Пояснительная записка. Литературное чтение 3 класс система Занкова по учебнику Свиридова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для третьего класса разработана на основе примерной образовательной программы по литературному чтению, основной образовательной программы школы, требований ФГОС общего образования для начальной школы (Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009г. №373 «Об утверждении введения в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 г. №472 «О введении Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области») . Курс реализуется в рамках УМК « Система общего развития Л.В. Занкова» по программе, разработанной В.Ю.Свиридовой (2011), утвержденной МО РФ. Учтены межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса по литературному чтению.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.

Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют ФГОС, поэтому в программу не внесено никаких изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в образовательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год- 136 ( 4 часа в неделю, 34 учебных недели)

Учебно-методическое сопровождение:

В.Ю.Свиридова «Литературное чтение», учебник для 3 класс.

В.Ю.Свиридова «Хрестоматия по литературному чтению», 3 класс.

Цель курса:

воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а так же развитую способность к творческой деятельности.

Задачи курса:

  • Расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях;

  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры;

  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа;

  • Развитее речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия, интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества.

В 3 классе усложняются учебные задачи в основном виде деятельности учащихся на уроках литературного чтения - в анализе художественного текста.

Это происходит через:
- работу с более сложными и объемными текстами;
- освоение детьми новых способов анализа художественного текста и, главное, осмысление их именно как способов анализа художественного текста в его родовой и жанровой специфике;
- усложнение видов работ и повышение уровня самостоятельности в письменных и творческих работах учащихся.
Работая над более сложными произведениями, дети расширяют круг аналитических умений:
- осмысливать эволюцию художественного образа;
- выявлять роль автора и способы выражения авторской позиции не только в лирическом, но и в эпическом тексте, например, в авторской сказке;
- находить в тексте и объяснять эпитеты;
- видеть сюжет произведения;
- находить средства художественного изображения и выражения чувств.

Главные учебные цели и задачи этого года обучения:
- продолжить формирование навыков анализа художественных текстов разных родов и жанров, познакомиться с эпитетами;
- углубить представления об уже знакомых ученикам-читателям жанрах эпических произведений: сказках, рассказах и баснях, и познакомить с новыми для них произведениями: мифом, былиной, сказом;
- познакомить читающих по ролям детей с драмой как особым литературным родом;
- углубить их представления о лирике через изучение художественных способов изображения картины мира и передачи чувств в лирическом тексте;
- начать подготовку детей к работе в более старших классах с классическими учебниками, в которых знания будут излагаться в форме научных статей;
- продолжить и углубить работу над формированием нравственных представлений учащихся через осмысление общечеловеческих и национальных основ нравственности.

Планируемые результаты

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:


  • интерес к содержанию и форме ху­дожественных произведений;

  • интерес к некоторым видам творчес­кой деятельности на основе литера­турных произведений;

  • интерес к миру чувств и мыслей че­ловека, отраженных в литературе;

  • основы эмоционального сопережи­вания прочитанному или услышанно­му художественному произведению;

  • эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на при­мере героев литературных произведе­ний;

  • чувство сопричастности своему на­роду;

  • понимание моральных норм при оценке поступков героев литератур­ных произведений;

  • общее представление о мире разных профессий, их значении и содержа­нии.


Обучающийся получит возможность для формирования:


  • понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;

  • чувства сопричастности к сохране­нию чистоты родного языка;

  • понятия об ответственности чело­века за себя и близких, о высших чувствах любви, внимания, заботы;

  • понимания своей семейной и этни­ческой идентичности;

  • любви к Родине, представлений о ге­роическом прошлом нашего народа;

  • чувства ответственности за мир природы;

  • умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями лите­ратурных произведений;

  • первоначальной ориентации учаще­гося в системе личностных смыслов;

  • понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и под­держке.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:


  • принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

  • выбирать способы работы с текс­том в зависимости от учебной за­дачи;

  • выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, ра­ботать с приложениями учебника;

  • произвольно строить устное и пись­менное высказывание с учетом учеб­ной задачи;

  • самостоятельно работать с учебни­ком, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

  • соотносить внешнюю оценку и само­оценку.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • самостоятельно выделять и фор­мулировать познавательную цель;

  • осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных це­лей;

  • проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;

  • осуществлять самоконтроль и са­мопроверку усвоения учебного мате­риала каждого раздела программы;

  • осуществлять самооценку и адек­ватно оценивать действия окружаю­щих.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:


  • отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

  • пересказывать текст по плану;

  • структурировать знания при сопос­тавлении текстов;

  • применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;

  • применять известные понятия к но­вому материалу, формулировать вы­воды;

  • искать информацию, представлять найденную информацию;

  • уметь различать существенную и до­полнительную информацию, выде­лять главное;

  • знать разные виды словарей, спра­вочников, энциклопедий.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • пересказывать близко к тексту не­большие по объему и разные по жанру тексты;

  • понимать структуру построения рассуждения;

  • воспринимать целостную информа­цию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;

  • проявлять инициативу в поиске до­полнительной информации, ориенти­роваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Ин­тернета;

  • проводить аналогии между изучае­мым материалом и собственным опы­том;

  • создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:


  • выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диа­логе, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей вы­сказывания;

  • проявлять устойчивый интерес к об­щению и групповой работе;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т.ч. творчес­ких; участвовать в проектах, инсцени­ровках, спектаклях;

  • видеть ошибку и исправлять ее с по­мощью взрослого.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в ли­тературе;

  • устно и письменно выражать впе­чатление от прочитанного (аннота­ция, страничка

  • читательского днев­ника);

  • проявлять самостоятельность в груп­повой работе;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществ­лять рефлексию относительно про­цесса деятельности, контролировать и оценивать результаты.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности


Обучающийся научится:


  • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя;

  • читать наизусть стихотворения раз­ных авторов по выбору ученика;

  • ориентироваться в тексте, находить в нем повествование, описание, рас­суждение;

  • кратко пересказывать текст, отве­чать на вопросы по тексту и формули­ровать свои вопросы;

  • отличать произведения устного на­родного творчества от авторских про­изведений;

  • определять жанр литературного произведения (сказка, сказочная по­весть, рассказ, стихотворение), назы­вать основную тему;

  • узнавать при слушании и чтении жанры художественной литературы: сказку, стихотворение, рассказ, басню;

  • характеризовать героев произведе­ний; сравнивать характеры героев раз­ных произведений;

  • выявлять авторское отношение к ге­рою;

  • понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

  • соотносить главную мысль и назва­ние произведения;

  • находить портрет и пейзаж в произ­ведении;

  • видеть особенности юмористичес­ких текстов;

  • соотносить основное содержание литературного произведения и разно­образный иллюстративный материал

Обучающийся получит возможность научиться:


  • пересказывать текст подробно, вы­борочно и кратко;

  • сравнивать различные тексты, де­лать их элементарный анализ;

  • представлять особенности устного народного творчества по сравнению с авторским;

  • осознавать особенности характера героя в народной и авторской сказке;

  • находить способы создания харак­тера и изображения внутреннего мира героя в произведениях разных жанров;

  • понимать возможности литерату­ры передавать сложное настроение, изображать развитие чувства;

  • понимать особенности жанра басни;

  • определять роль портрета и пейза­жа в произведениях;

  • находить в юмористических текс­тах приемы создания комического;

  • оценивать поступки героя и отно­шение автора к нему.

Круг детского чтения

Обучающийся научится:


  • самостоятельно ориентироваться в содержании учебника, в т.ч. по ус­ловным значкам, работать с произве­дениями в хрестоматии;

  • самостоятельно пользоваться раз­ными разделами словаря, помещенно­го в учебнике;

  • осуществлять выбор книги по тема­тике, заданной в рубрике «Прочитай эти книги»;

  • осуществлять в библиотеке целе­направленный поиск книг по предло­женной тематике и сборников произ­ведений;

  • готовить сообщения, используя ма­териалы школьной или публичной библиотеки;

  • понимать назначение аннотации на литературное произведение;

  • называть одно периодическое лите­ратурно-художественное издание.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • понимать значимость прочитанно­го произведения или книги для себя, своего кругозора;

  • составлять сборник своих любимых произведений и аннотацию к нему;

