Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Параметры урока

Содержание параметров


Название работы

Урок математики в 1-ом классе по теме: «Число 6. Цифра 6»

Автор

Григорьева Ирина Александровна,

учитель начальных классов

Место работы

МОАУ СОШ № 4 г. Благовещенска Амурской области



Программа, учебник, особенности.

Образовательная система «Школа 2100»

Программа «Математика» (С. А., Козлова, А. Г. Рубин, Т. Е. Демидова, А. П. Тонких)

Деятельностный подход - основной способ получения знаний. В основе методического аппарата курса лежат проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений.

Демидова Т. Е., Козлова С, А., Тонких А. П. и др.

Моя математика. Учебник для 1-го класса в 3-х частях. Часть 1.: Баласс, 2011. Ориентирован на развитие мышления, творческих способностей ребёнка, его интереса к математике, функциональной грамотности, вычислительных навыков. Позволяет начать подготовку к рассмотрению в следующих классах элементов стохастики и способов решения занимательных и нестандартных задач. Предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

Тема урока


Число 6. Цифра 6.

Место урока в системе уроков

24 - ый урок в главе «Числа от 1 до 10» раздела «Числа и операции над ними»

Форма и тип урока


Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Образовательные цель и задачи

Основные цели:
  • сформировать представление о числе 6 как количественном свойстве групп из 6 предметов.
Задачи: - формировать знания о составе числа, умение писать цифру, считать в пределах 6; - складывать и вычитать на числовом отрезке, сравнивать числа; - развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь; - воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: наблюдение, сравнение, аналогия.

Планируемые результаты


Формирование УУД Познавательные УУД: - «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схематических рисунков; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; - придумывать и формулировать на основе рисунков и схематических рисунков «математические рассказы» (условия простых задач); - устно решать простые задачи, после того, как педагог сформулирует вопрос к совместно сформулированному условию («математическому рассказу»). Коммуникативные УУД: - активно участвовать в общей дидактической игре «ученик-ученики» , организованной педагогом; - активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе игры; - ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; - ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога. Регулятивные УУД: - принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; - принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий); - выполнять работу в паре, помогая друг другу; - участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары; - оценивать свой вклад в работу пары; - выбирать задания в учебнике и рабочей тетради для индивидуальной работы по силам и интересам. Личностные УУД:

- воспринимать одноклассников как членов своей команды;

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

- быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

- не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Ресурсы урока

  • Числовой отрезок

  • Паровоз с вагонами

  • Карточки с различными предметами, с числами, с графическими моделями чисел

  • Компьютер, мультимедийный проектор

  • Презентация по теме: «Число 6. Цифра 6»

Характеристика деятельности учащихся

Учащиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 6;

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 6, опираясь на числовой отрезок и состав числа.

Структура урока

(ОНЗ, проблемно-диалогическая технология, ТОУУ - технология оценивания учебных успехов)

  1. Этап актуализации знаний.

  2. Этап открытия нового и формулирование темы урока.

  3. Этап первичного закрепления

  4. Этап самостоятельной работы.

  5. Этап тренинга.

  6. Рефлексия.

Задания 1-4 - стандарт. Это минимум. Задания 5-8 - индивидуальная траектория продвижения. Это максимум.

ЧИСЛО 6. ЦИФРА 6. Ход урока.

(Слайд 1)

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались с гостями учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья!


1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности через игровую ситуацию;
  • определить содержательные рамки урока: количественные свойства предметов.
Организация учебного процесса на этапе 1: - Вспомните наше путешествие по числовому отрезку. - На какой станции мы остановились? (На станции цифры 5) - Что вы можете рассказать о числе 5? (Слайд 2)

Дыхательная гимнастика.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иду!»

А колёса стучат, а колёса говорят:

«Так-так, так-так,

Чуф-чуф, чуф-чуф,

Ш-ш-ш, у-у-у,

Приехали!»

Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6» 1 2 3 4 5 Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»

- Стоит ли нам продолжить наше путешествие по числовому отрезку? (Стоит) - Зачем? (Мы познакомились не со всеми числами. Чтобы узнать другие числа, их состав) - Тогда продолжим наше путешествие по числовому отрезку и приготовимся узнать что-то новое. - А кто может управлять нашим паровозиком? (Только настоящие ученики.) - Кого называют настоящими учениками? (Того, кто сам может определить, чего он не знает, и сам находит способ решения). - Как всегда с нами в путешествие за новыми знаниями отправляются наши друзья Катя, Петя и Вова. (Слайд 3) - Пожелаем друг другу удачи и счастливого пути!
2. Актуализация знаний. Цели:

  • актуализировать представления о количестве как о свойстве предметов;
  • повторить состав чисел в пределах 5,схематическую и знаковую форму записи чисел в пределах 5.
  • зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на этапе 2: - Что поможет нам в дороге? (Наши знания) - Ребята, мы не все знания должны взять с собой, а только те, которые нужны будут нам в данном путешествии. - Давайте повторим всё, что нам пригодиться, чтобы наши друзья увидели, что мы настоящие ученики и хорошие машинисты для нашего волшебного Паровозика.
Задание №1. Соотнесите количество предметов с нужной цифрой и графической моделью: Задание на доске. Дети цепочкой выходят к доске и выполняют задание. -Мешочки с различными предметами - Карточки с числами - карточки с графическими моделями чисел - Что мы сейчас повторили? (Предметы можно посчитать, количество предметов записать цифрами или изобразить графической моделью). - Расставьте карточки с числами в порядке возрастания. Молодцы!
Задание № 2.

1, 2, 3, 4, 5

Начинаем мы считать.

Чтобы не было ошибки,

Нужно нам отрезок взять.

А отрезок не простой

Он, конечно, .... (числовой)


  • - Покажите на карточках число, следующее за числом 4, 2.
  • - Сосчитайте от 6 до 11; от 14 до 5.
  • - Назовите последующее число 8, 13.

  • - Назовите предыдущее число 6, 19.

- Попробуйте себя в роли учителя. Придумайте сами задания по числовому ряду. (Составляют задания с использованием указанных чисел, обращаются к одноклассникам с данными заданиями.)

Дети: - Какое число стоит между 3 и 5, а между 14 и 16?

  • - Какое число стоит справа от 4? А слева от 3?

  • - Назовите "соседей" числа 2.

-Что мы сейчас делали? (Работали по числовому отрезку) Задание № 3. - Решите на доске равенства, используя различные способы вычисления. (Слайд 5) Способы вычисления 1) Числовой луч 2) Состав числа


2+1= (3) 2+2= (4) 2+3= (5) - Чему равно первое выражение? (3) Докажи. (Мы можем посчитать по числовому лучу: от 2 делаем 1 шаг в сторону + и приходим к 3) - Чему равно второе выражение? (4) Докажи. (Мы знаем состав числа: 2 и 2 - это 4. Дети обращаются к "домикам" с составом числа 4.) - Чему равно третье выражение? (5) Докажи. (Аналогично) - Что вы заметили интересного в равенствах? (Закономерность: первая часть всегда одинаковая, вторая - увеличивается на один, поэтому целое увеличивается на 1) - Что вы заметили интересного в ответах? (Числа идут в порядке возрастания) - Что мы сейчас повторили? (Мы вычисляли выражения разными способами). - Чтобы найти значение выражения надо знать состав числа и уметь работать с числовым отрезком. - Умницы! Вы хорошо поработали. Надо ли нам продолжать заниматься математикой или мы уже всё знаем? (Надо) - А хотите ли вы узнать что-то новое? (Хотим!) - Раз мы справились со всеми заданиями, мы, действительно, смело можем продолжать путешествие. (Слайд 6)
3. «Открытие» нового знания и формулирование темы урока. Цели:

  • согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
  • построить план и определить средства достижения цели.

