- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству (ФГОС)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка Рабочая программа по курсу изобразительное искусство для учащихся 3-го класса разработана в соответствии с нормативно-правовой базой: 1.Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ;
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Министерстве России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 18.05.2015г. 4. Примерная основная образовательная программа ФГОС НОО от 08.04.2015 г. 5. Примерная основная образовательная программа НОО образовательного учреждения (под редакцией А.М. Кондакова, 2012г.). 6 Программа Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века». - 3-е изд.: Вентана - Граф, 2010 г. 7.Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. (авторы Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская, 2013 год). 8. Учебный план на 2015 -2016 учебный год МАОУ Казанская СОШ - филиал Копотиловская начальная общеобразовательная школа. Определяющей характеристикой данной программы является интеграция искусств и полихудожественное развития школьника. Цель предмета - разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:
- формирование целостного, гармонического восприятия мира;
- активизацию самостоятельной творческой деятельности;
- развития интереса к природе и потребности общения с искусством;
- формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своего народа.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
- Развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
- Развитие творческого потенциала ребенка путем активизации у него воображения и фантазии, формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне, развивать желание привносить в окружающий мир красоту, формировать навык сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
- Воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов, обогащать нравственные качества детей, формировать способность проявлять себя в искусстве.
- Формирование навыка работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне.
2.Общая характеристика учебного предмета «изобразительное искусство»
Программа по изобразительному искусству создана на основе Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Методическая основа преподавания предмета:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребенка, внешние социальные и культурные изменения;
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основы укрепления педагогических задач развития.
3. Описание места учебного предмета «изобразительное искусство» в учебном плане
На изучение учебного предмета изобразительное искусство в 3 классе выделяется 1 час в неделю (34 часа в год). Годовое количество учебных часов подсчитано в соответствии с учебным планом Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015- 2016 учебный год . Учебный материал запланирован в полном объёме.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «изобразительное искусство»
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «изобразительное искусство»
Личностные результаты обучения:
- целостное, гармоничное развитие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать свое настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состояние природы;
- способность различать звуки окружающего мира;
- представление о том, что у каждого живого существа свое жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение доводить работу до конца;
- способность работать в коллективе;
- способность работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение;
- адекватная оценка результатов своей деятельности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- постановка учебной задачи и контроль ее выполнения;
- принятия и удержания цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и выделение ее этапов;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний по одному предмету при
- изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым содержанием;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного;
- умение сопоставить события, о которых идет речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различие между
- ними;
- умение объяснять, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- обогащение словарного запаса, развитие умение описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать
- связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе УУД.
Предметными результатами обучения являются:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
1 Восприятие искусства и виды художественной деятельности Выпускник научится: различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла; различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику; эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка; узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений; приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение. Выпускник получит возможность научиться: воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях; видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту; высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях. 2.Азбука искусства. Как говорит искусство? Выпускник научится: создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла; различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности; создавать средствами живописи, графики, скульптуры,декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека; наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Выпускник получит возможность научиться: пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы; моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики; выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. 3.Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство? Выпускник научится: осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности; выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия. Выпускник получит возможность научиться: видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов; понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям; изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним; изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
6.Содержание учебного предмета «изобразительное искусство»
- Виды художественной деятельности
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства. Родина моя - Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественнотворческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ раздела
Название раздела
Тема урока
Темы композиций
Дата реализации
Факт
Планируемые результаты по разделу
Характеристика деятельности учащихся
Предметные
Метапредметные
1 четверть 8 часов
1
Азбука искусства. Как говорит искусство?
(7 ч.)
1. Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт.
«Букет из осенних листьев».
03.09
Знать: - элементарные правила смешения цветов;
- приемы рисования кистью ягод, листьев.
