• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение педагогического опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через проектный метод обучения»

Обобщение педагогического опыта: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через проектный метод обучения»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

по теме:

«Развитие творческих способностей

обучающихся на уроках истории и обществознания

через проектный метод обучения»





Абитова Келбет Азанбековна

учитель II квалификационной категории

МКОУ «Кош-Агачская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»





Содержание

Введение………………………………………………………………………………...2

  1. Условия возникновения, становления опыта………………………………………....3

  2. Обоснование актуальности и перспективности опыта……………………………….4

  3. Ведущая педагогическая идея…………………………………………………………..5

  4. Теоретическая база опыта……………………………………………………………….5

  5. Новизна…………………………………………………………………………………...6

  6. Технология опыта………………………………………………………………………..6

  1. Теоретическая часть…………………………………………………………………..6

II. Практическая часть…………………………………………………………………..11

  1. Результативность………………………………………………………………………..14

  2. Трудоемкость…………………………………………………………………………….15

  3. Адресная направленность……………………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………………….16

Библиографический список……………………………………………………………..17













Введение Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у обучающихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.




















  1. Условия возникновения, становления опыта

Проблема внедрения современных педагогических технологий в преподавание истории в вечерней школе сегодня особенно актуальна. Несмотря на очевидную необходимость использования активных, интерактивных методов в обучении, по-прежнему традиционное обучение, особенно в вечерней школе, строится на пассивных методах, репродуктивной деятельности. Специфика предметов обществоведческого цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различными источниками, документами, материалами СМИ, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает определённые трудности, неверие в свои силы, неудовлетворённость. Учащийся теряет интерес к изучению истории. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и усвоение необходимых умений и навыков. Передо мной встал вопрос: почему даже школьники, старательно изучающие исторические факты, не всегда умеют ими оперировать, устанавливать причинно-следственные связи, оказываются беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. В начале работы в школе по наблюдениям за учащимися, из бесед с ними, я поняла, что уровень знаний у большинства - репродуктивный, т.е. дети воспроизводят прочитанное или сказанное учителем. И в ходе работы столкнулась с противоречиями: -между требованием выполнения учебной программы и отсутствием интереса к предмету; -между возросшим объемом информации и отсутствием навыков самостоятельного оперирования полученными данными; -между традиционными формами обучения и личностно - ориентированным подходами в обучении и воспитании. Для того чтобы разрешить эти противоречия необходимо было выбрать такую педагогическую технологию, которая создавала бы условия для развития творческих способностей обучающихся. Наиболее эффективным в этом плане я считаю метод проектов, и на уроках и во внеурочное время работаю над проблемой: «Развитие творческих способностей на уроках истории через проектный метод обучения». Цели моей работы:
  • Организация учебно-воспитательного процесса, при котором каждый ученик имеет возможность овладеть не только базовым уровнем учебного материала, но и развить свои творческие способности;
  • Формирование и развитие познавательного интереса к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности;
  • Воспитание социально-активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию
Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной, если:
  • направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  • характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Задачи:
  • теоретически и практически обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
  • определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
  • апробировать методику работы над проектом в условиях старшего звена.
  1. Обоснование актуальности и перспективности опыта

Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с усилением внимания к личности ребенка, с подходом к нему как к высшей ценности общества, отражает тот социальный заказ, который на пороге третьего тысячелетия общество предъявляет образовательным системам разного уровня. Сейчас многие развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих образовательных систем так, чтобы в центре внимания педагогов находилась познавательная деятельность учащихся. Важен не конечный результат (знания устаревают, подвергаются изменениям), а сам процесс приобретения знаний. Необходимо научить учащихся самостоятельно учиться и добывать необходимые знания, учить умению адаптироваться в жизненных ситуациях и самостоятельно принимать решения, критически мыслить. При традиционном подходе и традиционных средствах обучения эти задачи решить достаточно сложно. Многочисленные примеры свидетельствуют о том, что одной из перспективных форм работы со школьниками, организации их научно-исследовательской деятельности является метод проектов. Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады.
  1. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал возможности для самовыражения учащихся на основе:
  • Взаимного доверия и уважения учителя и ученика;
  • Обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации школьника как личности;
  • Осуществления единства мыслительной и практической деятельности учащихся;
В перспективе своей педагогической деятельности предусматриваю проведение этнографических исследований с обучающимися по изучению родного края. Продолжать работу над проектом «ХХ век в судьбе моей семьи». В ходе самостоятельной работы у учащихся появляется возможность по-новому рассмотреть процессы исторического развития страны, малой родины. Считаю целесообразным продолжать применение проектной деятельности, которая способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок, развитию критического мышления учащихся.
  1. Теоретическая база опыта

