Статья Коррекционно-развивающие мероприятия по формированию УУД

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Грин Хаббард Действительно ли школа может «всех научить всему»? Если иметь в виду базовый минимум - безусловно. Если вести речь об умении связывать, соотносить, совместно использовать знания по разным темам - то и это достижимо почти всегда. Появились вопросы: «Как обучить всех детей базовому минимуму? Как вырастить воспитанную личность? Каковы должны быть действия учителя?». Специфика контингента обучающихся определяется тем, что первоклассники, пришедшие в школу, имеют разную стартовую подготовку к обучению. Многие дети оказываются в сложной жизненной ситуации из-за занятости родителей на работе, малограмотности родителей, материального неблагополучия семьи, отсутствия одного из родителей. Нам, учителям, стоит бороться за успешность каждого ребенка в какой-то области. Как хорошо, когда в школе любой ученик хоть в чем-то да демонстрирует выдающиеся достижения. Важно ведь не то, чтобы каждый стал «звездой» по всем предметам - а то, чтобы каждый нашел свой интерес в жизни, свое призвание. I. Познавательные универсальные учебные действия - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

УУД

Петров

Иванов

Орлова

Сидоров

Итого

Речевое развитие

3

3

4

2,5

3

Речевое мышление

4

4

4

3

3,2

Интуитивное мышление

3

4

4

2

3

Логическое мышление

3

4

4

3

2,9

Образное мышление

3

3

4

2,5

3

Абстрактное мышление

3

4

5

2,5

2,8

Речевая память

3

4

3

2

2,9

Зрительная память

3

4

4

3

2,9

Скорость переработки информации

5

5

2,5

2

3,75

Внимательность

2

4

5

2,5

3,3


Данные диагностики показывают, что в целом познавательные УУД сформированы и соответствуют базовому уровню. Но следует обратить внимание на недостаточную сформированность следующих интеллектуальных способностей в моём классе: логическое мышление (2,9), абстрактное мышление (2,8),зрительная и речевая память (2,9).
Каковы же действия учителя по развитию познавательных учебных умений?

  1. При недостаточной сформированности логического мышления дети затрудняются работать с правилами. Могут их вызубрить, но не умеют применять их и делают ошибки. Могут использовать правило только на том материале, на котором оно объяснялось, и не способны выполнить аналогичные задания. Либо не понимают, какова зона применения правила. Поэтому как можно чаще на уроке учитель должен просить этих детей «расписать» правило, формулу, таблицу вслух, рассуждая. Следует исключить всякую зубрёжку, в том числе, заучивание правил и формул. Любую работу дети должны начинать не с перебора формул и правил, а с анализа проблемы, принципа, который использован в задании. Для формирования логического мышления можно использовать различные развивающие задания:


на уроке математике: «Игры с палочками»; «Занимательный квадрат» «Логические задачи» на уроках русского языка и литературного чтения: «Ребусы» упражнение на «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»: надо понять как связаны первые два слова (лошадь и жеребёнок) и по такому же принципу выбрать слово, которое подходит к слову корова.

  1. Развитию абстрактного мышления способствует обучение устному счету. Конечной целью этого обучения должен быть автономный, свободный счет в уме, сначала только с переходом на второй десяток, а потом - в пределах сотни. Дети должны со слуха воспринимать задание, выполнять его в уме и говорить только ответ. Развитию абстрактного мышления также способствует обучение решению задач в общем виде (с буквами, без чисел). Упражнения, которые нам предлагают психологи, для формирования абстрактного мышления детей:
    • На уроках русского языка и литературного чтения: «Формирование способности оперирования смыслом»: учитель зачитывает пословицу, а ребята подбирают к ней подходящую фразу, которая отражает общий смысл пословицы
- Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы. - Прежде чем сделать, надо хорошо подумать. - Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал. Правильный ответ …, а ножницы и продавец - лишь частности и не отражают основного смысла. «Фантастические гипотезы» - для этого упражнения готовятся 25 карточек с сущ. и 25 карточек с глаголами. Для постановки вопроса берутся две карточки. Их сочетание и даёт гипотезу. Например: город - летать. Формируется гипотеза: « Что было бы, если бы город начал летать?». Дальше рассказ строится на этом сюжете. Однако можно доставать следующие карточки и помогать сюжету, вводя новые гипотезы и персонажей. Используя эту форму работы, ученики активно формируют отчётливые связи своей мысли с действительностью.

Так же на уроке русского языка, на уроке окружающего мира я использую упражнение на «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания». Я говорю слова, а ребята отвечают, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче. На уроках математики я часто использую упражнения «Числовые ряды» с различными заданиями. На уроках математики, технологии я использую задания на изготовление аппликации из геометрических фигур.

