ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.Г.Грунина

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

КГУ «Пантелеймоновская основная школа»

Кокпектинский район

с.Пантелеймоновка


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ «Мыслить, знать, чувствовать, верить и как там еще называются щупальцами, которыми человек нащупывают вселенную, они должны всегда работать во взаимодействии, только как мы сможем выполнить свое призвание». Гёте Чему же сегодня мы должны научить наших учеников? Конечно, существуют базовые знания, без которых невозможно двигаться дальше, достичь чего - то серьезного в науке, на производстве, в жизни. Но как предугадать, какие качества профессионала, специалиста окажутся, востребованы в 21 веке? На что уже сегодня мы должны обратить пристальное внимание? К чему уже сегодня готовить своих учеников? (А.М. Баннов «Учимся вместе думать», с.7). Изучив теоретический материал на первом этапе обучения «Лицом к лицу» возник еще один вопрос: как же я смогу реализовать основные идеи Программы на практике в малокомплектной школе? Ведь специфика малокомплектной школы отличается от других школ:

  • совмещенные классы - комплекты
  • малая наполняемость классов
  • у учащихся мало возможности добывать информацию (нет доступа к интернету, библиотеки с устаревшей литературой)
  • у учащихся нет опыта коммуникации
  • самооценка и взаимооценка воспринимается болезненно
  • загруженность детей
  • слабая МТБ
  • учитель методические проблемы решает самостоятельно
Но, тем не менее, в республике существуют МКШ со своими плюсами и минусами. Проработав, в МКШ не один десяток лет, понимаю, что нужно в корне поменять формы и методы преподавания. В условиях малокомплектной школы целесообразно использовать педагогические технологии уровневой дифференциации, разновозрастного обучения, критического мышления, модульного, проектного обучения, информационно-коммуникационные и другие технологии. Посредством новых технологий компоненты образовательного процесса обретают свою целостность, комплексность, прогнозируемость результатов, обеспечивая высокую степень преемственности всех уровней образования на основе сквозных, интегрированных образовательных программ. (Концепция развития МКШ в Республике Казахстан на 2011-2020 годы). Поэтому в ходе практической деятельности в школе решила применить модуль « Новые подходы в преподавании и обучении» и его стратегии. Применение в своей практике данного модуля актуально, так как на данный момент малокомплектные школы не перспективны, подвергаются реорганизации, объясняется это тем, что низкое качество преподавания. Думаю, что благодаря творческому подходу к обучению детей можно решить очень важную проблему: поменять традиционные формы и методы работы на нетрадиционные. В результате этого ребенок должен научиться методам, приемам, способам получения знаний самостоятельным путем. Перемены необходимо начинать с создания коллаборативной среды - комфортного психо - эмоционального взаимодействия учащихся между собой, учащихся и учителя. Перед началом каждого урока проводила с детьми игры, которые настраивали на позитивное восприятие окружающих, сплоченности, развитию внимания и памяти, а также душевного равновесия, например «Гусеница», «Девочка и самурай», «Ха-ха, хи-хи, хе-хе, хо-хо», «Молекулы». Дети раскрепощались и с удовольствием принимали участие в играх, не

Рисунок Игра "Гусеница" 2/4 классподозревая о важности данного момента. Наблюдая за детьми в ходе игр я заметила, что Сабрина Б. если раньше сторонилась общения с Димой Р., то теперь не замечая сама того с удовольствием с ним общается. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ Основной формой организации процесса обучения является урок. Структура урока в совмещенном классе - комплекте своеобразна: если в одном классе изучение новой темы (работа с учителем), то в другом - закрепление (самостоятельная работа учащихся), совпадают только некоторые этапы урока - психологический настрой, физминутки, дача домашнего задания. По сути, на изучение или закрепление материала отводится не 45 минут, а по 20 минут в двух классах. Нужно умело рассчитать количество времени на каждый этап урока, формы и методы обучения должны быть сочетаемы.