В современных условиях метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится все более популярным. А. Ю. Кравцова - доктор педагогических наук ИОСО РАО в статье «Проектирование как метод деятельностного познания» рассматривает сущность современной трактовки метода проектов и его практическое применение.1 Проблему конструирования учебного курса, учебной темы рассматривают В.В.Краевский, В.В. Гузеев2, который подчёркивает, что «проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия». Теоретическая основа внедрения метода проектов в России разработана в трудах Е. С. Полат,3 Н.Ю.Пахомовой.4 Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни современного человека, направленным на применение и приобретение новых знаний путем активного включения учащегося в создание тех или иных проектов, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
  1. Новизна

Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании. Ценностью моей работы считаю качественное построение уроков-проектов, исследовательских проектов, творческих проектов на сочетании приёмов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность, развивать творческие способности учащихся. В основе- практическая, исследовательская деятельность, групповые форма работы.
  1. Технология опыта.

  1. Теоретическая часть. К истории метода проектов
Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952)5, хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе». Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам. Опираясь на теорию Дж. Дьюи, американский педагог Уильям Херд Килпатрик (1871-1965) разработал широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения («метод проектов»). Суть заключается, в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем решают какую-либо исследовательскую задачу (реализуют проект) и при этом овладевают новыми знаниями. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов. Понятие метода проекта В информационном письме Министерства образования и науки РФ под методом проектов понимается «способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся для проектирования, создания и изготовления реального объекта (продукта труда)» (585/11-13 от 12.04.2000) 6 Проект (от лат. букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. И на самом деле, планируя проект, учитель как бы заглядывает в будущее, воображает нечто, что ученик может создать, или получить, затратив определенные усилия. Метод проектов - это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. По мнению И.С. Сергеева7 проект - это «пять П»:
  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация.
Шестое «П» проекта - его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. Цели проектного обучения. Е.С. Полат8 под целями проектного обучения понимает следующее:
  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
  • Принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
  • Развивать исследовательские умения.
Проектная деятельность предполагает воспитание у школьников качеств, умений Качества:
  • Самостоятельность;
  • Целеполагание;
  • Инициативность;
  • Креативность.
Группа навыков и умений, приобретаемых в процессе проектной деятельности:
  • Интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и её разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
  • Творческие (умение находить несколько вариантов решения проблемы, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
  • Коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);
  • Методологические (умения работать в библиотеках, на компьютере, в Интернете).
Классификация проектов В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности). Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е. С. Полат и М.Ю.Бухаркиной.9 Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов: №
Критерии Виды проектов

По содержанию проекта

  • Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
  • Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
  • Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

По методу, доминирующему в проекте

  • творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры),
  • приключенческие,
  • игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра),
  • информационные,
  • практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)

По характеру координирования проекта

  • С явной координацией, со скрытой координацией

По включенности проектов в учебные планы

  • Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
  • Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

По характеру контактов

  • Внутренние (региональные), международные

По продолжительности выполнения проекта

  • Мини-проекты, (несколько недель);
  • Средней продолжительности (несколько месяцев);
  • Долгосрочные (в течение года)

По количеству участников проекта

  • Коллективные,
  • Индивидуальные,
  • Групповые

Этапы работы в проектной деятельности В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, так Е.С.Полат10 выделяет следующие:

п/п

Этапы работы

над проектом

Содержание работы на данном этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя 1 Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы. Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели. Наблюдает за

деятельностью

учащихся.








