Конспект занятия по внеурочной деятельностиМоя малая Родина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Бишкильская СОШ имени Героя России Г.А. Угрюмова

Моя малая родина

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Кружка «Юный краевед»















Подготовила и провела:

учитель первой

квалификационной категории

Нигаматулина Гульсия Тагировна



2013

Тема: Моя малая родина

Познавательные УУД:

1)формирование краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир.

2)формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста, таблиц;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение устанавливать аналогии;

6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание способности к познанию;

4) воспитание чувства любви и гордости к своей малой родине.

Оборудование: презентация, карточки со словами и ребусом, стенд с фотографиями, отрывки из литературных произведений, словари.

Подготовительная работа: учащиеся готовят наизусть стихи поэтов-земляков о родине, учащиеся-экскурсоводы готовят несколько небольших сообщений достопримечательностях.

Этапы занятия

Ход занятия

Формирование УУД

Актуализация знаний




Звучит песня о Чебаркульском районе. Дети рассматривают фотографии на стенде. - Знакомы ли вам эти места? - Какие места вам знакомы? - Что для вас значит наше село? (Это наша Родина)

- Ребята подготовили нам стихи о Родине. - Что значит Родина? 1 ученик: Если скажут слово - Родина, Сразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина Толстый тополь у ворот. 2 ученик: А другим наверно вспомнится Свой родной уютный двор. В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног.

- Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Родина родина - Что вы заметили? (одно слово написано с большой буквы, а другое - с маленькой) - Как вы думаете, когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия) - Когда слова «родина» пишется с маленькой буквы? (когда мы говорим о нашем поселке, селе)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) краеведческое воспитание

Сообщение темы занятия и целей

- Сегодня мы будем говорить о нашей малой родине.

- Что значит МОЯ? Что значит МАЛАЯ? Что значит РОДИНА?

МОЯ - потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ - потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА - потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

- На занятие мы научимся слушать друг друга, будем учиться рассказывать.

- Прочитайте слово. (БИШКИЛЬ)

- Очем мы будем говорить? (о нашем поселке)

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Работа по теме

Разгадайте ребус КА/У (наука)

Почему наш поселок так называется, нам поможет разгадать наука ТОПОНИМИКА.

- Что означает это слово?

- Где мы можем найти значение неизвестных слов? (в словаре)

- Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos - место, местность и onoma - имя. Все географические названия имеют свой смысл. Объяснить можно любое, самое ложное и, на первый взгляд, непонятное географическое название. За каждым словом стоят удивительные истории, часто легенды, а иногда и курьезы.

-Существуют топонимические словари, где можно найти значение географических названий.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1)краеведческое воспитание

Игра «К нам приехали гости»

экскурсовод











- К нам приехали гости. Они попросили показать нам достопримечательности нашего поселка и рассказать о них.

- первый экскурсоводом буду я. Что нам предложит экскурсовод о присхождении названия «БИШКИЛЬ» « Бишкиль» - слово башкирское. Означает оно «пятеро идут». Как гласит легенда, в 17 веке на нашей территории проживали племена башкир и киргизов. Они занимались земледелием и скотоводством. В 18 веке сюда проникают русские люди. Первая семья русских состояла из пяти человек: родители и трое сыновей. Башкиры опасались иноземцев и предупреждали об этом друг друга, говоря «биш киль», что означало пятеро идут. Отсюда и пошло название пятеро идут. Хотя по книге Н.И. Шувалова «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области», есть другое толкование нашего названия: от башкирского мужского имени Бишкильды, из слов «биш» - «пять», «кильде» - «пришел», т.е. пятым прибавился, родился.

- Вот как пишет о нашей малой родине Кожевников Владимир Иванович, выпускник нашей школы, писатель и поэт.

- Какие звуки говорят о том, что это станция?

Ученик 3:Где шепчет сказки дивный сонм берез,

Лугов, полей, где разметалась ширь,

Живет в труде мне милая до слез -

Родная моя станция Бишкиль

.

Ученик4: Электровозы рвут ее покой

Гудком тревожным, лязгом тормозов,

Но мне не надо станции другой,

Я к ней по шпалам приходить готов.