Уметь:
- верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции предметов;
- наблюдать, находить особенности и изменения в живой и неживой природе осенью; определять цветовую гамму;
- самостоятельно выбирать сюжет для изображения;
- верно и правильно передаватьв рисунке формы пропорций, цветовую окраску окружающих предметов
уметь выделять отдельные элементы росписи в украшении этих изделий;
Сравнивать свой рисунок с моделью по форме, пропорциям и цвету.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить
Работа на плоскости
Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе)
2. Освоение картинной плоскости.
Работы на пленэре - этюды
10.09
Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.
Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников
3. Открытое и закрытое пространство.
«Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе»
17.09
Создавать выставки фотографий с уголками природы.
Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
Создавать цветовые графические
композиции в технике компьютерной
графики.
Уметь фотографировать объекты природы (облака, птиц в небе, насекомых и др.).
Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды
сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблем;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников
4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве.
Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине.
24.09
Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины).
Отделять главное от второстепенного.
Выделять композиционный центр.
Создавать плоскостные композиции на заданную тему (живопись, рисунок,
орнамент).
Представлять и передавать условное изображение в географических картах.
Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями)
5. Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции.
«Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи»
01.10
Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.
Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.
Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики
6. Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива».
Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца».
08.10
Передавать графическими средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы с помощью фотоаппарата.
Овладевать приёмами коллективного сотворчества. Устраивать в школе выставки творческих работ учащихся.
Использовать в работе средства компьютерной графики
7. Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере.
: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке».
15.10
Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов.
Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.)
2
- Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства (21 ч.)
8. Изображение человека в движении за характерными для разных времён года занятиями.
Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению)
22.10
Уметь:
- рисовать последовательно от общего к деталям, учитывая вспомогательные линии построения рисунка;
- правильно определять и выразительно передавать в рисунке особенности формы, строения, цветовой окраски птиц, уметь делать наброски с натуры и по памяти сразу кистью и цветом;
- выполнять иллюстрацию на самостоятельно выбранные сюжеты;
- обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок иллюстрации, изобразить в цвете
Различать росписи мастеров, выделять их характерные особенности; выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира .
Уметь:
- самостоятельно выбирать сюжет темы;
- графически изобразить предмет сложной формы от общего к деталям;
- выражать свое настроение, эмоции цветом, приемами письма красками; иметь представление о простейших закономерностях линейной перспективы;
- работать коллективно; иметь представление о композиционном, пространственном и цветовом положении изображения на листе бумаги;
- сочинять творческие композиции, выбирать сюжет; обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок;
Уметь:
- самостоятельно выбирать сюжет темы;
- графически изобразить предмет сложной формы от общего к деталям;
- выражать свое настроение, эмоции цветом, приемами письма красками; иметь представление о простейших закономерностях линейной перспективы;
- работать коллективно; иметь представление о композиционном, пространственном и цветовом положении изображения на листе бумаги;
- сочинять творческие композиции, выбирать сюжет; обдумывать композицию рисунка, выполнять композиционный эскиз и рисунок;Уметь: составлять сложные цвета (оранжевый, фиолетовый); использовать цвет в рисунках, как выразительное средство; владеть техникой работы с акварельными красками;
- видеть и представлять основную форму, ее особенности;
- наблюдать, находить особенности и изменения в живой и неживой природе летом, определять цветовую гамму характерные детали и цвета;
- выполнять простые узоры из декоративных форм растит. мира в круге.
Знать: Что такое натюрморт, портрет пейзаж.
-характерные особенности геометрического узора;
- разнообразные приемы работы с кистью при рисовании декоративных элементов узора;
- основные и дополнительные, теплые и холодные цвета; - приемы работы акварельными красками;
различать школы народного мастерства Городец, Полхов -Майдан, Гжель, Дымково.
Личностные:
- формируется внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблем;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительностьмнений и подходов к решению проблем;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- развитие эстетического чувства и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
-вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сириацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать аналогии;
Коммуникативные:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительностьмнений и подходов к решению проблем;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
- продуктивно разрешить конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Передавать движения.
Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.
Работать в одной цветовой гамме.
Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек
9. Освоение разнообразных видов штриха.
Рисунок с натуры одного предмета округлой формы - яблока, чашки.
29.10
Передавать движения.
Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека (с натуры и по представлению): стоит, идёт, бежит.
Работать в одной цветовой гамме.
Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек
2 четверть - 7 часов
10. Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров.
Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики.
12.11
Работа в объёме и пространстве
Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.
Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели)
11. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)
«Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина»
19.11
Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)
12. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении.
«Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол»
26.11
Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры человека в движении по памяти и представлению (пластилин).
Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок
13. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины.
«Детский городок».
03.12
Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции.
Осваивать технологию лепки с помощью каркаса.
Передавать ритм и динамику при создании художественного образа
14. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт.
Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей.
10.12
Создавать предметы для интерьера
с учётом его особенностей.
Передавать в форме вазы (другого предмета) стилевые особенности интерьера в целом.
Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж - вазы, выполненные из камня русскими мастерами
15. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве
«Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи»
17.12
Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.
Осваивать технику бумажной пластики
Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм.
Выявлять декоративную форму узором и цветом: растительные мотивы народного искусства.
Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм
16. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции.
Отображение природы в музыке и поэзии.
24.12
Работа на плоскости
Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.
Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий
3 четверть 11 часов
17.Зарождение замысла на основе предложенной темы.
«День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши
14.01
Передавать индивидуальную манеру письма.
Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики
18. Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.
21.01
Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы.
Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения
19.Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.
28.01
Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации.
Выделять композиционный центр и содержательный смысл произведения в изображении.
Создавать коллективную книжку-раскраску
20. Взаимосвязь содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
04.02
Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.
Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы
21. Художник в театре.
Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля
11.02
Работа в объёме и пространстве
Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).
Уметь работать в коллективе, распределять обязанности
22.Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.
«Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов - домик, в котором живёт твой сон».
18.02
Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.
Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества.
Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства
23. Передача настроения в форме.
Украшение формы декоративными элементами
25.02
Декоративно-прикладная деятельность
Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной декоративной форме настроение.
Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета
24. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки.
03.03
Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.
Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек
25. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.
10.03
Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).
Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства
26. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.
Цвет, форма, ритм и символика в украшениях.
17.03
Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений.
Улавливать и осознавать ритмические повторы в поэтических и музыкальных произведениях.
Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши
27. Выразительные средства изобразительного искусства
24.03
Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.
Проводить коллективные исследования по данной теме
4 четверть - 7 часов
28. Художественная форма произведения изобразительного искусства
Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки).
07.04
Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства.
Выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы).
Понимать специфику выразительного языка каждого из них
3
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
(6 ч.)
29. Освоение понятия «тематический натюрморт». Композиционное размещение предметов.
«Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой».
14.04
Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.
Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте
30. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства
«Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город»
21.04
Декоративно-прикладная деятельность
Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм
(по описанию в сказках).
Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3-5 человек
31. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет.
28.04
Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам.
Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах.
Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона
32. Освоение разнообразия форм в архитектуре.
«Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами
05.05
Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника, знаки школьных кабинетов, зон в зоопарке и др.
Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт
33. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры
12.05
Представлять и понимать связь архитектуры с природой.
Называть архитектурные памятники региона, знать их историю
34. Обобщающий урок по темам года.
История возникновения и развития архитектурных
ансамблей
19.05
8. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Содержание
1.
Библиотечный фонд
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования с изменениями от 18.05. 2015года.
2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа 21 века»-М.:Вентана Граф 2012 г. 3.Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: интегрированная программа: 1-4 классы/ -3-е издание, перераб.- М.:Вентана-Граф, 2013. 4.Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М.:Вентана-Граф, 2013.
5.Савенкова, Н.В. Богданова . Изобразительное искусство:1-4 классы: методическое пособие для учителя.- М.:Вентана-Граф, 2010
2.
Информационно-коммуникативные средства
Электронные диски:
3.
Экранно-звуковые пособия
- Презентации и видеофрагменты по учебному предмету.
- Электронные физминутки.
4.
Технические средства обучения
- Компьютер с программным обеспечением.
- Мультимедийный проектор.
- Экран.
5.
Оборудование класса
- 8 ученических столов с комплектом стульев.
- Стол учительский.
- Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.