2 Планирование а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности. Формируют задачи, вырабатывают план действий, выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения, наблюдает за деятельностью учащихся.



















3 Исследование

Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.

Обсуждение альтернатив

методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта.

Основные инструменты:

интервью, опросы, наблюдения,

эксперименты. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
















4 Формулирова ние результатов или выводов. Анализ информации,

Выполняют

исследование и

работают над проектом,

анализируя

информацию.

Оформляют проект. Консультирует учащихся.
формулирование выводов.







5 Защита

Подготовка доклада:

обоснование процесса

проектирования, представление

полученных результатов.

Возможные формы отчёта:

устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов,

письменный отчёт. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности. Слушает, задаёт целесообразные вопросы о роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
проекта














6 Оценка результатов и процесса проектной деятельности. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия учащихся, их качество использования источников. Качество отчёта.




  1. Практическая часть. Использование метода проектов в учебной и внеклассной деятельности.
Проектная методика на уроках истории и обществознания имеет свою специфику. Это связано, прежде всего с тем, что содержание предметов гуманитарного цикла заключает в себе меньше возможностей для проведения экспериментов, лабораторных работ в сравнении с содержанием естественных предметов. Проектная деятельность предполагает развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В своей педагогической практике на уроках истории я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. Пусть то, что ученики открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой. Главное, что они сами открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Творческие. Творческие проекты, как правило, появляются у творчески активных учащихся. Тематика таких проектов определяется самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы и предполагают соответствующее оформление результатов. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сочинения, статьи, буклетов, альбома. Такие проекты предполагают активизацию творчества обучающихся: они должны писать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, рисовать рисунки, могут оформлять свои работы на компьютере в программах Мiсrosоft Office. Этот вид проектов представлен по краеведению, так как эта работа имеет прямое отношение к воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Приобщение к истории родного края является важной составляющей частью формирования и воспитания гражданина России. Краеведческие проекты возможны на уроках повторения и обобщения, в качестве домашнего задания и мини-проектов на уроках истории Отечества, во внеклассной деятельности. Например, проект «ХХ век в истории моей семьи», Серикпаев Б., 11 кл. рассказал о своем дедушке - тыловике С. Куркебае; проект Камилькановой А., 10 кл. был посвящен 65 - летию Великой Победы - интересным было оформление работы - в виде буклетов про каждого фронтовика, на тот момент в Кош-Агачском районе жили и здравствовали 6 ветеранов. Проект «Декоративно - прикладное искусство казахов Чуйской степи» Кобдоловой Гульбар 11 кл. занял 2 -е место в Республиканском (заочном) конкурсе «Юный исследователь природы Алтая» в 2013г. Тематика краеведческих исследований обеспечена разнообразным источниковедческим материалом: письменными источниками, вещественными, живыми свидетелями и участниками исторических событий. Работа Кобдоловой Г. опубликована на сайте: nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/01/18/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-chuyskikh-kazakhov Тамимова Галинур ученица 11 класса заняла 3-е место в республиканском конкурсе «Права детей в современной России» и стала обладательницей Почетной грамоты Уполномоченного по правам человека в Республике Алтай С.С. Шефера. Актуальность данной работы заключается в том, что своей исследовательской работой автор вносит ясность во многие непонятные области российской системы образования, так как ученики выпускных классов стоя перед выбором профессии, университета, не знают основных правил поступления, не ориентируются в системе получения высшего образования (отсутствия понятия многоступенчатости образования). nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/14/referat_pravo_detey_na_obrazovanie.docx Информационные. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком­-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, которая может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, методы получении, результат (статья, реферат, доклад) ­презентация. Например, проекты: «25 героев - горноалтайцев» Гофман Наталья 11 кл., «Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Московская битва 30 сентября 1941- 5 декабря 1941гг.» Коксегенов Мейрхат 11кл. При проведении внеклассной работы «День Конституции» обучающиеся провели кропотливую работу при изучении истории всех Конституции, начиная с 1918г. заканчивая ныне действующей - Конституцией 1993г., результаты были представлены в виде докладов, рефератов. Исследовательские. Наибольший интерес у моих обучающихся вызывает исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования. Примером данного вида проектов является работа: «Горный Алтай в годы Великой Отечественной войны». Серикпаев Бердимурат, 11 кл. Игровые. На уроках истории с 9-12 классы мы разрабатывали разнообразные игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая. Примером может служить групповой проект: «Международные отношения накануне II мировой войны» в 11 классе. Каждая группа распределила роли журналистов, гостей из других государств, премьер-министра. В курсе истории метод проектов можно использовать в рамках программного материала практически на любом уроке. Важным является и тот момент, как включить защиту проектов в структуру урока. Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в овладении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока). Это не "ежедневные" технологии. В начале учебного года желательно выделить те темы, вопросы, разделы программы курса, по которым желательно было бы провести проект, чтобы дать возможность учащимся более глубоко и детально вникнуть в материал, дать возможность самостоятельно в нем разобраться не на уровне воспроизведения, а на уровне применения данного материала для решения какой-то значимой проблемы, для приобретения нового знания. Например, урок по истории России, 10 класс: «Становление Древнерусского государства в IX - Х веках» («Первые русские князья») был построен следующим образом: 1. Объявление темы проекта - «Первые русские князья» и определение совместно с учащимися целей предстоящей работы на уроке; 2. Определение порядка представления проектов 3. Представление первой части проектов. 4. Проверка выполнения задания, обобщение и уточнение. 5. Сообщение, подготовленное одним из учащихся по теме проекта 6. Подведение итогов урока. Постановка дополнительных вопросов для учащихся, не задействованных в представлении проектных работ, позволяет включить их в активную работу на уроке, стимулирует их познавательную деятельность, учит внимательно слушать выступающих, делать выводы. Также в ходе изучения нового материала по теме «Политическая раздробленность Руси» 10 класс обучающиеся создавали проектные работы, о Киевском, Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах и Новгородской земле. Таким образом, подобная организация работы детей позволяет избежать поверхностности при использовании метода проектирования. Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя в группе. Попробовать свои силы. Приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. История при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.