  • писать отзыв о произведении (на выбор), используя план написания отзыва;

  • создавать презентации книг раз­личной тематики;

  • сопоставлять содержание литера­турных произведений с их экраниза­цией (мультипликацией);

  • участвовать в организации литера­турного (поэтического) вечера;

  • ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с произведениями отечественной и за­рубежной детской литературы раз­ных эпох.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится:


  • представлять общие корни развития литературного фольклора разных на­родов;

  • различать малые жанры фольклора;

  • различать жанры художественной литературы: сказку, сказочную по­весть, басню, рассказ, стихотворение;

  • определять особенности фольклор­ных форм и авторских произведе­ний;

  • выделять события рассказа; пони­мать сюжет как цепь событий, состав­лять сюжетный план произведения;

  • понимать многозначность поэти­ческого слова

Обучающийся получит возможность научиться:


  • понимать и показывать на приме­рах особенности малых фольклорных жанров: пословицы, загадки, скорого­ворки, считалки, заклички;

  • находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и автор­ской литературы;

  • обнаруживать средства художест­венной выразительности в тексте (сравнение, олицетворение, эпитет, повтор, рифма, звукопись);

  • обнаруживать следы обряда и ми­фологические мотивы в фольклоре и литературе;

  • выявлять особенности построения сюжета, способы создания образа ге­роя в волшебных сказках;

  • понимать обусловленность харак­теров героев сказок разных народов национальными особенностями и пред­ставлениями народов о счастье, спра­ведливости, добре и зле;

  • самостоятельно находить мораль басни;

  • понимать возможность эволюции характера героя литературного про­изведения.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится:


  • пересказывать текст кратко, выбо­рочно, подробно и с его творческой обработкой в зависимости от учебной задачи;

  • читать по ролям, инсценировать, пе­редавая основное настроение произ­ведения;

  • передавать в выразительном чтении изменение эмоционального состояния героя;

  • выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении, рисовании, творческой деятельности;

  • создавать небольшие художествен­ные тексты в стиле изученных жанров.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • сознательно пользоваться различ­ными средствами выразительного чтения: менять интонацию, темп, тембр, делать паузы в зависимости от задач чтения;

  • читать, передавая авторское отно­шение к поступкам героя;

  • подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;

  • читать и разыгрывать диалоги, пе­ресказывать тексты;

  • сочинять небольшие тексты, со­знательно используя выразительные средства произведений разных жан­ров.

Содержание программы по литературному чтению

3 класс (136 часов)

Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Адекватное по­нимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услы­шанного произведения, задавать вопрос по услышанному художественному и учебному произведению. Чтение вслух. Чтение про себя. Дальней­шее развитие навыков выразительного чте­ния. Постепенное увеличение индивидуаль­ной скорости чтения. Установка на нор­мальный для читающего темп беглости, поз­воляющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чте­ния. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (ознакомитель­ное, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи). Дальней­шее развитие навыков свободного высказыва­ния в устной и письменной форме: с соблю­дением единства цели высказывания и под­бором точных средств речевого выражения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Ис­пользование норм речевого этикета в усло­виях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме. Передача содержания прочитанно­го или прослушанного с учетом специфики учебного и художественного текста. Переда­ча впечатлений (из повседневной жизни, ху­дожественного произведения, изобразитель­ного искусства) в рассказе (описание, рас­суждение, повествование). Построение плана высказывания. Отбор и использование вы­разительных средств языка (синонимы, ан­тонимы, сравнение). Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев). Использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы) в мини-сочинениях (повествова­ние, описание), рассказе на заданную тему. Работа с разными видами текста. Разли­чение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, глав­ной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, до­полнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстра­тивно-изобразительных материалов. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особеннос­тей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдель­ных, наиболее общих особенностей текстов мифов, легенд (по отрывкам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Ключевые или опорные слова. Вос­произведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Работа с текстом художественного произ­ведения. Понимание заглавия произведе­ния, его адекватное соотношение с содержа­нием. Определение особенностей художест­венного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самос­тоятельное воспроизведение текста с ис­пользованием выразительных средств язы­ка: последовательное воспроизведение эпи­зода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопро­сам учителя), рассказ по иллюстрациям, пе­ресказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: краткий и подроб­ный. Подробный пересказ текста: деление текста на части, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание каждой час­ти и всего текста, пересказ эпизода; опреде­ление главной мысли каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде высказыва­ния. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика героя про­изведения с использованием художествен­но-выразительных средств данного текста. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведе­ния героев, анализ поступков героев с точ­ки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении люб­ви к родине в литературе разных народов (на примере народов России). Библиографическая культура. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге: научная, художествен­ная (с опорой на внешние показатели кни­ги, ее справочно-иллюстративный матери­ал). Типы изданий: произведение, сборник, периодические издания, справочные изда­ния (словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, откры­того доступа к детским книгам в библиоте­ке. Алфавитный каталог. Пользование соот­ветствующими возрасту словарями и спра­вочной литературой. Литература вокруг нас. Отличие публицистики от художественной литературы. Периодические издания. Ис­кусство кино. Художественный и мульти­пликационный фильм. Литература в театре. Работа актера и режиссера. Отличие зрите­ля от читателя. Инсценировка литературно­го произведения. Посещение театральных постановок.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Мифология. Формирование общего пред­ставления о мифе как способе жизни древ­него человека, помогающем установить от­ношения с миром природы. Бинарные пред­ставления в мифе как основной способ структурировать мир, «двоемирие». Разде­ление на зоны пространства (верхний, сред­ний, нижний мир) и времени (сезоны, воз­растные периоды). Представления о Миро­вом дереве, связующем миры. Представле­ния о тотемных животных и растениях как прародителях человека. Устойчивая симво­лика числа и цвета. Миф как способ под­держания существующего природного по­рядка с помощью обряда и магического текста. Синтез искусств в обряде, синкрети­ческое искусство древности. Международ­ные мифологические сюжеты. Устное народное творчество. Малые жан­ры фольклора и их связь с мифом. Функ­циональная особенность каждого жанра. Древняя вера в магию слова. Магическое воздействие на мир в обряде. Загадка как древний способ шифровать и запоминать важнейшие сведения о природе; закличка как способ уговаривать (заклинать) приро­ду. Изначальный магический смысл считал­ки. Назначение и особенности пословиц, поговорок, побасенок. Нравоучительный смысл. Выразительные средства, способы вынесения нравственной оценки. Представ­ление об антитезе. Пословицы других наро­дов. Смысловые параллели при разном язы­ковом оформлении. Выражение мудрости и жизненного опыта народа. Положитель­ный и негативный смысл пословиц и пого­ворок. Наблюдение за монологом и диало­гом в разных жанрах. Сочинение рассказов к выбранным пословицам. Осознание того, что фольклор есть выра­жение общечеловеческих нравственных пра­вил и отношений. Общие черты фольклора разных народов. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Связь фольклора и литературы. Даль­нейшее развитие представлений о народной и авторской сказке. Волшебная сказка. Отражение древних (мифологических) представлений о мире. Герой волшебной сказки. Представление о волшебном мире, волшебном помощнике и волшебных предметах, волшебных числах и словах. Особенности сюжета (уход героя из дома, сказочная дорога, испытания, по­мощь волшебного помощника, победа над волшебным миром как восстановление по­рядка и справедливости). Любимые народные сказки. Придумыва­ние варианта или продолжения к сказке. Изменение конца сказки в соответствии с собственным видением. Сказка о животных. Этиологическая сказ­ка о животных, объясняющая особенности внешнего вида и повадки животных. Исто­рический и жизненный опыт народа в сказ­ке. Откуда в сказке магия. Волшебные чис­ла. Волшебные помощники. Следы обряда и мотивы мифа в сказке. Отражение взгля­дов на мир и общество. Докучные сказки - игра с застывшими правилами сказки. Жанр басни. Двучленная структура бас­ни: сюжетная часть и нравоучение в виде итоговой морали. Происхождение сюжетной части из сказки о животных. Эзоп как ми­фологическая фигура и реальный баснопи­сец. Басни Эзопа и Крылова: использование сходных сюжетов, сходство смысла, струк­туры, сходство и различие композиций. Со­чинение басни в прозе. Авторская сказка. Сохранение структур­ных связей с народной сказкой и обретение нового смысла. Авторские сказки класси­ческой и современной русской и зарубеж­ной литературы. Авторские «объяснитель­ные» сказки. Средства выражения авторско­го отношения к изображаемому в сказке. Авторская оценка героя. Развитие сказочной «этики»: от победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки (в народной сказке); к осо­знанию ценности нравственного совершен­ства и силы любви (в авторской сказке). Общие мотивы в сказках разных наро­дов. Сказочная повесть. Жанровые особеннос­ти, роднящие сказочную повесть с расска­зом: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность дей­ствия во времени, реальность переживаний героя. Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть со сказкой: сосущество­вание реального и волшебного мира, прев­ращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и вол­шебные слова. Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Сюжет (за­вязка, кульминация и развязка) в объемном литературном произведении, определение средств художественной выразительности. Рассказ. Развитие представлений о жан­ре рассказа. Герой рассказа: особенности ха­рактера и мир чувств героя. Сравнительный анализ характеров персонажей (героев). Способы выражения авторской оценки ге­роя: портрет героя, характеристика дейст­вий и эмоциональных реакций героя, описа­ние интерьера или пейзажа, окружающего героя. Выделение элементов сюжета: завяз­ки, кульминации, развязки. Выявление средств художественной выразительности. Поэзия. Особенности поэтического взгля­да на мир. Раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении. Открытое выраже­ние чувства в авторской поэзии. Сюжет­ное развертывание переживания. Создание яркого образа с помощью разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета (опреде­ления), контраста, звукописи, гиперболы и повтора.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирова­ние, драматизация; устное словесное рисо­вание, установление причинно-следствен­ных связей в тексте, последовательности со­бытий; изложение, создание собственного текста на основе художественного произве­дения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения третьего года обучения Устное народное творчество Малые жанры фольклора: считалки, за­гадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Гре­ции, славянские мифы, карельские мифы «Калевала».

