Урок по теме: «Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 22»





Урок по предмету литературное чтение

на тему:

«Отечественная война 1812 года

в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».


для 4 класса










Составитель

Чабан Марина Владимировна

учитель начальных классов












г. Воскресенск

2014 год

Тема урока:

«Отечественная война 1812 года

В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино».


для 4 класса, 10-12 лет

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с сюжетным лирическим произведением на историческую тему, вызвать эмоциональный отклик детей на прочитанное;

  • развивать способность анализировать читаемые произведения литературы, умение четко формулировать ответы на поставленные вопросы, их аргументировать;

  • воспитывать чувство любви к культурному наследию своей страны.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • проекционная доска,
  • презентация к уроку,
  • иллюстрации учащихся,
  • учебник Н.А Чуракова. Литературное чтение для 4 класса: В 2 частях. - 4-е изд.


Оформление:
  • портрет М.Ю. Лермонтова,
  • выставка книг,
  • доска,
  • проекционный экран.








Ход урока.


  1. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы начнем необычно. Давайте прослушаем музыкальное произведение.

(Звучит музыкальная постановка Rob D - Cluubd To Death.)


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящена данная музыкальная композиция?

(Ответы учеников приведены в скобках)

Ученики: (Я думаю, что музыка изображает бурю на море. А я считаю, что о страданиях. Мне кажется, что данная музыка посвящена теме боя, войне)

Учитель: Действительно, эта музыка посвящена войне. Но какой именно?

Ученики: (Скорее всего Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов, Второй мировой, войне 1812 года).

Учитель: Давайте обратим внимание на экран. На слайде представлен солдат. Посмотрите на него и скажите, к какой эпохе и какой войне он может относится?

Ученики: (Война 1812 года)

Учитель: Итак, тема нашего урока: война 1812 года.

Мы начали изучать ее на уроках окружающего мира. Что вы можете вспомнить о ней?

Ученики: (Генерал Наполеон Бонапарт завоевал часть Европы. В 1812 году напал на Россию.)

Учитель: Совершенно верно 12 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию. Началась Отечественная война, которая унесла многие жизни.

Посмотрите на экран. Как можно совместить женщину, войну и Святого отца? Что они могли олицетворять собой?(слайд)

Ученики: (Они ищут кого-то. А может быть это представление смерти и горя.)

Учитель: О том кто эта героиня мы порассуждаем еще в конце урока.

Итак, мы говорим о войне 1812 года. Данной теме посвящено много картинных полотен, музыкальных сочинений, художественных произведений. Вот и великий поэт Михаил Юрьевич Лермонтов не остался равнодушным.

История героического сражения под селом Бородино легла в основу его произведения «Бородино».

Перед вами портрет поэта. Мы видим лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни - погиб на дуэли. Но за свою короткую жизнь он написал много прекрасных произведений.

В его мастерстве мы убедимся сегодня на уроке.

  1. Работа по теме.


  1. Первичное восприятие текста(фонограмма стихотворения).

Учитель: Пока вы будите прослушивать фонограмму стихотворения «Бородино», постарайтесь определить на сколько частей можно разделить данное произведение?

(Звучит фонограмма)

Учитель: Вы прослушали произведение М.Ю. Лермонтова «Бородино». На сколько частей вы разделили произведение?

Ученики: (На 4 части - вступление, перед боем, Бородинское сражение, заключение).


  1. Физ.-минутка.

Учитель: А сейчас закройте глаза и прослушайте отрывок из увертюры Петра Ильича Чайковского «1812». Попробуйте представить поле боя.

(Звучит музыка)

Учитель: Каким вы представили Бородинскую битву?

Ученики: (Музыка была торжественной. Битва мне показалась наполненной отвагой и решительностью.)


  1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

Учитель: Откройте учебники на странице 7. Прочитайте самостоятельно стихотворение. При чтении вам необходимо будет выписывать в творческие тетради незнакомые вам слова.

(Учащиеся самостоятельно работают с творческими тетрадями)


  1. Словарная работа.

Работа с картинами:

Учитель: Какие незнакомые слова вы выписали?

Первое слово - редут. Что оно обозначает?

Ученики: (Редут - это вид окопного укрепления)

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина Н. Самокиша.1910 г, на которой изображен редут.

