Рабочая программа по внеурочной деятельности Я гражданин России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32»

г. Подольска





УТВЕРЖДАЮ

Директор С.И.Тухватулина

Приказ № ______ от « » ______ 2015 г







Рабочая программа кружка

«Я- гражданин России»



внеурочная деятельность

духовно-нравственное направление

3 В класс

(34 часа, 1 час в неделю).









Составитель:

Стафеева Наталья Ивановна,

учитель начальных классов

первой категории









2015 - 2016 учебный год

содержание

Пояснительная записка 3

Содержание программы 7

Календарно-тематическое планирование 8

Планируемые результаты 15 Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности.........................................18

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса 19

пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Я - гражданин России» в 3 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-03, статья 11 (п.1,2,3) «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты»; статья 12 (п.1, 3,5) «Образовательные программы»;
  • концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России (2009) М, Просвещение
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г. №2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373»;
  • «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10
  • основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 32
Данная программа составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности младших школьников С.В. Сабиной «Я - гражданин России» с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и реализует духовно-нравственное направление. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Воспитательный компонент ФГОС НОО ориентирован на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Важным является и своевременность нравственного воспитания ребенка, и его активность в присвоении опыта поколений. Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем адекватнее будет воспринимать и активнее действовать в сложной системе отношений «Я - моя страна - мой мир». Именно в младшем школьном возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь с ближайшим социумом и национальным сообществом. Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний. В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей младшего школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения. Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально - значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем, самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
Цель курса: способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций и самоопределения на основе расширения и систематизации общественно значимых преставлений ребенка о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека. Концептуальные подходы к формированию историко-обществоведческих знаний и представлений у младших школьников в курсе «Я - гражданин России» конкретизируют постановка и решение следующих задач: - содействовать ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, родном крае (городе, деревне, селе), в родной стране, входящей в систему стран всего мира; в осознании своего места в семье, стране, мире; - оказывать помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; - обогащать учащихся знаниями (в минимуме фактов и в большей мере - в представлениях) о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности; - создавать условия для расширения кругозора школьников, их ретроспективного восприятия мира и ориентации во времени. Содержание курса построено с учетом хронологического принципа. Темы объединены идейной, концептуальной и стилистической связью и создают у детей целостное представление о человечестве как обо всех людях, живших и живущих на Земле. Школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга. В программе широко представлены примеры нравственного поведения как из прошлой, так и настоящей жизни нашей страны. Использование современных технологий помогает сформировать у школьников начальные историко-обществоведческие знания, почувствовать сопричастность к нашей истории и сегодняшнему дню России. Реализация программы предполагает разнообразие внеурочной деятельности детей. Общение с обучающимися происходит с учетом их потребностей и сложившихся условий переезда детей в данную местность из других регионов страны. Проблемно-ценностное общение, которое затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, сочетается с его восприятием жизни, ее ценностей, смысла. Формы проведения занятий различны: этические беседы, дебаты, тематические диспуты, дискуссии, концерт, инсценировка, «огоньки», былинный пир, театральный капустник, ярмарка. Курс «Я - гражданин России» может реализовываться на протяжении всей начальной школы.
Место кружка в учебном плане Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст обучающихся-9-10 лет. В третьем классе на реализацию программы отводится 33 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры: Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей). Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.
Особенности организации внеурочной деятельности
Материал каждого занятия рассчитан на 40минут.Данный курс имеет межпредметные связи и интегрируется с такими предметами учебного плана как «Литературное чтение», «Окружающий мир». Он имеет не только обучающую, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием.
Содержание программы

№ п/п

Тема

Количество часов

1 Я живу в России

9

2 Без прошлого нет настоящего и будущего

7

3 Как далекая Россия становится близкой

6

4 Россия и мир

11

Итого:

33

Методы и формы организации внеурочной деятельности


Методы обучения по преимущественному источнику получения знаний: • Словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств. • Наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами. • Практические - формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.
Методы обучения по характеру мыслительной и познавательной активности: • Репродуктивные - формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти; • Объяснительно - иллюстративные - формы, направленные на получение и передачу детям знаний в "готовом виде"; • Проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей. • Исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Формы обучения: этические беседы; дебаты; тематические диспуты; дискуссии; концерт; инсценировка.