- Теперь будет новое для вас задание. (Слайд 7) Нужно найти значение выражения 2+4. (выражение записано на карточке) - У кого нет ответа? - Кто получил ответ? - Можем ли мы записать ответ цифрой? (нет)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? - Проверим свои предположения. Откройте учебник на с. 68 и прочитайте тему урока. (Число 6. Цифра 6) - Давайте вспомним, какие способы вычислений нам помогали решать примеры в начале урока (вывешиваются способы вычислений) и поставим перед собой цели на урок. - Не умеем записывать цифру 6. Надо научиться писать цифру 6. - Почему не можем объяснить правильность решения по числовому отрезку? (На числовом отрезке нашли число 2 и сделали в правую сторону 4 шага. Мы заметили, что нашем числовом отрезке нет числа 6, значит надо найти место числу 6 на числовом отрезке) - Почему не смогли воспользоваться составом числа? (Мы не знаем состава числа 6, надо познакомиться с ним).
Физкультминутка. 1,2,3,4,5,6,7,8. 8,7,6,5,4,3,2,1.(Движение рук под счёт)
1. Работа у доски. - Сегодня на уроке с нами будет работать Петя. Он пришёл со своей игрушкой - поездом. Сколько вагонов у Пети было в прошлый раз? - Посчитаем. - Петя принёс ещё один вагон. Давайте его присоединим к составу. Сколько вагонов стало? - Какое выражение можно составить к нашему действию? (5+1) - Запишите это выражение в тетрадь.
2. Работа по учебнику. 1) зад. № 2 с. 68 - Откройте учебники на с. 68 и найдите задание 2. - Под каждым вагоном стоит модель числа. - Сколько точек надо дорисовать на последней карточке? Дорисуйте. (Дети дорисовывают модель числа шесть). - Сколько теперь вагонов в составе? Какой по счёту последний вагон?
- Где же находится место числа 6 на числовом отрезке? (Число 6 стоит после числа 5) Значит, чтобы найти место числу 6 на числовом отрезке, надо к 5 прибавить 1 (стрелочкой на числовом отрезке показать направление), приложить единичный отрезок и подписать 6. (Слайд 8)

Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»


- Какой следующий пункт плана? (Состав числа) - Сделайте этот шаг на ваших числовых отрезках. (работа в парах)
2) зад. 3 с. 68 - Что везёт Петя в первом вагоне? (фрукты) - Сколько всего фруктов? (шесть) - На какие группы можно разделить фрукты? (груши и яблоки) - Чему равна каждая часть? (один и пять)
- Что везёт во втором вагоне? (ягоды) - Сколько всего ягод? (шесть) - На какие группы можно разделить ягоды? (вищня и земляника) - Чему равна каждая часть? (два и четыре)
- Что везёт в третьем вагоне? (овощи) - Сколько всего овощей? (шесть) - На какие группы можно разделить овощи? (морковь и огурцы) - Чему равна каждая часть? (три и три) - Какую работу мы выполняли? (познакомились с составом числа 6). - Для чего необходимо знать состав числа? (чтобы быстро решать примеры). - Заселите домик числа 6. (Слайд 9)

Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»
3) Запись цифры 6. - Как записать число 6? (цифрой 6) Проверим ваши предположения в учебнике под знаком « (число 6 записывают знаком - цифрой 6). - На что похожа цифра? - А ещё есть стихотворение об этой цифре:

Цифра шесть - дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

- Рассмотрите цифру 6. Из каких элементов она состоит? (состоит из большого и малого полуовалов). - Посмотрите, как правильно надо писать цифру 6. Начинаем писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. Дальше делаем закругление и пишем большой левый полуовал, касаемся середины нижней стороны клетки, ведём линию вверх, закругляем её влево немного выше середины клетки. - Попробуйте в воздухе обвести несколько раз цифру 6. - Напишите цифру на ладошке, на спине своего соседа. (Слайд 10)

Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6» 3. Работа в тетради. с. 32 № 2 - Спишите, продолжите ряд. (дети работают самостоятельно).
- Научились писать цифру 6? Для чего научились? (Теперь сможем не только считать до 6, но записывать числа до 6) - МОЛОДЦЫ! С вами просто радостно работать, и вы заслужили маленькую передышку.
Весёлая минутка. Стихотворение о цифре 6. (Слайд 11)

ЗУрок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»а столом сидит Шестерка.
Перед ней печенья горка.
Шесть огромных шоколадок,
Шесть прозрачных мармеладок,

Шесть коробочек зефира,
Шесть бутылочек кефира.
Съела все Шестерка, встала,
А потом в дверях застряла!

- Ах, - вздыхает цифра шесть.

- Видно, надо меньше есть!
Шесть мышат над ней смеются,
Шесть шмелей над цифрой вьются!

- Эй, шестерка, твой живот,
В двери точно не пройдет!
Чтобы в эту дверь пролезть,
На диету надо сесть!
4. Первичное закрепление. Цель:

  • зафиксировать во внешней речи состав числа 6.
Организация учебного процесса на этапе 5: - Все ли поставленные цели мы выполнили? - Писать цифру научились? (Да) - На числовом отрезке место числу 6 нашли? (Да) - С составом числа 6 поработали? (Да) - Чем необходимо заняться теперь? (Нужно потренироваться). - Верно. С. 69 № 5 - Составим равенства по рисунку и вставим число в окошко. Посмотрите на рисунок. С какого числа начинаем движение? (6) - В какую сторону будем двигаться? (влево) - На сколько шагов? (на один). - Какое число получится? (пять). - Верно ли, что шесть без одного будет пять? (да) Верно ли, что число пять при счёте стоит непосредственно перед числом шесть? (да)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели:
  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить сформированность представления о составе числа 6.
Организация учебного процесса на этапе 7: Самостоятельно решите на листочках равенства, а затем мы проверим и расскажем нашим друзьям, как поняли тему урока. (С/Р на листочках: 4 + 2 = 6 - 3 =) Проверка по эталону: - Сравните с эталоном первый пример. - Кто нашёл ошибку в первом равенстве? - Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки.) - Молодцы! Вы очень внимательны! - Кто нашёл ошибку во втором равенстве? - Кто не понял, как работать с составом числа 6? - У кого верно выполнены все задания? (Дети поднимают руки.) - Молодцы! Сделайте вывод. (Мы хорошо все усвоили.)
6. Этап тренинга. Цели:
  • тренировать способность к соотнесению количества предметов с цифрой и графической моделью.
  • тренировать способность к применению знаний по составу числа.
Организация учебного процесса на этапе 8: Работа по учебнику № 6 стр. 69 - Рассмотрите рисунки Кати, Пети и Вовы. Помоги им записать и сравнить числа. (Работа в парах по рядам). 5 < 6, 6 > 4, 3 < 6
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цели:
  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • оценить свою работу и работу класса на уроке;
  • наметить направления будущей учебной деятельности;
  • обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 7: - Вспомните, какой была тема нашего урока? ("Число и цифра 6".) - Чему мы хотели научиться? (Изучить число 6 и научиться писать цифру 6.) - Нам это удалось? (Да.) - Оцените свою работу в дневниках. Урок математики для 1 класса «Число 6. Цифра 6»













- Какие ТРУДНОСТИ остались? - Дома может поиграть в прятки с этим числом и нарисовать различные предметы, в которых может спрятаться цифра 6. А завтра мы устроим выставку ваших работ.

Прозвенел опять звонок,

И закончился урок.

Вы, ребятки, отдохните,

Силы новой наберите.

Это нужно детворе

Для здоровья, при игре.


СПАСИБО ЗА УРОК!

© 2010-2022