- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Поиграем вместе
Рабочая программа кружка Поиграем вместе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузьмина М.И. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка Рабочая программа «Поиграем вместе» для 1 класса имеет физкультурно-оздоровительную направленность разработана на основе нормативных документов: - Федерального закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования; - образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большеалексеевская средняя общеобразовательная школа » (утвержденной приказом №_____от _______г.) Данная программа реализуется в МБОУ «Большеалексеевская СОШ» и служит для организации внеурочной деятельности младших школьников. Актуальность программы в том, что подвижные игры являются важнейшим средством развития физической активности младших школьников, одним из самых любимых и полезных занятий детей данного возраста. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, движения, в ходе выполнения которых участники преодолевают ряд препятствий, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Благодаря большому разнообразию содержания игровой деятельности, они всесторонне влияют на организм и личность, способствуя решению важнейших специальных задач физического воспитания. Программа актуальна в рамках реализации ФГОС. Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему. У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности. В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Общая характеристика кружка
Кружок «Поиграем вместе» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности. Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма - это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму. Игры - это не только важное средство воспитания, значение их шире - это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс «Поиграем вместе» вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Кружок «Поиграем вместе» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25 минут. В первом классе - 33 занятия. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются: - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; - формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия, - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
- развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
- развитие сообразительности, творческого воображения;
- развитие коммуникативных умений;
- воспитание внимания, культуры поведения;
- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
- обучить умению работать индивидуально и в группе,
- развить природные задатки и способности детей;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
-
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Поиграем вместе»
Личностными результатами кружка являются следующие умения:
- - оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
- умение выражать свои эмоции;
-
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Метапредметными результатами кружка ««Поиграем вместе»» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
-
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
-
- проговаривать последовательность действий во время занятия;
-
- учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
-
- умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-
Коммуникативные УУД:
- -умение оформлять свои мысли в устной форме
-
- слушать и понимать речь других;
- - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
-
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
-
(лидера исполнителя).
Формы занятий: Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий: В первых классах начальной школы занятия продолжительностью 25 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-20детей. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
Содержание курса
- Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
- Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
-
Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
- Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота».
- Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.
- Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино.
-
Интеллектуальные игры. Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», «Наши любимые сказки». Конкурс пословиц и поговорок. Математическая эстафета.
-
Игры с сопротивлением и борьбой. Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».
Тематическое планирование
Содержание курса
Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся
Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
Игры-догонялки
7
Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
Игры - поиски
4
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.
Слушать и понимать речь других людей.
Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы
В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. Игра «Море волнуется!», «Птицы, на гнезда!», «Гусек»
Игры с быстрым нахождением своего места
3
Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с нескольким измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», Игра «Золотые ворота»
Игры-хороводы
3
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения В этот радел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.
Зимние игры на снеговой площадке
2
Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов
Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино.
Настольные игры
6
Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр
Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», «Наши любимые сказки». Конкурс пословиц и поговорок. Математическая эстафета.
Интеллектуальные игры
6
Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели
Слушать и понимать речь других людей.
Игры направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».
Игры с сопротивлением и борьбой
3
Слушать и понимать речь других людей.
Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание
Спортивный инвентарь:
Мячи
Скакалки
Настольные игры:
Шахматы
Шашки
Домино
Сюжетные настольные игры
2
15
7
7
2
10
Демонстрационные пособия Демонстрационный материал к викторинам, конкурсам
По 1 к каждой викторине