Урок литературного чтения на тему П. П. Бажов «Серебряное копытце» (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 30

Асбестовского городского округа









Урок литературного чтения

( внеклассное чтение)

1 -в класс



Исполнитель:

Зубова Римма

Александровна

Должность:

учитель

начальных классов







Асбест

2014 г

УМК «Перспектива»

Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)

Класс: 1

Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материала

Образовательная технология: технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД. Цель: формирование у учащихся УУД. Задачи: Образовательные:

  • прививать интерес школьников к книге, литературе;

  • раскрыть понятие сказа как жанра литературы;

  • познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;
Развивающие:
  • развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
  • расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;
  • развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;
Воспитательные:
  • способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.

Формирование УУД: Предметные:

  • воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
  • самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
  • участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
Личностные:
  • мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
  • эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
Метапредметные: Регулятивные УУД:
  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
  • принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
Коммуникативные УУД:
  • слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
  • принимать участие в обсуждении прочитанного;

  • принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;

  • работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
Познавательные УУД:
  • читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
  • определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.
Основные понятия: сказ Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир Организация пространства: фронтальная работа, групповая работа Дидактический материал и оборудование:
  • компьютер, проектор, экран;
  • презентация;
  • книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;
  • карточки для самостоятельной работы;
  • коллекция уральских самоцветов.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Беседа о родном крае (работа с презентацией).

III. Рассказ о писателе П.П. Бажове.

IY. Краткий обзор книг (выставка книг).

Y. Сообщение темы и цели урока.

YI. Словарная работа.

VII. Чтение сказа учителем.

YIII. Беседа по содержанию произведения.

IX. Физминутка.

  1. Выполнение заданий по прочитанному произведению.

а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;

б) Работа в парах: составление картинного плана;

в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.

XI. Итог урока.

XII. Рефлексия.

XIII. Домашнее задание.


Ход урока:

I. Организационный момент ( слайд 1).

Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Дарёнушку - сразу
Ящерки мелькнули на заре…
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло…
В дальний домик дедушки Бажова,
На Урал меня перенесло!


II. Беседа о родном крае.

- Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3). Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.

- А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).
Самоцветы - это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их - они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.

Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень - это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.

III. Рассказ о писателе П.П. Бажове (слайд 5).

В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения. Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов. Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Сказ - литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками.
П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.

- А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?

IY. Краткий обзор книг (выставка книг). В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки - 75 лет. - Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).

Y.Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?

- Как можно сформулировать тему нашего урока? На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).

YI. Словарная работа (слайд 8).

Когда я буду читать вам сказ «Серебряное копытце», вам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить вместе.

(слова записаны на доску).
Артель - бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка - ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик - начальник.
Козлик - молодой олень.
Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина - солёное мясо.
Покосные ложки - место, где косят траву.

YII. Чтение сказа учителем

Цель перед чтением: - Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.

(Чтение сопровождается показом иллюстраций).

YIII. Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).

Соберем свою коллекцию камней.

Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.) 2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка) 3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить) 4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали). 5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке) 6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце). 6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три) 7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).

IX. Физминутка

Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так:
- Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце.

X. Выполнение заданий по прочитанному произведению.

А) Работа в группах (под руководством учителя) - Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9). У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.

1 группа (девочки) - составляют характеристику Дарёнке; 2 группа (мальчики) - составляют характеристику Коковане.

Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя 1 Внешность Большой и бородатый. Махонькая, носишко пуговкой. 2 Чем занимается Мастер сказки сказывать. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. Охотник. Любила сказки слушать. С утра на работу уходил. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. 3 Характер упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый - Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки. - Проверка задания (слайд 10 - 11). Б) Работа в парах: составление картинного плана - Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.

- Проверка задания (слайд 12). В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.

1М

У

2Х

Р

И

З

О

Т

И

Л

Е

3Д

А

Р

Е

Н

К

А

К

4С

5К

А

З

О

К

6Б

А

Ж

О

В

В

А

Н

Я


По горизонтали: 2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа? По вертикали: 1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?

- Проверка задания

XI. Итог урока. Наше сказочное путешествие заканчивается.

  • Понравилось, ребята, вам произведение?

  • Что в сказе было реально, а что вымысел?
    - Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
    Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).

XII. Рефлексия. - Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке. (На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета). - Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию. - Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек. - Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый. - Если испытывали трудности - приклейте красный камушек. / заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/

XIII. Домашнее задание. - Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце. Если хотите - нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Урок окончен.

Используемые ресурсы:

  • nsportal.ru›…skaze-ppbazhova-serebryanoe-kopyttse

  • festival.1september.ru



© 2010-2022