- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения на тему П. П. Бажов «Серебряное копытце» (1 класс)
Урок литературного чтения на тему П. П. Бажов «Серебряное копытце» (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зубова Р.А. |
Дата | 10.09.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 30
Асбестовского городского округа
Урок литературного чтения
( внеклассное чтение)
1 -в класс
Исполнитель:
Зубова Римма
Александровна
Должность:
учитель
начальных классов
Асбест
2014 г
УМК «Перспектива»
Предмет: литературное чтение (внеклассное чтение)
Класс: 1
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Тип урока: изучение нового материала
Образовательная технология: технология интерактивных форм и методов обучения как средство формирования УУД. Цель: формирование у учащихся УУД. Задачи: Образовательные:
-
прививать интерес школьников к книге, литературе;
-
раскрыть понятие сказа как жанра литературы;
- познакомить с богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;
- развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
- расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас;
- развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в парах, группах; объективно оценивать работу во время самопроверки;
- способствовать воспитанию чувства доброты, любви к природе, животным.
Формирование УУД: Предметные:
- воспринимать на слух чтение учителя и товарищей по классу;
- самостоятельно определять тему произведения и под руководством учителя главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного или прослушанного произведения; отвечать на вопросы учителя;
- мотивация обращения к книге как к лучшему другу, источнику информации;
- эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом;
- принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей.
- слушать и воспринимать высказывания учителя и товарищей по классу;
-
принимать участие в обсуждении прочитанного;
-
принимать различные точки зрения на прочитанное произведение;
- работать в паре, в группе; договариваться о совместном выполнении заданий.
- читать текст, выделять фактическую информацию в тексте (события, поступки, герои);
- определять в художественном тексте последовательность событий, их причинно-следственную связь.
- компьютер, проектор, экран;
- презентация;
- книга П.П.Бажова «Серебряное копытце»;
- карточки для самостоятельной работы;
- коллекция уральских самоцветов.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Беседа о родном крае (работа с презентацией).
III. Рассказ о писателе П.П. Бажове.
IY. Краткий обзор книг (выставка книг).
Y. Сообщение темы и цели урока.
YI. Словарная работа.
VII. Чтение сказа учителем.
YIII. Беседа по содержанию произведения.
IX. Физминутка.
-
Выполнение заданий по прочитанному произведению.
а) Работа в группах: составление характеристики главных героев;
б) Работа в парах: составление картинного плана;
в) Работа в динамических парах: составление кроссворда.
XI. Итог урока.
XII. Рефлексия.
XIII. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент ( слайд 1).
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живёт в горе.
Вижу я Дарёнушку - сразу
Ящерки мелькнули на заре…
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло…
В дальний домик дедушки Бажова,
На Урал меня перенесло!
II. Беседа о родном крае.
- Ребята, скажите, как называется край, в котором мы живём? (слайд 2-3). Край, в котором мы живём, называется Урал. Край очень красивый в любое время года. Урал очень древний край. Люди издавна знали эти места. Археологи нашли на Урале не одну стоянку древнего человека. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. В этих старых горах скопились залежи угля и железной руды, меди и никеля, хрома и асбеста, золота и знаменитых уральских самоцветов.
- А кто знает, что такое самоцветы? (слайд 4).
Самоцветы - это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, яркие. Никто не окрашивал их - они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами.
Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов - самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. И самый знаменитый уральский камень - это малахит. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Добыча его велась очень интенсивно. Из самоцветов делали различные украшения, шкатулки,рамки для картин, украшали соборы и дворцы.
III. Рассказ о писателе П.П. Бажове (слайд 5).
В этом году отмечают юбилей писателя - 135 лет со Дня рождения. Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его детство прошло в городке Сысерти и на Полевском заводе, недалеко от Екатеринбурга. Отец его в ту пору был горнозаводским мастером, мать - искусной кружевницей. Павел рано начал сознавать себя ответственным членом семьи: пойти на рыбалку значило «добыть на ушку, а то и на две», сходить в лес - принести ягод и грибов. Очень он любил свой край, хорошо знал, как живут мастеровые. Это были сильные духом, смелые люди. У них был непростой труд. Его интересовало всё, что связано с Уральскими горами, с их богатством. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Сказ - литературное произведение, имеющее форму повествования от лица рассказчика. В его произведениях фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых было все, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Но героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а обычные люди. И поэтому его произведения называют сказами, а не сказками.
П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.
- А с какими сказами П.П.Бажова вы уже знакомы?
IY. Краткий обзор книг (выставка книг). В 1939 году вышло самое знаменитое произведение Бажова - сборник сказов "Малахитовая шкатулка", за которую писатель получил Государственную премию. В дальнейшем Бажов пополнял эту книгу новыми сказами. В этом году юбилей книжки - 75 лет. - Рассмотри картинку и определи, какие герои и предметы из сказов П.П. Бажова на ней изображены (слайд 6).
Y.Сообщение цели.
- Какую цель перед собой поставите?
- Как можно сформулировать тему нашего урока? На этом занятии мы будем знакомиться со сказом П.П.Бажова «Серебряное копытце» (слайд 7).