7. Результативность Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволило обучающимся видеть практическую пользу от изучения истории, следствием чего явилось повышение интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, любовь и уважение к малой Родине, к Отечеству, к своим предкам. Оценить результаты моей работы над проблемой использования метода проектов позволяет и все более возрастающий интерес к выбору предметов обществоведческого цикла на выпускных экзаменах в традиционной форме и в форме ЕГЭ: Результаты итоговой аттестации

учебный год

класс

предмет

количество

обучающихся

«5»

«4»

«3»

«2»

2005-2006

12

история

7

-

5

2

-

2005-2006

9

история

2

-

-

2

-

2006-2007

12

история

13

-

4

9

-

2006-2007

9

история

3

-

-

3

-

2007-2008

12

ИГА

5

2

2

1

- Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ

Учебный год Предмет Мин-ое кол-во баллов Ф.И.О. Баллы 2009-2010 История 31 баллов Серикпаев Бердибек 39 Коксегенов Мейрхат 39 Джуебаев Эдуард 30 Иванова Алтынай 22 Общество знание 36 баллов Корнеева Юлия 61 Серикпаев Бердибек 59 Коксегенов Мейрхат 52 2012-2013 Общество знание 39 баллов Арыкпаева Айсулу 39 Тастанбекова Наталья 40 Актаева Раушан 37
Результаты поступления выпускников:

п/п

Ф.И.О.

