно работать на уроке
Разучивание пословицы-скороговорки хором, в парах, по одному.
Чаще всего слышим звук [д].
- 6 раз.
Мы будем работать с буквой Д.
3. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
Физкультминутка
5. Первичное закрепление
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Встаньте те дети, в имени которых слышится звук [д] или [д'].
-Произнесём ещё раз отдельные слова: «дар», «день». Произведём характеристику звука в этих словах звуки ,
-Выполним звукобуквенный анализ слов «гвоздь», «два»
- -Какой буквой обозначаются в книгах и на письме звуки [д ], [д']?
-Рассмотрим её место соответственно ленте букв. Найдите её место в алфавите.
-На что похожа буква «д»?
-А на какую букву похожа?
-Кто помнит имя буквы «Л»?
Подставка снизу в букве «Д» - это щит, защита людям от всего плохого, низкого, злого. И если есть эта защита от зла, то это для людей… Догадались, какое имя у буквы?
-А что такое «добро» для людей? Смотрите на букву, она вам подскажет. А в доме кто?
-Давайте произнесём слово «дети» врастяжку. . Догадались, что обозначает это слово с древности? -Почему в слове «дети» запрятано слово «добро.
- Чтобы быть хорошей опорой, надеждой для семьи, страны, ваша задача сейчас?
-Обводим пальчиками печатную букву «д» в учебниках. -Читаем слоги и слова хором нараспев по слоговой таблице. Я их вам показываю. ДА ДУ ДО ДЭ ДЫ ДОМ ДОМИК ДУБ ДУБОК
ДЯ ДЮ ДЁ ДЕ ДИ ДЕД ДЕТИ ДЕРЕВО ДЯТЕЛ
Солнышко, вёдрышко,
Загляни в окошечко!
Пойдём прыгать и скакать,
Будем плавать и нырять,
И грибочки собирать
Беседа по картинке учебника с. 104:
-Кто эти люди?
-Почему их двое, а не один?
-Чем интересна профессия водолаза?
-Чем трудна и даже опасна?
-Составьте рассказ по иллюстрации и опорным словам.
-Какими должны быть люди, работающие водолазами?
-Назовите слова с буквой «д», которые соединяют этих людей под водой.
-Долг - это когда заставляют что-то сделать?
-Что такое, по-вашему, доверие?
Заканчивается работа отбором из двух пословиц (с.104),которые читают хорошо читающие дети, той, которая относится к теме труда.
-Чтение рассказа детьми самостоятельно (с. 105). Параллельно идет работа с группой слабых детей. Они читают слова, выделенные жирным шрифтом (с.105).
Выяснение понимания смысла рассказа.
-Что делают водолазы?
-Что такое «клад»? Замените другим словом.
-Можно ли сказать «У него в душе целый клад»? Если можно, то что это за клад?
-Какое слово прячется в слове «клад»?
-В народе говорят о каком-нибудь деле: «Как хорошо получилось, ладно да складно». А ещё говорят: «Не нужен и клад (в смысле «деньги»), коли в семье лад».
- Про себя прочитайте материал на с. 104-105 и найдите слова, в которых написание звонких согласных отличается от произношения в устной речи.
- Что общего в этих словах?
- Поэтому они обозначают нечто общее.
Что общего в словах первого столбика?
- Что общего в словах второго столбика
Дети выполняют задание учителя
(согласный, звонкий/глухой, твердый/мягкий)
Работают в парах.
выполняют задание учителя
- На дом
На «Л», только на подставке
Люди
Добро.
Добро.
Это дом
Мама, папа, дети, бабушка, дедушка
Д' эти
Добрые эти
Дети - опора, надежда родителям, стране, планете. Дети родились для добра.
Хорошо учиться. Запомнить всё про букву «д».
выполняют задание учителя
выполняют упражнения соответственно словам
Отвечают, составляют рассказ
-Долг, дружба, люди, доверие
-Нет, это когда человек сам знает, что это надо сделать. Это ответственность
-Это когда люди верят друг другу, знают, что их не обманут
Выясняется ее смысл: плохо, на авось сделанная работа ведет к авариям.
Чтение рассказа вслух по предложениям
Ищут клад на дне моря.
Деньги, золото, добро
Это тоже добро, только доброта).
Лад
Коллективно находят слова со случаями чередования по звонкости/глухости: труд, как-нибудь, водопад, водолаз, рассказ, клад.
Затем проводится наблюдение над однокоренными словами, выделенными жирным шрифтом.
есть одинаковая часть
все слова связаны с водой
слова связаны с трудом
Коммуникативные УУД.
Слушать и понимать речь других.
работать в паре, вести устный диалог
Познавательные УУД.
Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта
Личностные:
Уважать свою семью, родственников
Регулятивные: Составляют план достижения цели и определяют средства
Предметные: читать слова с новой буквой
Регулятивные: осуществлять контроль своих действий
Коммуникативные УУД. Сотрудничество учителя с детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.
Регулятивные: Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
Познавательные: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное
Познавательные УУД.
Смысловое чтение.
Извлечение необходимой информации из прослушанного текста. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данную букву. Самостоятельное решение проблемы поискового характера
7. Рефлексия деятельности(итог )
-Что интересного вы узнали?
-Как зовут букву «д»?
-Вы хотите делать добро?
-Подумайте, что доброго вы сегодня сделаете?
-Как можно озаглавить наш урок?
ДЕНЬ ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ.
Регулятивные УУД.
Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке
Личностные УУД.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.