YI. Словарная работа (слайд 8).
Когда я буду читать вам сказ «Серебряное копытце», вам встретятся незнакомые слова. Давайте попробуем их объяснить вместе.
(слова записаны на доску).
Артель - бригада, коллектив с одной целью работы.
Сиротка - ребёнок, оставшийся без родителей.
Приказчик - начальник.
Козлик - молодой олень.
Балаган - избушка, в которой можно переночевать в лесу.
Солонина - солёное мясо.
Покосные ложки - место, где косят траву.
YII. Чтение сказа учителем
Цель перед чтением: - Постарайтесь запомнить главных героев этого сказа.
(Чтение сопровождается показом иллюстраций).
YIII. Беседа по содержанию произведения (за правильный ответ ученик получает «самоцвет»).
Соберем свою коллекцию камней.
Вопросы:
1. Кто главные герои этого сказа? (Кокованя, Дарёнка, козлик Серебряное копытце.) 2. Как звали кошку девочки? (Мурёнка) 3. Как Дарёнка оказалась у деда Коковани? (захотел взять сиротку, скучно одному жить) 4. Почему Дарёнка пошла со стариком жить? (он был добрый, понравился ей. В доме, где она жила её обижали). 5. Где жили Кокованя и Дарёнка? (В лесу, в сторожке) 6. Какую сказку чаще всего любила слушать Дарёнка? (про козлика, у которого на правой ножке серебряное копытце). 6. Сколько раз подходил козлик Серебряное копытце к дому лесника? (три) 7. Почему именно Дарёнке показался Серебряное копытце? Чем эта девочка ему так приглянулась? (добрая, смелая, открытая, чистая и наивная душа, без каких- то корыстных целей).
IX. Физминутка
Ровным кругом друг за другом
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так:
- Как Мурёнка осторожно крадётся на носочках.
- Как грациозно мчится Серебряное копытце.
X. Выполнение заданий по прочитанному произведению.
А) Работа в группах (под руководством учителя) - Давайте составим характеристику Дарёнке и Коковане (слайд 9). У вас на столах лежат карточки с заданием. Возьмите карточку. Найдите те слова, которые подходят для характеристики персонажей.
1 группа (девочки) - составляют характеристику Дарёнке; 2 группа (мальчики) - составляют характеристику Коковане.
Выберите и подчеркните нужные слова, которые подходят для характеристики персонажа: Дарёнка, Кокованя 1 Внешность Большой и бородатый. Махонькая, носишко пуговкой. 2 Чем занимается Мастер сказки сказывать. В избе прибирала, похлёбку да кашу варила. Охотник. Любила сказки слушать. С утра на работу уходил. Летом пески промывает, золото добывает, а зимой по лесам за козлом бегает. 3 Характер упрямый, трудолюбивый, честный, справедливый, добрый, ласковый, смелый, вежливый, отзывчивый, злой, умный, сердечный, скромный, простой, внимательный, жадный, мудрый - Обратите внимание, в строке «Характер» нужно изменить окончания слов-подсказок для характеристики девочки. - Проверка задания (слайд 10 - 11). Б) Работа в парах: составление картинного плана - Расположить картинки в правильной последовательности и подтвердить выбор словами текста.
- Проверка задания (слайд 12). В) Работа в динамических парах: составление кроссворда (у каждой группы свой лист с заданием) Слайд 13.
1М
У
2Х
Р
И
З
О
Т
И
Л
Е
3Д
А
Р
Е
Н
К
А
К
4С
5К
А
З
О
К
6Б
А
Ж
О
В
В
А
Н
Я
По горизонтали: 2. Как назывались камешки, которые находили люди там, где козёл скакал? 3. Назовите имя главной героини? 4. К какому жанру относится данное произведение? 6. Кто автор сказа? По вертикали: 1. Как звали кошку Дарёнки? 5. Какое прозвище было у старика, который придумал взять в дети сиротку?
- Проверка задания
XI. Итог урока. Наше сказочное путешествие заканчивается.
-
Понравилось, ребята, вам произведение?
-
Что в сказе было реально, а что вымысел?
- Какой нравственный урок преподнёс П.П.Бажов своим читателям?
Бескорыстие - редкое качество человеческого характера (слайд 14).
XII. Рефлексия. - Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке. (На столе учителя стоят шкатулки с «драгоценными камушками» разного цвета). - Каждый из вас по очереди подойдёт к шкатулкам, выберет один или несколько камушков и украсит ими нашу иллюстрацию. - Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зелёный камушек. - Если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, - приклейте жёлтый. - Если испытывали трудности - приклейте красный камушек. / заканчиваем аппликацию наклеиванием "драгоценных камушков". Если будут приклеены красные - обсуждаем, что вызывало затруднение/
XIII. Домашнее задание. - Дома расскажите своим родным о добром дедушке Коковане, милой Дарёнке, кошке Мурёнке и Серебряном копытце. Если хотите - нарисуйте одного из героев сказа или иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Урок окончен.
Используемые ресурсы:
-
nsportal.ru›…skaze-ppbazhova-serebryanoe-kopyttse
-
festival.1september.ru