3. Недостаточная сформированность речевой памяти заключается в том, что дети могут не сразу понять объяснения учителя или обращенные к ним вопросы, если каждую фразу им не повторят 2-3 раза. Особые сложности возникают при восприятии нового материала. Необходимо развивать произвольную речь и обогащать словарный запас, т.к. активизация речи расширяет возможности всех связанных с ней психических процессов (памяти, восприятия, мышления). Таким детям рекомендуется предварительно рассказывать содержание урока. Если материал частично знаком ребенку, включается процесс узнавания, который компенсирует недостатки памяти и облегчает понимание. Для формирования речевой памяти можно предложить следующие виды заданий: «Запомни и воспроизведи»; «Цепочка действий»; предупредительный диктант; диктант-игра «Кто больше запомнит»; работа со словарями; составление схем - опор.

II. Регулятивные учебные действия - отражают способность ученика строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Показатели регулятивных универсальных учебных действий:


УУД

Петров

Иванов

Сидоров

Орлова

Итого

Умение высказать свое предположение

+

+

+

+

95 %

Умение определять цель деятельности на уроке

-

-

+

+

36 %

Умение составлять план работы

+

+

+

+

64 %

Умение определять, верно ли выполнено задание

+

-

-

-

36 % И как вы видите у нас проблемы с… Каковы же действия учителя по развитию регулятивных учебных умений? Рассмотрим различные ситуации. Я бы остановилась на двух самых проблематичных для моего класса.

  1. У ребенка трудности при определении последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата:

  • поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать;

  • конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком);

  • необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока);

  • обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов).

3. У ребенка трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности:

  • Коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности.

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «Преднамеренные ошибки»;

  • «Для красного карандаша»; я использую на уроке.

  • поиск информации в предложенных источниках;

  • взаимоконтроль;

  • диспут;

  • контрольный опрос на определенную проблему;

  • проекты;

III. Личностные универсальные учебные действия - система ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сферам окружающего мира: «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и я» и т.д. Показатели личностных универсальных учебных действий в моём классе находятся на базовом уровне. Ребята умеют правильно оценить чужие поступки, самостоятельно определить общие для всех людей правила поведения.
Что же можно предложить при работе над формированием личностных УУД? Образовательный процесс в моём классе осуществляется на основе учебников УМК «Школа России»», в которых связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов отчётливо выражена.

Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения возможны следующие виды заданий:

  • на интерпретацию текста;

  • высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией;

  • анализ характеров и поступков героев;

  • формулирование концептуальной информации текста (В чём мудрость этой сказки? Для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю? Найди слова, где выражена главная мысль рассказа).

Одна из целей предмета «Окружающий мир» - научить школьников объяснять своё отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.

(- На каких рисунках человек ведёт себя как разумное существо? - Где он ведёт себя неразумно? Объясни, почему ты так считаешь. - Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл) и т.д.

В учебнике окружающего мира изучение материала об истории России формирует гражданскую идентичность.

Все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Для развития ЛУУД возможно использование разных образовательных технологий:

  • Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.

  • Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.

  • Использование ИКТ-технологии формирует осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации.

  • Технология ситуативного обучения формируется умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

  • Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД, если анализ текста порождает оценочные суждения.

  • Технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.


IV. Коммуникативные учебные действия - обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Способность к сотрудничеству и в целом коммуникативные действия в классах находится на базовом уровне.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать игровые приемы; ИКТ; задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например: 1. «Рассказ от первого лица»: - рассказать, опираясь на электронную наглядность, от лица журавля о том, как его угощала лиса; - представлять повествование от имени предмета, например, слайд-шоу «История из жизни горошинки». 2. «Комплименты»: - сказать комплимент сказочному, литературному герою. 3. «Сказка в заданном ключе»: - ввести в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик»; - сочинить новую сказку с созданием к ней электронных рисунков. 4. «Изменение сказочной развязки»: - придумать другое окончание сказки, рассказа. Работа в парах и группах помогает организации общения, т.к. каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. На уроках русского языка используются типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных универсальных учебных действий: - «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером». - «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения - просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми. Условия успешного осуществления коррекционно-развивающей работы 1.Безграничная вера в ребенка. Каждый ребенок может научиться всему. Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником. 2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху». Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню возможностей ребенка. 3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, будет чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. 4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее, поторопись, ты опять последний», этими словами достигается, как правило, обратный эффект либо ребенок начинает работать еще медленнее; либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество (у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все). 5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь - от знания причины ошибки к ее устранению. 6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться. 7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики. 8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать - штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п. 9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно. То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом. Желаю вам терпения и творчества!

© 2010-2022