Рисунок 2 Правила работы в группеСоответственно и форма написания плана конспекта - урока другая. При составлении краткосрочного планирования разработала удобную форму, где отразила деятельность учащихся и учителя, этапы урока, модули и их стратегии. При посещении первого этапа обучения задавала себе вопрос: «Как можно показать групповую работу в совмещенном классе - комплекте, если две разновозрастные группы, с чем и с кем они будут сравнивать свою деятельность?» Во 2/4 классе -комплекте всего 7 учащихся, очень боялась, получится, ли вообще набрать хоть какую - то доказательную базу на моей практике. Объявила ребятам о том, что будем работать по - новому. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ Создали в классе одну разновозрастную группу, разработали правила работы в группе: Соблюдай дисциплину. Умей слушать и слышать. Критикуй ответ, а не товарища. Проверяй и доверяй. Будь честным по отношению к себе и товарищам. Не стесняйся просить помощи у товарища и учителя. Не замечая того дети сами распределили роли в группе, ведущая роль была за учащимися 4 класса. Здесь выявился лидер Ильяс И. он взял на себя ответственность оформить правила, чтобы было всем удобно. Во время практики в школе на серии последовательных уроков литературы показала работу в малых разновозрастных группах, в парах, тройках. На группы делиться не пришлось, уже были определены две разновозрастные группы (2/4 класс). Для удобства распределения ролей изготовила смайлики на каждого ученика в комплекте: Профессор, Шептун, Писарь, Дум Думыч, Удивление, Отлично, Плохо, дети самостоятельно выбирали тот смайлик, в чьей роли они хотели выступить, по мере своей готовности к уроку.

Рисунок Смайлики для само и взаимооценкиПри работе в группе определяли тему и цель урока используя новые подходы в образовании и обучении. Так на одном из серии последовательных уроков во 2 классе с помощью приема антиципации определили автора и название произведения, в 4 классе использовали загадки и различные темы, устанавливали соответствие отгадок и темы. Составляли кластеры, постеры и защищали их. Ребята активно включились в урок, ставили цели, высказывали свое мнение. Но чаще всего приходилось работать в «парах» сменного и постоянного состава, «тройках». В них оказались дети с разным уровнем мотивации, разными возможностями и с разным интеллектом. Двое учащихся Малика Т. 4кл и Адия Р.2кл. переведены из классов с казахским языком обучения. Возникает языковой барьер, слабая техника чтения, неумение точно передать содержание текста. Вначале учащиеся чувствовали неловкость, стеснительность в общении, но постепенно атмосфера стала более доброжелательной и открытой для общения. Ребята поняли, что их работа необходима для всей команды, и они нужны и востребованы. Конечно же такая работа строится на диалоговом обучении, важно услышать мнение каждого, вовлечь в образовательный процесс. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалог в обучении, или учебный диалог - своеобразная форма общения. В деятельности школьника диалог представлен в основном двумя его видами: учитель - ученик и ученик - ученик. Диалог между одним учеником и учителем в классе происходит нечасто: так как в классе нет возможности работать только с одним учащимся, хотя обучение в МКШ подразумевает индивидуальное обучение, но это ошибочные выводы. Даже если это наблюдается, то диалог нацелен в основном на класс в целом, для получения коллективного результата. И для учителя, и для ученика диалог является средством деятельности: для учителя - средством обучающей деятельности, для ученика - учебной. Основная задача урока заключается не в сообщении ученикам информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Например, работа с карточкой - помощником к произведению Некрасова «Славная осень»: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ Карточка - помощник Подумайте, зачем автор написал это стихотворение? Покажи номер ответа. 1.Чтобы сказать о том, что настала осень. 2. Чтобы передать свою радость. 3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы. 4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание у читателей. 5. Ваше мнение. Почему вы так думаете? данный вид работы может определить степень усвоения содержания произведения - обратная связь учитель- ученик, направлено на развитие связной устной речи учащихся. Тимур Т. и Ильяс. И. ученики 4 класса справились с заданием быстро, даже успели поработать в паре, Малика Т. затруднялась, так как плохо владеет русским языком. Задания старалась давать дифференцированные, творческого характера: изготовление книжек - малышек для учащихся об осени «Осень рыжая лиса», «Краски осени» ребята темы выбрали сами. Подошли к работе творчески, подобрали стихи, загадки, приметы, выполнили оригинальное оформление. Провели книжную ярмарку, где дети защищали свои работы, указывая на плюсы своего «товара». Ребята комментировали свои работы: «… книжка - малышка, а приходилось трудиться много» (Тимур Т. 4 кл.), «… старался подобрать много интересных загадок, разукрасить красиво» (Ильяс И. 4 кл.). Учащиеся 2 класса оценили работы своих старших товарищей, указывая только на оформление, не придерживались оценки критериев, которые были разработаны и прописаны в листах оценивания, может еще не поняли правил взаимооценки. Поэтому нужно добиваться диалога при работе в группе, паре. Диалог - это форма, в которой можно искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений: взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. А, по мнению Выготского, ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники и учителя (Руководство с.144). В диалоге ученики выражают свое понимание темы, осознают, что у людей могут быть разные идеи, аргументируют свои идеи. Диалогические беседы помогают учителям определить, на какой стадии находятся ученики в процессе обучения. Поэтому попробовала провести взаимообучение, дала опережающее задание учащимся 4 класса приготовить сообщение по биографии В.Драгунского для учащихся 2 класса, объединились в одну группу и изложили материал доступным языком, второклассники выдели главное из услышанного и записали на карточки. Например, Драгунский - писатель, детский писатель, интересные рассказы, герой рассказов сын Дениска, просто хороший человек.