Русские народные сказки и сказки разных народов «Яичко», «Петушок - золотой гребешок и жерновцы», «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Мороз, Солнце и Ветер», «Царевна-лягушка», «Царевна Несмеяна»*, «У страха глаза велики», докучные сказки*, «Коза с орехами»*. «Хитрая лиса» (корякская сказка)*, «По­чему звери друг от друга отличаются» (на­найская сказка), «Отчего у зайца длинные уши» (мансийская сказка), «Медведь и бу­рундук» (нивхская сказка), «Волшебная лампа Аладдина» (арабская сказка)*.

Авторские сказки классической русской и зарубежной литературы Ш. Перро «Рике с хохолком»*; В. Гауф «Маленький Мук»*; Г. Х. Андерсен «Дюй­мовочка», «Огниво»*; А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

Басни

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и вино­град»; И. Крылов «Ворона и Лисица», «Ли­сица и Виноград»; С. Михалков «Бараны».

Классики русской литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, A.Фет, В. Жуковский, Е. Баратынский, А Кольцов*, Я. Полонский*, А. Майков, Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин,С. Есенин, В. Хлебников*, Саша Черный*, А.К. Толстой. И. Тургенев «Воробей», «Голуби»*, «Со­бака»*; Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»; Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»; В. Гаршин «Лягушка-путешествен­ница»; П. Бажов «Серебряное копытце»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»*; Ю. Олеша «Три толстяка»*; А. Гайдар «Ти­мур и его команда»*.

Современная русская и зарубежная литература М. Исаковский, Н. Рыленков, Е. Евту­шенко, С. Маршак, А. Барто*, Б. Заходер, М. Бородицкая, Г. Новицкая, М. Яснов, Э. Мошковская, Ю. Мориц*, Ю. Кушак, П. Барто, Тим Собакин, С. Махотин*, Н. Матвеева. М. Пришвин «Разговор деревьев», «Гово­рящий грач»*; Ю. Коваль «Тузик», «Вися­чий мостик», «Тучка и галки», «Соловьи»*, «Шамайка»*; К. Паустовский «Стальное ко­лечко», «Прощание с летом», «Кот Ворю­га», «Растрепанный воробей»*; Г. Снегирев «Чудесная лодка»; Н. Носов «Шурик у де­душки»; В. Драгунский «Красный шарик в синем небе», «Девочка на шаре»; С. Коз­лов «Такое дерево», «Как поймать облако»; И. Акимушкин «Обезьяньи носы», «Броне­носцы»; И. Пивоварова «Плохие сны»,

