Конспект урока по обучению грамоте на тему Знакомство с буквой Д, д. звуками [д], [д’]

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе

Задача: познакомить с буквой Д д, звуками [д], [д'].


Цели:

- формирование умения выделять и определять место звука в слове, характеризовать звуки [д], [д'] с позиции

«твёрдости - мягкости, звонкости - глухости»;

- развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать,

сопоставлять, классифицировать;

- расширение словарного запаса детей;


- формирование навыка чтения слов, предложений, текста с изученными буквами;

- воспитание прилежания, любознательности в процессе учения, познавательной активности;

- развитие коммуникативных умений и навыков, умения работать в паре;

- воспитание нравственных понятий: отзывчивость, доброта, совесть, ответственность за свои поступки,

внимательное отношение к близким.

Методическая цель: показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Регулятивные УУД:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


Познавательные УУД:

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные признаки объекта.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:


  • сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;


  • анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и чередования звонких-глухих;

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:


  • формирование понятия «звук» через анализ моделей;


  • поэтапное формирование понятия «парный твердый-мягкий согласный», понятия «парный звонкий-глухой согласный» через систему сопоставлений;


  • формирование понятия «буква - знак для звука».

- установление причинно-следственных связей:


  • между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;


  • между использованием в именах собственных большой буквы и выводом о том, что это особое средство обозначения имен.

Познавательные УУД:

- самостоятельное формулирование познавательной цели.

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.





II. Актуализация имеющихся знаний


II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы


III. Составление плана решения учебной проблемы

1. побуждающий диалог

- Отгадайте загадку:

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нём каждый уголок

Обследовать хочу

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(дятел)

- Как вы догадались, что это дятел?

- Проговорите слово «дятел» выделяя голосом каждый звук.

2. групповая работа

- Поработайте в парах. Составьте схему слова «дятел».

3. игра «Живые звуки».

- Возьмите только гласные звуки, только согласные звуки.

- Обозначьте каждый звук буквой.

- Почему не получилось слово?

- Какой буквы не хватает?

- Можно ли обойтись без этой буквы? Почему?

4. подведение к формулированию темы, знакомство с буквой

- С какой буквой мы познакомимся, с какой буквой будем сегодня

работать на уроке?

- Какой буквой мы обозначим звук [д'] в слове «дятел»?

- А что мы ещё можем узнать про этот звук?

5. планирование изучения звука

1. гласный или согласный звук

2. твёрдый или мягкий

3. звонкий или глухой

- А что мы можем на уроке чтения выполнить с буквой «д»?

4. почитать слоги, слова, предложения, придумать слова новые звуки


IV. Поиск решения проблемы - открытие нового знания

1. побуждающий диалог

- Откройте учебник «Букварь» на странице

Загадка

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов.

(душ)

- Как вы догадались?

- Сколько звуков в данном слове?

- Проговорите слово «душ» выделяя каждый звук.

- Назовите первый звук.

- Дайте ему характеристику.

2. знакомство с буквой

- Звуки [д] и [д'] мы можем обозначить буквой Д.

- Что напоминает вам эта буква?

Д - словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Буква Д - словно дом,

Дом, в котором мы живём.

- Проверьте с помощью горлышка, с помощью ушек какие это

звуки звонкие или глухие?

- А можем ли мы найти пару по звонкости - глухости звуку [д]?

- Что нам поможет?

- Найдите по ленте памяти пару для буквы «д».

- Проверьте, как звучат эти звуки с помощью ушек.

3. подведение к формулированию вывода

- Кто расскажет всё что узнал про букву Дд

(Обозначает согласный звук. Обозначает твёрдый согласный. По твёрдости - мягкости есть пара.

Звонкий. Есть пара по звонкости глухости - буква Пп.)

- Какие мы молодцы! Как много нового мы сегодня узнали.

- Придумайте свои слова со звуками [д] и [д'].

Слов на Д ты встретишь много,

Слов на Д полно вокруг:

Дом, долина, день, дорога,

Доброта, доверье, друг.

V. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике

1. организация работы по чтению и анализу слогов

- Вспомните, какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

- Ваша задача - научиться читать слоги с новой буквой.

Подготовьтесь прочитать слоги.

- Прочитайте слоги, которые начинаются с согласного твёрдого

звука, мягкого звука.

- Прочитайте слоги хором с вопросительной интонацией, с радостью

Регулятивные УУД:

- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на

уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.



Познавательные УУД.

- извлечение необходимой информации из прослушанного текста.

РегулятивныеУУД:

- контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном.

VI. Первичное закрепление знаний.

1. организация чтения и анализа слов с буквой Д д

- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

- Вы справились с этой задачей?

- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте оценку своей работы на уроке.

- Прочитайте слова.

- Чем различаются слова дома и дома?

- Как вы понимаете их значение?

- Прочитайте слова в столбиках.

- На какие группы можно разделить эти слова?

(Новый звук в начале слова. Новый звук в середине. Новый звук в

конце слова. Слова с маленькой и большой буквы.)

- Прочитайте каждую группу слов.

- Прочитайте слова, написанные с большой буквы.

- Почему эти слова надо писать с большой буквы?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Прочитайте.

- Прочитайте имена, где звук [д] - твёрдый, [д'] - мягкий.

- А в каком слове этих звуков нет?

2. побуждающий диалог

Посмотрите внимательно на картинку: две девочки - Лида и Надя. Но вот кто из них кто я не знаю. Помогите разобраться: кого как зовут. А поможет в этом нам небольшой текст.

- Прочитайте предложения.

- Про кого говорится в предложении?

- Что у девочек в руках?

- С какими ягодами корзинки?

- Какие ягоды у Лиды, а у Нади?

- Где на картинке Надя, а где Лида?

- А как вы догадались?

- Как отличить землянику от малины?

- Какая последняя задача стояла перед нами на уроке?

- Вы справились с этой задачей?

- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте оценку своей работы на уроке.

VII. Чтение и анализ текста.

1. Чтение и работа с текстом

- А хотите узнать интересную историю про Надю?

- Тогда слушайте.

- Понравилась вам история? Чем?

- Что вы можете сказать про Надю? Какой она была? Расскажите.

- Куда отправились Надя и бабушка?

- Почему у Нади кружечка была пустой?

- Что почувствовала девочка?

- Что значит «стыдно стало Наде»?

- А вам было в жизни стыдно?

- Когда? Отчего бывает стыдно?

- А что Надя сделала не так? Почему ей стало стыдно?

- Переживала ли Надя?

- Как Надя исправила свою ошибку? Как она поступила на следующий день?

- Почему дед не стал есть ягоды один? Что он сказал Наде?

- Какие слова деда можно назвать главными?

- Что значит вместе?

- Что же главное в этом рассказе.

(не быть эгоистом, делиться с родными, с другом)

2. чтение рассказа читающими учениками

Личностные УУД

- нравственно - этическая ориентация, в том числе и

оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего

личностный социальный выбор.

Коммуникативные УУД:
- владение монологической и диалогической формами

речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном обсуждении проблем, строить

сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные УУД:

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - текст, в котором обсуждаются проблемы любви,

уважения и взаимоотношений взрослых и детей:.

Познавательные УУД:

- информационные: поиск и выделение необходимой

информации;

- сбор, анализ и оценка информации:

- работа с текстом и иллюстрациями: оценка смысла всего текста, отработка выразительного чтения.

- задания на поиск нужных слов и предложений.

VII. Вывод по уроку.

Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось?

- Какое задание показалось трудным?

- Ребята покажите своё настроение, оцените свой труд и всё ли у вас получилось!



8

© 2010-2022