Рисунок Взаимообучение

2/4 классВ результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять его на практике. В процессе исследовательской беседы дети предлагают свои идеи и обсуждают план защиты кластера. Происходит диалог «ученик-ученик», который позволяет находить совместные решения. Ученики 4 класса Ильяс И. и Тимур Т. к произведению М.Зощенко «Великие путешественники» составили кластер к слову «путешественники» и синквейн. Очень результативно сработали в паре, сами удивились. Прокомментировали свое выступление, что легко, интересно, дружно. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕМБРИДЖСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МКШ Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты: беседа-дебаты, кумулятивная беседа, исследовательская беседа. (Руководство для учителя, с. 145) В классе, во время уроков и во внеурочное время, у меня всегда был контакт со всеми учениками класса, была создана атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, дети вели себя свободно, активно участвовали в обсуждениях. При опросе класса я старалась охватить всех детей и вести диалог со всеми учащимися, уделять одинаковое внимание всем детям, несмотря на разновозрастные группы. На своих уроках в диалоговой беседе, после заданного вопроса я, выдержав паузу, даю возможность, учащимся сосредоточившись на вопросе, дать правильный ответ. Так, Дмитрию Р.,2 класс после услышанного вопроса, нужно подумать, прежде чем ответить. А Сабрина Б.этого же класса дает быстрый и правильный ответ. Это говорит о том, что у детей различная скорость мышления, которая в результате диалогического обучения может повыситься. Учебный диалог - важнейшая сторона деятельности и учителя, и ученика. Данный вид диалога более ответственен, чем обыденный. Взаимодействие ученика и учителя направлено на создание адекватной модели собеседника, способной решить, образовавшуюся проблему. Работа с классом в форме диалога подразумевает конструктивный диалог учителя и ученика. Я пронаблюдала за работой в паре Сабрины Б. и Дмитрия Р. 2 класс Они читали произведение по ролям, составляли «тонкие» и «толстые» вопросы, пересказ по «цепочке». МаликаТ. 4 класс и Адия Р. несмотря на языковой барьер сумели принять активное участие в уроках и показать хорошие результаты: составляли вопросы, пересказывали текст. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, умению вести диалог и доказывать свою точку зрения. В результате групповой работы у учащихся повысился интерес к предмету, все учащиеся были заинтересованы и вовлечены в активную деятельность. На протяжении всех уроков я наблюдала за учащимися и видела изменения в их поведении и их отношение к обучению. Дети вели себя по-другому: они могли, не стесняясь задавать вопросы высокого и низкого порядка, просить помощи даже у тех ребят, с которыми общаются только во время уроков. После практики сделала определенный вывод, что групповая форма работы и диалоговое обучение:

  1. повышает учебную и познавательную мотивацию учеников
  2. снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным
3 повышается эффективность усвоения и актуализации знаний. Совместив все модули на уроке, я отступила от стандартного плана урока и получила возможность переложить основную роль на учащихся. При этом я выполняю контролирующую и направляющую функцию. Деятельность учащихся на уроке станет доминирующей. Это позволит им почувствовать свою важность и даст возможность раскрепоститься. Связывая все семь модулей в серии уроков, я направляю учащихся на понимание и принятие ответственности за их собственное обучение, так чтобы в дальнейшем они могли самостоятельно продолжить обучение. Данная программа помогает согласовать теоретическую деятельность с практической. Для сплочения классного коллектива использую взаимообучение. Высоко мотивированных детей представляю как экспертов-помощников для помощи слабым учащимся. Для систематизации знаний использую составление учащимися кластеров, синквейнов, схем и таблиц, корзины идей. При оценивании на уроке даю возможность учащимся оценить себя, одноклассников, используя критериальное оценивание. Весь материал к урокам подбираю с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей учащихся. Используемая литература: 1.А.М. Баннов «Учимся вместе думать», с.7 2.Концепция развития МКШ в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы 3.Руководство для учителя, с.145


© 2010-2022