Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Биккулова Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ гимназии № 7

Бугульминского

муниципального района

Республики Татарстан





Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности

в 1 классе по теме:

«Волшебный молоточек»

























Игра «Крестики - нолики»

Тема: «Волшебный молоточек»

Цель: дать понятие о подвижности и разноместности ударения;

развивать навыки и умения в определении места ударения в слове, в правильном орфоэпическом произношении слов.

Планируемые результаты:

Предметные умения: сформировать представление об особенностях ударения в русском языке.

УУД:

Личностные: осознание важности использования правильного ударения в общении.

Регулятивные: формирование способов постановки ударения.

Познавательные: осмысление связи между ударением и смыслом слова.

Коммуникативные: использование в речи слов с правильным ударением.

Оборудование и наглядность: компьютер, интерактивная доска, слайды, поле для игры «Крестики - нолики», карточки с заданиями «Волшебного молоточка», карточки со словами для игры «Ударник литературной речи», орфографический словарь, ребусы.

Ход занятия.

  1. Орг. момент

-Улыбнулись друг другу, пожелали удачи

  1. Мотивация

-Сегодня занятие кружка «АБВГДейка» проведем в виде игры «Крестики - нолики». Тема игры - «Волшебный молоточек» (Слайд №1) Предположите, о чем пойдет речь. Не знаете? Тогда послушайте вот такую забавную историю. (Сценка «Иностранцы в зоопарке») - В зоопарк пришли 2 студента-иностранца, которые учились в нашей стране и изучали русский язык. Проходя мимо вольера, они увидели, что животных в данный момент там нет, но на ограждении вольера висит табличка с названием животных. Один из ребят прочитал «мЕдведи», а другой - «медведИ». Ребята не смогли определить, какие же животные там располагаются. В этом им помог проходящий мимо школьник.

- Кто из вас догадался, какие животные должны быть в том вольере? - Почему иностранцы не смогли сами определить названия животных? В чем они ошиблись?

- Так о чем мы будем говорить на занятии кружка? Что это за «Волшебный молоточек»? Уметь правильно ударить должен не только боксер или барабанщик. Так уж вышло, что в устной речи без ударений не обойтись. А ударение должно быть на своем месте.

  1. Делимся на 2 команды (Крестики и нолики)





1 ход. Разгадай ребус

2 ход. Ты мне, я - тебе.

Команды задают друг другу вопросы об ударении.

- Что такое ударение?

- Сколько раз в слове встречается ударение?

- Какой слог называется ударным?

- Когда ударение в слове не ставится?

3 ход. Роль ударения

Задание: подберите к словам картинки, объясните свой выбор.

Замок кружки стрелки

(Как помочь разобраться этим словам)

4 ход. Физминутка. Гимнастика для глаз (слайды)

5 ход. Задание «Волшебного молоточка»

В выделенных словах поставьте ударение, не забывайте, что от неправильной постановки ударения может измениться смысл слова.

Задание для команды «Крестики»:

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 классМы сегодня ели уху

Комар крадется к уху

Семена гвоздики похожи на гвоздики

Огородное пугало всех пугало

Задание для команды «Нолики»:

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 классСобака сидит у ворот

У рубахи расстегнут ворот

Солнце село за село

Замок был закрыт на замок

  • Вывод: Какую роль выполняет ударение?

Ударение помогает правильно прочитать слово. Различает смысл слова.

6 ход. Подвижность и разноместность ударения.

- Работы у ударения - невпроворот, только успевай поворачиваться. Вернее, попрыгивать да поскакивать. Как кенгуру. Это вам не через скакалку прыгать, надоело - бросили. Ударение - главный работник в словах! А сейчас давайте проведем с вами исследование и ответим на вопрос: на каком слоге стоит ударение в словах русского языка? Для этого выполним задание на слайдах.

- Что увидели?