Работа со словарем Ожегова:

Учитель: Следующее слово сеча. Кто может объяснить понятие данного слова

Ученики: (Сеча - это битва, рубка).

Учитель: Действительно, если мы заглянем в словарь Ожегова сечь означает бить в наказании, рубить на части.

Картечь. Кто - нибудь из вас знает, что обозначает данное слово? Посмотрим определение в словаре С.И. Ожегова:

Картечь - начиненный круглыми пулями артиллерийский снаряд для массового поражения живых целей на близком расстоянии.

Улан, драгун - так называли солдат кавалерийских частей

в дореволюционной армии.

Басурманы - иноземцы.

Лафет - станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Посмотрите на картину художника В. Правдина.1955 г

Бивак - стоянка войска под открытым небом. На слайде изображена картина Александр Юрьевич Аверьянов.

Кивер - высокий головной убор с круглым дном, козырьком.


  1. Чтение по частям.

Учитель: Давайте попробуем еще раз разделить произведение на части и прочитать каждую из них?


  • Первая часть.

Чтение учащимся отрывка:


- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!


- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы!

Учитель: Как вы представляете себе дядю героя?

Ученики: (Рассказ ведется старым человеком, участником сражения. Он гордится своими боевыми товарищами.)


  • Вторая часть

Учащийся читает отрывок:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики…

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют, что ли, командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?»



Учитель: Какое настроение в этом отрывке?

Ученики: (Солдаты недовольны, они не хотят отступать)


  • Третья часть

Учитель: Сейчас я прочитаю третью часть данного произведения, а вы постарайтесь представить картину боя.

Учитель читает отрывок:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.


Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!


Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.


Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.


И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.


И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.


Ну ж был денек! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.


Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.


Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий


Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять...

Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Учитель: Какой бой вы представили?

Ученики: (Бой был страшным и жестоким. Но солдаты были готовы умереть за Отчизну.)

А теперь посмотрите, как Бородинское сражение представили великие художники: Верещагин, Богатов, Аверьянов.

(Слайд -показ картин художников).


  1. Заключение.

Учитель: И вот перед нами вновь изображение женщины. Так что же она могла делать на поле, после такой жестокой схватки?

Ученики: (Может быть санитарка. Может быть мать. Может быть жена.)

Учитель: Действительно, если мы вглядимся в лицо этой женщины, она слишком молода, чтобы быть матерью. Это вдова.

(На слайде портрет)

Учитель: Маргарита Михайловна Тучкова, жена Александра Александровича Тучкова. Молодая жена всегда сопровождала мужа в военных походах переодевшись денщиком, но в этот раз осталась дома из-за сына, которому не было и года.

1 сентября она получила весть о гибели и отправилась на Бородинское поле, чтобы найти останки мужа. Этого ей сделать не удалось. Маргарита Михайловна Тучкова поставила часовню на предполагаемом месте гибели мужа. Вдовы и родственницы других погибших приезжали в Бородино - так и образовалась обитель. В память о муже Маргарита Тучкова сотворила поминальный хлеб…всем известный Бородинский хлеб. Его рецепт прост: ржаная мука, солод, сахар, кориандр, поминальная молитва, слезы и верность, мужество любящей Женщины и самопожертвование.

Спасо-Бородинский Женский монастырь - православный монастырь вблизи деревни Семеновское Можайского района Московской области. Монастырь- Памятник героям Отечественной войны 1812года.

Слайд


  1. Итог урока.

Учитель: Как тема войны 1812 года отражается в культуре России?

Ученики: (Данной теме посвящены многие картины, художественные произведения, музыкальные композиции)

Учитель: Вы отлично поработали на уроке, проявляли активность и любознательность.

(проставление оценок учащимся с пояснением)


  1. Домашнее задание.

Учитель: Сегодня мы поработали со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино». Предложите свое домашние задание?

Ученики: (Можно выучить отрывок из произведения наизусть, а можно нарисовать иллюстрации к стихотворению).

Учитель: Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его.

Спасибо за урок.




Список использованной литературы:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение для 4 класса: В 2 частях. - 4-е изд. - Самара: Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

  2. Круковская Н. Л., Шилова Г.Ю. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. - М.: ВАКО, 2009. - 288 с.(В помощь школьному учителю)

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4 -е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. - 944 стр.

  4. Интернет - проект . 1812.ru

  5. museum.ru/1812/Painting/Borodino/



© 2010-2022