Год поступления

Название учебного заведения

Мадяева Татьяна Ойротовна 2006г. ГАГУ

Гумаров Рашид Джакпекович 2007г. ГАГУ ИФ

Метреева Дарья 2008г. АТТС

Коксегенов Мейрхат Юрьевич 2010г. Бийский педагогический институт. Юриспруденция

Серикпаев Бердибек Сергеевич 2010г. Педагогическая академия им. В.М. Шукшина г.Бийск ИФ Результаты школьного НОУ:

Учебный год

Предмет

Ф.И.О. участника

Класс

Название темы научной работы

Место 2005-2006 история Сакитова Ф.Б. 10 «Объединение Алтая и России» 2-е 2006-2007 история Тебекова А.А. 11 «Эл - Ойын - алтайский праздник народного духа» Благодарность

Результаты конкурсов:

Учебный год

Ф.И.О. участника

Класс

Название темы научной работы

Место

Уровень

2013-2014

Кобдолова Гульбар

11 «Декоративно- прикладное искусство казахов Чуйской степи»

2-е

Республиканский

2014-2015

Тамимова Галинур

11 «Права детей в современной России»

3-е

Республиканский


8. Трудоемкость.

  • Работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Есть опасность перегрузки обучающихся
  • Трудность при подготовке проектов заключается в бедном фонде школьных библиотек, имеющих недостаточное количество современной научной литературы.
  • Большая учебная нагрузка обучающихся, в частности подготовка к ЕГЭ по основным предметам (математике и русскому языку) не позволяет эффективно применять проектную технологию на уроках истории.

9. Адресная направленность

  • Молодым учителям, которые находятся в поиске новых педтехнологии, для дальнейшего применения в педагогической деятельности .

  • Педагогам, имеющим затруднения с обучающимися, имеющими низкую познавательную активность и слабую подготовку по предмету.

  • Для учителей, имеющих копилку интересных идей.

Заключение Изучение теоретических обобщений и практического опыта организации проектной деятельности на уроках истории, а также собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости, востребованности и результативности; дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Позволяет развить свои универсальные умения повышающие мотивацию изучения материала, реализовать комплексное восприятие учебных предметов, принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы. Среди относительных недостатков можно выделить: увеличение учебной нагрузки; требование более сложной системы оценивания; увеличение объёма работы учителя; существования риска неудачного выполнения работы; повышение эмоциональной нагрузки, нарастание напряжения к сроку сдачи работ. Каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Метод проектов не является каким-то специальным методом обучения - это всего лишь форма обучения, причем внеурочная. «Уместить» его в классно-урочную систему является очень трудной задачей для преподавателя. Тем не менее, проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Важно помнить, что проект - это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса. Конечно, в результате учащиеся не совершат какого-либо научного открытия качественно новых закономерностей и явлений. «Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой и новые только для школьников... Учитель предъявляет ту или иную проблему для самостоятельного исследования, знает ее результаты, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуется проявить в ходе решения, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности» (И. Я. Лернер). Таким образом, ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Открытия, сделанные учащимися, должны вытекать из их личного опыта, и выводы, к которым они придут, не могут быть прочитаны в учебной литературе.

Библиографический список

  1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. -1995. - № 6, - с. 39-48.
  2. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. сангл. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.
  3. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.// Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - № 9. - С.69-75.
  4. Кравцова А. Ю. «Проектирование как метод деятельностного познания»// Открытая школа №3 2006 с.63
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. ­М.: Издательский центр" Академия", 1999.
  6. distant.ru Полат Е.С. Метод проектов.

  7. http// www/ioso/ru/distant/project/Кропанева Г.А. Технология метода проектов при обучении истории.

























1 Кравцова А. Ю. «Проектирование как метод деятельностного познания»// Открытая школа №3 2006 с.63 2 Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. -1995. - № 6, - с. 39-48.

3 distant.ru Полат Е.С. Метод проектов.

4 Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, №4,2000, - С. 52-55 5Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. сангл. - М.: Педагогика-Пресс, 2000. - 384с.

6 Кравцова А. Ю. «Проектирование как метод деятельностного познания»// Открытая школа №3 2006 с.63 7 Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Арктик, 2004, с.41

8 distant.ru Полат Е.С. Метод проектов. 9 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. ­М.: Издательский центр" Академия", 1999.

10 distant.ru Полат Е.С. Метод проектов.

18



© 2010-2022