- В русском языке у ударения нет постоянного места. Ударение может стоять и на первом, и на втором, и на третьем слоге. А есть такие языки, в которых ударение падает всегда на один и тот же определенный слог. Например, во французском языке ударение всегда падает на последний слог: Париж, пальто, портрет, портфель. Французы, когда учатся говорить по- русски, часто произносят русские слова на французский лад: ударным делают последний слог. Например, вместо бЫстро говорят быстрО (так, кстати, возникло название маленьких кафе).

7 ход. Проектно - исследовательская работа.

Об особенностях ударения в татарском языке расскажет Лейла.

Еще об одной особенности ударения в русском языке нам расскажет Злата.

Тема моей проектно-исследовательской работы «Ударение в русском языке». Изучая литературу по этой теме, я узнала, что в русском языке существует большое количество слов, имеющих равноправные варианты ударения (комбАйнер - комбайнЁр, кАмбала - камбалА, ржАветь - ржавЕть, крОшится - крошИтся, Искристый - искрИстый). Много слов, в которых один из вариантов ударения менее желателен, хотя и не считается неправильным (творОг и допустимо твОрог, мизЕрный и допустимо мИзерный). Но есть слова, в которых часто допускаются ошибки, хотя колебания ударения в них недопустимы. Именно неправильное произношение этих слов компрометирует речь говорящего: углубИть, алфавИт, магазИн, звонИшь, облЕгчить, начАть, каталОг и другие.



. Физминутка. Поработали, ребятки, А теперь все на зарядку! Встанем, глубоко вздохнем, Руки в стороны, вперед, Нас работа еще ждет. Руки вниз, на пояс, вверх, Убегаем мы от всех.

8 ход. Говори правильно!

- Ребята, а как узнать, как правильно поставить ударение в слове?

(Для этого можно воспользоваться словарем или сайтом «Грамота.ру»)

Я хочу предложить ребятам выполнить задание: поставить ударение в словах и проверить правильность постановки команде «Крестики» с помощью словаря, команде «Нолики» - с помощью сайта.

Слова: жалюзи красивее щавель сливовый гусеница (Проверка)

9 ход. Игра «Ударник литературной речи»

Правила игры.
Ведущий выбирает карточку из колоды и читает слово. Поскольку ударение в слове не проставлено, читать придется столько раз, сколько возможных ударений можно проставить в данном слове.
Остальные игроки должны выбрать правильный ответ.
Выигрывает тот, у кого будет больше правильных ответов.

Состав игры. Игра представляет собой набор из 120 двусторонних карточек размером 90 х 50 мм, с заданиями на одной стороне (слово без ударения) и ответами на другой (это же слово, но с ударением. Также под словом есть примерное предложение, где это слово встречается).

Слова на карточках: бармен, эксперт, жалюзи, подогнутый, ломота, гражданство, диалог, (ты) включишь, аристократия, портфель, …. Всего в игре 120 коварных слов.



  1. Рефлексия.

- Молодцы! Что ценного для себя открыли на занятии кружка? Как вы считаете, пригодятся ли эти знания в жизни?

Вручаю вам памятки, которые помогут вам в стихотворной форме запомнить правильное произношение некоторых слов, часто употребляемых в речи.

Памятка «Говори правильно»

Раз лохматая горилла
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 класс крокодилу позвонúла.
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл.
Ему лучше не звонúть,
кто звонúт, тому водить.

В яслях дети баловáлись,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на горшок».

Кукла Барби в воскресенье
отмечает день рожденья.
Ночью Барби не спалá
тóрты сладкие пекла.
Медвежонку было, видно,
и обидно, и завúдно.
Барби это понялá,
торт медовый отдала.

Ай-яй-яй! Несчастный слýчай!
Я хотела сделать лучше,
красúвее, удóбнее,
а вышло несъедобное.

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть,
встанем все по алфавúту:
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт,
тот расчёт наш облегчúт.

Задание для 1 команды:

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 классМы сегодня ели уху

Комар крадется к уху

Семена гвоздики похожи на гвоздики

Огородное пугало всех пугало

Задание для 1 команды:

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «Волшебный молоточек» 1 классСобака сидит у ворот

У рубахи расстегнут ворот

Солнце село за село

Замок был закрыт на замок





© 2010-2022