- В конце 18 века при прокладке железной дороги Самара - Златоуст - Челябинск была основана станция Бишкиль. (слайд) - А что означает слово «улица»? Улицы - это родословная города, поселка. За каждым названием улицы стоит загадочная история его возникновения и жизни. Разгадать эти «загадки» - занятие интересное и увлекательное. - А что означает слово «улица»? В словаре В. Даля можно прочитать: Улица - простор меж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставляемая промеж рядами домов. (В.Даль) Улица - в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство. ( С.И.Ожегов) Названия улиц - хранители памяти прошлых поколений. Улицы называют, в честь каких - либо исторических событий, людей оставивших след в жизни общества и государства: писателей, героев войны, полководцев, ученых, изобретателей. Названия улицы могут отражать особенности ландшафта (местности) и т.д. - Походу занятия классифицируем названия улиц. Заполняем таблицу.

-Как называется улица, на которой находится наша школа? (улица Савельева) (слайд)

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Личностные УУД:

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1)краеведческое воспитание

Экскурсовод





Экскурсовод





Ученик



Экскурсовод.





Пересекает улицу Савельева улица Иванова. На пересечении этих улиц поставлен памятник. На памятнике слова «Первому председателю Медведевского исполкома Савельеву Павлу Михайловичу и военному комиссару Иванову Гавриилу Егоровичу, павших от рук белогвардейце «. В годы гражданской войны здесь проходили бои между частями двадцать шестой стрелковой дивизии красных и частями Волжской группы войск белых. В ходе боев Бишкиль заняли войска красных.

Накануне Великой Отечественной войны началось строительство стекольного завода, который затем был перепрофилирован. В годы Великой Отечественной войны и стал фарфоровым заводом. Но в 90-е прошлого века завод был закрыт и разрушен. Многие наши односельчане работали на этом предприятии и у них сохранились фотографии. (слайды) Завод выпускал посуду: чайные сервизы, сувениры.

- Какие еще предприятия есть в Бишкиле?(элеватор) (слайд)

Анатолий Зенин, выпускник нашей школы, Чебаркульский поэт так пишет в своих стихах:

Бишкиля моего не узнать,

Где та низкая милая хата?

Как нетрудно все это понять,

Что вся жизнь обновленьем богата!

Нет той школы,

И высох тот пруд,

И других тополей насадили…

Электрички по рельсам идут,

Старых песен куплеты забыли.

-Давно ли жил в Бишкиле поэт? Как узнали?

До середины прошлого века работала начальная школа. Затем построили семилетнюю школу, чуть позже она стала стала восьмилетней, а потом школа стала средней. Улица в то время называлась Школьная. Здание этой школы сохранилось. (см. слайд). Здесь сейчас находится детский сад, медпункт, администрация сельского поселения и сельская библиотека. двадцать пять лет назад15 января мы переехали в новое здание школы. (слайд)

- «Жизнь обновлением богата» - говорит поэт А.Зенин. Меняется облик нашего поселка.

- В 1970 г. был открыт памятник героям гражданской войны. В 2010 г. мы отмечали 65 годовщину Победы в Великой Отечественной войне. В апреле был открыт второй памятник нашим землякам, погибшим в годы войны. (слайд)

- Что изменилось вокруг памятника? (слайд) Сравните.

- Ребята нашей школы в прошлом году посадили деревца, цветы и ухаживают за ними. Получился такой замечательный парк. Победы, с красивой оградой. Здесь каждый год проходит митинг, посвященный Дню Победы -9 МАЯ. Теперь это место стало центром нашего поселка.

итог

- Посмотрим , что у нас получилось в таблице?

Закончим мы нашу беседу словами, которые написала учитель истории Бабанова С.В.

- Ученик: Мое село, ты лучший уголок России!

Здесь слышится разноязыкая молва,

И люди здесь душою все красивы,

И судят друг о друге по делам…

- Почему мы считаем, что наше село лучший уголок России?

Рефлексия: Интересная была беседа - берём смайлик с улыбкой, нет - грустного смайлика

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

Родословная нашего посёлка

Название улицы

В честь кого или чего назвали улицу?

Савельева

Первый председатель Медведевского исполкома Савельев Павел Михайлович

Иванова

военный комиссар Иванов Гавриил Егорович

Школьная

Находилась школа

Заводская

Находился завод

Элеваторная

Находился элеватор

Западная, Восточная, Северная, Луговая

По географическому расположению



© 2010-2022