Статья «Формы работы на уроках для развития коммуникативных способностей»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шаталова Анастасия Сергеевна МОАУ СОШ с.Томичи ,учитель начальных классов

Формы работы на уроках для развития коммуникативных способностей

Мы рождены, чтобы жить совместно;

наше общество - свод из камней, который обрушился бы,

если бы один не поддерживал другого.

(Сенека) Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки - это ключ к успешной деятельности субъекта ,да и к успешной жизни в целом. К сожалению, практика показывает, что далеко не все выпускники не только начальной школы, но и учащиеся старших классов, умеют чётко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять свою речь, адекватно воспринимать и анализировать чужую речь. Между тем, ещё в период становления методики первоначального обучения русскому языку, К.Д.Ушинский отмечал, что «учение детей отечественному языку имеет три цели» и первая цель - это «развивать в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова». Вот почему своей основной задачей подготовки учащихся к успешному обучению в старших классах считаю обучение полноценному общению в устной и письменной форме. Мною было проведено анкетирование учащихся старших классов. Результаты показывают, что в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи. Коммуникативные умения

Сделать это мне… Скорее тяжело Скорее легко Говорить перед классом 30% 70% Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений 35% 65% Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов 32% 68% Отвечать у доски 41% 59% Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением 35% 65% При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя 46% 54% Сообща работать в группе 11% 89% Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное 57% 43% Поэтому результатом образования сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. А ведь младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Вступая в мир взрослых, дети начинают больше взаимодействовать социумом. Им приходится обращаться к незнакомым людям за справкой, получать информацию, необходимую им. Это и постоянные контакты с продавцами в магазинах, пассажирами в транспорте. Хотя это и поверхностный уровень общения, он требует хороших коммуникативных навыков (навыков уверенного поведения). Глубокий уровень общения с близким человеком, с подругой, другом, с родителями требует умения хорошо понимать как другого человека, так и себя. Что я хочу от этого общения, понимаю ли я свою позицию, мотивы поведения, что я могу допустить в отношении себя, а на что я отвечу отказом, защищая "границы" своей личности, умею ли сказать: "нет, я отказываюсь от твоего предложения". С повышением коммуникативной компетентности у детей формируются коммуникативные навыки, под которыми обычно понимают навыки уверенного поведения:

  • открытость, честность, прямота высказываний;
  • умение слушать другого человека;
  • способность к поиску компромисса;
  • умение настаивать на своем;
  • навык налаживания контакта;
  • умение говорить о своих интересах, используя партнерскую практику.
Человек, хорошо владеющий коммуникативными навыками, умеет твердо сказать "нет", но при этом не обидеть другого. Наиболее важными для детей являются ситуации несправедливой критики и задевающего, провоцирующего общения. В таких ситуациях многие дети молчат, проглатывают обидные высказывания. С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителями. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника? 1. Она влияет на успешность ученика в учёбе. Если ученик стеснительный, чрезмерно скромный или просто испытывает сильную тревогу при ответе у доски, его ответ будет намного хуже имеющихся знаний. Его оценка, соответственно, ниже. 2. От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Ребёнок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворённость ситуацией. И, напротив, неумение общаться со сверстниками сужает круг друзей, вызывает ощущение одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения. 3. Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Коммуникативная компетентность включает в себя: · Говорение · Чтение · Слушание · Письмо · Понимание информации · Способность к внешкольной и внеклассной деятельности Не секрет, что 60- 70% учебного времени занимает речь учителя. Это связано с объективными (сокращением кол-ва часов, трудности содержания программы) причинами. Но есть причины, связанные с неумением разумно распределять время урока, правильно выбрать формы и методы, способствующие развитию учащихся. Все это убивает речь детей, приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся, провоцирует порой агрессивное поведение. Для того чтобы учащиеся могли научиться общаться в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке. Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представлять себе, какие формы и методы формирования и развития будут более эффективными на уроке. Какие формы учебной коммуникации использую я в начальном звене для формирования устной и письменной коммуникации? Выделяются монологические и диалогические формы.

Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой коммуникации Диалогические формы речевой коммуникации Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказывать Учебная беседа в парах Пересказывать Учебная беседа в группах Спрашивать и задавать вопросы Дискуссия Сообщать Ответы на вопросы Отвечать на вопросы Ролевая игра Критиковать Блиц - турнир Доказывать и опровергать Защита проекта
Первые коммуникативные умения (умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже возражать) мои второклассники получают уже с 1 класса, работая по учебникам УМК «Гармония». Ведущей идеей комплекта, по мнению авторов, является учебная деятельность младших школьников, ее способы (постановка и решение учебной задачи, самоконтроль, самооценка, продуктивное общение), обеспечивающие комфортные условия развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям Государственного образовательного стандарта. Первой особенностью комплекта «Гармония» является стремление преодолеть объективно сложившееся разделение традиционной и развивающих систем обучения на основе органичного соединения подтвердивших жизненность положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность заключается в том, что в нем нашли методическое воплощение основные направления модернизации школьного образования (гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, деятельностный и личностно-ориентированный подход к процессу обучения). Еще одной особенностью является утверждение, что каждый учебный предмет является источником интеллектуального и эмоционального развития ребенка, его познавательных интересов, умения общаться со взрослыми и сверстниками, возможно полно выражать свои мысли. Реализованные в учебниках методические подходы создают условия для понимания ребенком изучаемых вопросов, для гармоничных отношений педагога с учеником и детей друг с другом, обеспечивают ситуации успеха за счет мер по целенаправленному преодолению трудностей обучения. Среди этих мер авторы учебников отмечают:

  • ориентировку учебных курсов на формирование у младших школьников общих способов действий и усвоение понятий;
  • формирование у младших школьников причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей;
  • использование в учебном процессе различных способов, средств и форм организации учебной работы; включение в учебные курсы систем заданий, которые учитывают одновременно особенности содержания учебного предмета и психологические характеристики возраста, баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.
Также специфика содержания учебных предметов находит отражение в методике обучения. Комплект обеспечивает:
  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности;
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся при усвоении содержания;
  • понимание ребенком изучаемых вопросов;
  • условия гармоничного отношения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученики»;
  • деятельность каждого ученика в ситуации успеха.
Причём связующим звеном всего УМК является формирование коммуникативной компетенции как ключевой. И тут на память приходят слова: «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное - научить его ловить её! Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь». В данном случае применительно к процессу обучения можно выделить 4 способа: - дать рыбу и не обучать ловле; - учить голодного ловле; - накормить, а потом учить ловле; - учить ловле и одновременно кормить. Лично для меня ближе четвёртый вариант и этому прекрасно способствует вся система работы по УМК «Гармония».



Работая по этой программе, в процессе обучения своих учащихся я использую современные образовательные технологии.

Название используемой технологии

Класс, в котором используется технология

Имеющийся или прогнозируемый результат

1

игровая

2

В процессе игры у учащихся возникает положительная мотивация усвоения знаний.

2

личностно-ориентированная


Обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству.

3

проблемно-развивающая


Позволяет школьникам испытывать чувство собственного открытия в науке, пережить радость творчества и успеха, стимулирует на каждом последующем этапе обучения новые проявления творчества, рождая новый успех.

4

здоровьесберегающая


Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

5

технология разноуровнего обучения


Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые - меньше ощущают своё отставание от сильных.

6

Информационно -коммуникативные


Позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

7

технология коллективных творческих дел


Влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. На всех уроках я стараюсь придерживаться идеи сотрудничества. Смотрю на ученика, как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества, так как это помогает формировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач. Моя работа - ненавязчиво направлять ход мыслей, обучать новым видам деятельности. Очень часто на уроках использую групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог. Для подготовки к публичным выступлениям стараюсь, по мере возможности, давать детям задания по подготовке разного рода сообщений. Очень нравится детям оценивать друг друга и себя. Для того, чтобы каждый ученик мог самостоятельно контролировать и оценивать себя и других, ему необходим систематический опыт следующих действий: - сопоставлять работу с образцом; - вырабатывать критерии оценки учебной работы; - сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; - давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; - формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание). Все эти умения формируются в процессе тренировочных упражнений, которые можно проводить на всех уроках.

Способствовать формированию этих умений может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет следующие этапы: Этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя 1 этап Готовность учащихся участвовать в урочном общении
Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой
Комментировать вопросы и ответы
Делать сообщения
Рассказывать логично и последовательно 2 этап Простота и чёткость речевого высказывания
Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку
Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко
Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание
Умение использовать риторические вопросы
Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником
Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания 3 этап Умение вести беседу в паре, в группе
Умение поддерживать беседу
Умение вести конструктивный диалог
Умение построить дискуссию и вести её
Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах Я считаю, что приобрести такой опыт можно через использование технологий личностно - ориентированного обучения. В системе личностно - ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Мне остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка Работая по учебникам «Русского языка» УМК «Гармония», я реализую следующие задачи: • создание условий для осознания ребенком себя как языковой личности, формирование у него уважения к языку и к себе как к его носителю. Моя учебная работа направлена на становление (совершенствование) всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вопросам речевой культуры посвящены специальные темы курса; • непрерывное движение ребенка от практического пользования языком к «открытию» его устройства и осознанному владению им. Изучение языка сопровождается работой над культурой устной и письменной речи младших школьников; • развитие лингвистического мышления и языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка. Системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля у младших школьников. Предусмотрена система обучения особому способу письма - письму с «окошками». В работе по программе УМК «Гармония» я уделяю большое внимание развитию коммуникативных компетенций младших школьников, мыслительных операций: сравнению, классификации, обобщению, анализированию, сопоставлению. С этой целью используются следующие задания:

  • разбор слов по составу;
  • выделение группы слов с одинаковым корнем;
  • нахождение слов с одинаковыми приставками и без приставок, объединение их в группы;
  • нахождение слов с одинаковыми суффиксами;
  • объяснение лексического значения слов.
С целью развития языковой компетентности младших школьников на уроках русского языка использую творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения Работая по учебникам «Литературное чтение» УМК «Гармония», я отметила, что авторы подобрали такой материал и такие задания, которые способствуют развитию коммуникативных способностей учащихся: • общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам по курсу представляется следующими направлениями: наработка технической базы чтения (2-й класс); накопление литературных, идейно-тематических и жанровых представлений (3-й класс); литературное развитие учащихся на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей (4-й класс); • центральная линия курса - формирование навыка чтения и умений работать с текстом; • литературное образование младших школьников достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному виду, роду, жанру литературы; • упорядоченное накопление литературных представлений (когда в каждый раздел учебника включены произведения одного литературного жанра) позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды работ и является непременным условием последующих литературных обобщений; • особое внимание уделяется соблюдению преемственности литературного развития и образования учащихся начального и среднего звена школы. На моих уроках литературы коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности я считаю умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой. Для создания эмоционально - благоприятной ситуации на уроке я использую игровые приёмы, задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения: 1 «Рассказ от первого лица» 2 «Комплимент» (сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)). 3 «Сказка в заданном ключе» (введение в название сказки нового объекта, сочинить новую сказку). 4 «Изменение сказочной развязки» (придумать другое окончание сказки). Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником. Главным в организации диалога я считаю создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Выстраивая отношения, я обучаю детей правилам ведения диалога: - любое мнение ценно; - ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; - повернись так, чтобы видеть лицо говорящего, - хочешь говорить - подними руку; - дай возможность другому высказать своё мнение, а себе - понять его; - обращение начинается с имени; - критика должна быть тактичной; - отсутствие результата - тоже результат; - голос - твой божественный дар, умей им владеть. Помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения: ролевое чтение, ролевые диалоги, работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения), придумывание разговора героев произведения по телефону, инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.) Развивать у учащихся интерес к чтению, стимулировать свободное говорение учащихся, стремление к творческому осмыслению прочитанной литературы, воспитывать уверенность в себе, способность привлечь к себе внимание своими умениями мне помогает проведение «Недели литературного чтения». Ребята рассказывают о прочитанных книгах, инсценируют сказки, работая в группах, делают сообщения, участвуют в викторине, КВН.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках окружающего мира Учебники «Окружающего мира» по УМК «Гармония» благодаря подобранному материалу помогают мне последовательно прививать детям любовь к природе и развивать их мыслительную деятельность: • учебный материал сгруппирован по трем стержневым линиям изучения окружающего мира: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию; • последовательно развивается представление учащихся об окружающем мире: о многообразии объектов природы (1-й и 2-й классы); об их изменчивости (3-й класс); о пространстве и времени (4-й класс). В процессе обучения по УМК «Гармония» у младшего школьника целенаправленно и систематически формируются приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия и обобщение. Учебная деятельность сочетается с коммуникативной. Из форм работы, стимулирующих совершенствование коммуникативной компетенции учащихся на уроках окружающего мира, я использую следующие: • проведение заочной экскурсии по выставочным залам, музеям, улицам и площадям городов мира (ролевая игра, где один или несколько учеников выполняют обязанности экскурсовода, а другие - туристов); • устное или письменное приглашение на выставку, диалог в выставочном зале «У картины...»; • составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером. Эти упражнения, развивают у учащихся умение соотносить содержание и форму высказываний с речевой ситуацией, дисциплинируют мышление, оттачивают чувство языка, приучают гибко пользоваться им, имеют большое воспитательное значение, так как повышают речевую культуру и культуру поведения в целом. Любая экскурсия предполагает большой объем информации, учащиеся учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки. Также на уроках окружающего мира я использую компьютерные технологии, которые формируют и развивают у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках трудового обучения. На моих уроках трудового обучения дети часто выполняют групповые виды работ: композиции, поделки из различного материала. Такая работа требует от учащихся умения договариваться, обсуждать, слушать, обосновывать.

Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы во внеурочной деятельности. Для меня стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения школьников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой

деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию. Я веду театральный кружок «Арлекино», который способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Задачи, которые я поставила перед собой: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Главным в театрализованной деятельности стало не просто желание развлечь детей или заучить с ними искусственные жесты, фразы к предстоящему спектаклю, а развитие детской фантазии, способности сопереживать происходящему, создание соответствующего эмоционального настроя, раскрепощение ребенка, повышение его уверенности в себе, в своих силах. Особенно я обращаю внимание на то, как говорят дети. Я считаю, что театрализованная игра способна приучить детей к искусству речевой коммуникации. Поэтому удачно выстроенные, яркие, эмоциональные монологи и диалоги я при обсуждении положительно отмечаю, стараюсь создать эмоциональный комфорт для наиболее полной творческой отдачи играющих. Многие педагоги (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, Е.Горшкова и др.) считают, что в игровых сюжетных ситуациях (те же этюды) разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей. Театрализация развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Формирование коммуникативной компетенции - это обучение на основе общения. Жизнь - это общение. А. Сент - Экзюпери говорил, что «самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения».

















© 2010-2022