содержание программы


Раздел I. Я живу в России (9 часов) Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. Современная карта России (сравнение). Самое главное богатство - люди, их знания, труд, таланты. Города России. Малая родина. Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. Россия - многонациональное государство. Язык межнационального общения. Народы России. История народов России. Татары. Якуты. Особенности национального характера в сказках. Общее и особенное народов России. Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах). Гражданин России. Конституция. Права и обязанности граждан России, учащихся школы, младшего школьника (на отдельных примерах). Понятия: столица, Конституция, расовые признаки, язык, культура.
Раздел II. Без прошлого нет настоящего и будущего (7 часов) Человек - самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Уроки прошлого. История и предыстория. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления. Понятия: социальное, существо, религия, Библия, антрополог, неандертальцы, кроманьонцы, летнее солнцестояние.
Раздел III. Как далекая Россия становится близкой (6 часов) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Обычаи и традиции. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Календарь. Понятия: археология, общество, мавзолей, саркофаг, барельеф, этнография, Троица, масленица, Святки, фольклор, талисман, летопись, олимпиада, эра.
Раздел IV. Россия и мир (11 часов) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля _ наш общий дом. «Семь чудес света»: египетские пирамиды, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды Эфесской, статуя Зевса Олимпийского, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк. «Чудеса света» (искусство, наука, культура _ на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество. Понятия: чудеса света, папирус, пилоны, Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка.








календарно- тематическое планирование



№ п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Я живу в России (9 часов)

1

От Москвы и до окраин

Понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

Относиться с уважением к истории, культурным и историческим ценностям, уважение и принятие других народов, толерантность, уважение и доброжелательное отношение к окружающим.



2

Москва - столица России

Задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире;

Выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному»;

Осознать свою принадлежность к России, российскому народу;



3

Россия -многонациональное государство.


Осознать свою принадлежность к России, российскому народу;

Уважительно относиться к символам своей страны, объяснять значение понятия «Родина»;

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.



4

Народы России

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Выделять существенную информацию из текстов разных видов;

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве



5

Общее и особенноенародов России.

Уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного края,

Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



6

О расах, языкахи религиях

Уважительно относится к русскому языку как языку межнационального общения;

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



7

Праздники России

Называть праздники, связанные со становлением современной государственности, исторических деятелей, внёсших свой вклад в развитие и процветание России, примеры достижений России в мировой истории.



8

Гражданин России

Различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

Создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мини - проекты, связанные с развитием своего города,



9

День независимости

Объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека; умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации,

Уважать людей других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;



Без прошлого нет настоящего и будущего (7 часов)

10

Самое необычноена Земле

Знать(на уровне обобщенных представлений) поворотные моменты в истории Российского государства и наиболее значимые события в истории материальной и духовной культуры России.



11

Как настоящеесвязано с прошлым

Рассказывать о ключевых событиях истории государства;

Задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире, выразить своё отношение к патриотизму «словесному» и «деятельностному»;

Осознать свою принадлежность к России, российскому народу;



12

Наука о происхождениии становлениичеловека

Формировать положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;

Владеть навыками устанавления и выявления причинно-следственных связей в социуме;

Приобретать навыки культуры общения (дома, в школе, в обществе).



13

Наука о происхождениии становлениичеловека

Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,



14

Религиозно - мифологические представленияо мире и человеке

Объяснять, как патриотизм может проявляться в поступках человека;



15

Религиозно - мифологические представленияо мире и человеке

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату



16

Библейскиепредставленияо происхождениимира

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



Как далекая Россия становится близкой (6 часов)

17

Как воскреситьпрошлое.


Описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,



18

Археология

Совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).



19

Как воскреситьпрошлое.

Этнография.

Топонимика

Уметь рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Задуматься о сущности патриотизма, о его важности для успешного развития страны в современном мире;

Осознавать свою принадлежность к России, российскому народу;



20

Имена и фамилии

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

Выделять существенную информацию из текстов разных видов;



21

Письменность

Совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.



22

Время и пространство в истории

Устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;



Россия и мир (11 часов)

23

Мы все разные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины;

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



24

Чудеса света

Совершенствовать умение чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).



25

Сохранитьпрекрасное, вечное

Прививать чувство прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;

Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов России;

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки




26

Сохранить Землю

Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;



27

Общечеловеческие проблемы.

Здоровье людей

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.



28

Общечеловеческие проблемы.

Природа родного края.

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.



29

Международноесотрудничество

Понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; Учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;Формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;



30

Общечеловеческиепроблемы.

Сохранить мир

Понимать необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;

Уметь координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



31

Общечеловеческиепроблемы.

Сохранить мир

Иметь целостное представление об обществе как компоненте единого мира.

Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом



32

Россия - моя Родина

Характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны; Описывать культурные достопримечательности своего края.

Признавать важность личного участия в делах во благо Родины; проводить самооценку своих личностных качеств и поступков, соотносить их с патриотизмом.



33-34

Фестиваль искусств «Моя Россия»

Осознавать себя как гражданина России, испытывать чувство патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие; Знать основные правила поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;




Итого

34 ч

планируемые результаты


Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы.
ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;
  • способность к самооценке;
  • осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;
  • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
  • устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  • осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
  • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  • целостное представление об обществе как компоненте единого мира.
Учащиеся научатся:
  • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
  • различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
  • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
  • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
  • рассказывать о ключевых событиях истории государства;
  • рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
  • описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
  • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
  • описывать культурные достопримечательности своего края.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся:
  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Учащиеся могут научиться:
  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Учащиеся научатся:
  • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;
  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  • сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  • сравнивать исторические и литературные источники;
  • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
  • распределять обязанности при работе в группе;
  • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Требования к уровню подготовки учащихся в конце учебного года

учащиеся должны знать и уметь: -значение ключевых понятий:

  • человек, личность, общество, гражданин страны и мира,
  • родина, столица, государство, Конституция, народы России, праздники,
  • международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности,
  • история, предыстория, достоверность и версии в истории;

-предметные умения:

  • ориентироваться в историческом времени, пользоваться картой

  • уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного края,
  • различать и сравнивать элементарные этические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

-общеучебные умения:

  • чтение, слушание обществоведческой, художественной, научно-популярной литературы,

  • анализ литературных источников, художественного наследия для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний, использование источников, художественного наследия в пересказе, анализ пересказа, ответов одноклассников,

совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов.




























СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Система оценки достижения результатов внеурочной деятельности предусматривает оценку достижений обучающихся в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности осуществляется в представлении коллективного результата деятельности группы обучающихся и индивидуальной оценки результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио. Представление коллективного результата деятельности группы обучающихся происходит на общешкольном или общеклассном мероприятии-празднике в различных формах творческой презентации. Индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося проводится на основании положения «О портфолио обучающегося начальной школы» Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
  • Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контрольв формах
- практические работы; - творческие работы учащихся; - самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания-незнания»; - отчетные праздники и т.д.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - классная доска; - персональный компьютер с принтером; - DVD- проигрыватель; - телевизор; - мультимедийный проектор; - интерактивная доска;


Оборудование класса - ученические столы двухместные с комплектом стульев; - стол учительский с тумбой; - шкаф для хранения дидактических материалов; - стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Учебные и методические пособия:

  1. Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. Самара:Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2011;
  2. Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара, Учебная литература: Издательский дом «Федоров»,2004.









СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания МО учителей начальных классов от «__»_______________ 2015 г. №____

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР ____________ Н.В. Петрова «__»_______________ 2015 г.



© 2010-2022