B. Чаплина*, Д. Нагишкин*; В. Голявкин «Был не крайний случай», «Рассказы»*; Ю. Раскин «Когда папа был маленьким»*; Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких»*; Я. Ларри «Необычайные приключения Карика и Вали»*; А. Волков «Волшебник Изумрудного города»*. Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб»; Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена»*; С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями»; Э. Сетон-Томпсон «Улич­ный певец»*; Д. Даррелл «Моя семья и дру­гие звери»*; Л. Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес»*; А. Милн «Винни Пух и все-все-все»*; Ф. Баум «Волшебник страны Оз»*; П. Треверс «Мери Поппинс»*. Японские трехстишия.

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 3 класса

Обучающиеся должны иметь представление:

- об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

- об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;

- об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

- об особенностях жанра басни;

знать:

- наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

- имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы, имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;

- различать малые жанры фольклора;

- находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературы;

- отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

- характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

- выявлять авторское отношение к герою;

- рассказывать о любимом литературном герое;

- устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)




Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование раздела

Содержание раздела

Количество часов

Человек вступает в неизведанный мир


Что такое миф. Отношения человека и Природы в древности (по фрагментам древнегреческих мифов, карельских мифов «Калевала», славянских мифов). Знаком­ство с мифологическими представлениями о разделении мира на «свой» и «чужой». Пространственные представления древнего человека. Народная сказка «Яичко» (принцип ку­мулятивного построения - накопления ге­роев и событий). С. Маршак «Дом, который построил Джек», связь стихотворения с на­родной сказкой, М. Бородицкая «Убежало молоко». Учимся сочинять докучные сказки и загадки. Образ Мирового дерева. Русская народ­ная сказка «Петушок - золотой гребешок и жерновцы». Черты мифологического мышления и за­коны сказочного жанра в русских народных сказках «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка», «Хаврошечка»: особенности внешности и социального положения героя (героини) сказки, обращение к числовой магии и ма­гии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой (волшебный) мир. Особенности авторского взгляда на мир в произведениях литературы и живописи: картины М. Врубеля «Пан», «Сирень»; Ф. Тютчев «Полдень», И. Бунин «Все лес и лес», Г. Новицкая «Береза», Н. Носов «Шурик у дедушки». Мир волшебной сказки в живописи: И. Билибин, В. Васнецов, Т. Маврина.

18 часов


В единой семье всего живого


Античные мифологические мотивы и сю­жетные линии, характерные для междуна­родного фольклора. Отражение древних представлений о мире и человеке в описа­нии путешествий и подвигов мифологичес­кого героя. Подвиги героя, который постепенно ос­вобождается от власти богов и власти При­роды (по древнегреческому мифу о Проме­тее, мифы о подвигах Геракла в хрестома­тии). Представление о пантеоне богов у раз­ных народов (древние греки, древние сла­вяне). Образ родины в поэзии: В. Жуковский «Родного неба милый свет...», А. Толстой «Край ты мой...». Одухотворение сил природы. Русская на­родная сказка «Мороз, Солнце и Ветер». Образ ветра в литературе, живописи, му­зыке: А. Майков «Колыбельная песня», М. Исаковский «Ветер», А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч.»; картины А. Рылова «В голубом просторе». «Что за прелесть эти сказки» (А. Пуш­кин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»). Олицетворение в поэтическом и живо­писном образах: А. Фет «Глубь небес опять ясна...», «Летний вечер тих и ясен...», Е. Ев­тушенко «Заря у клена на руках...». Срав­нительная работа по стихотворению М. Лер­монтова «На севере диком... » и картине И. Шишкина «Сосна». Необычное в обычном: поэтические от­крытия. С. Есенин «С добрым утром!», хок-ку Басё, Кикаку, Исса. С. Козлов «Такое де­рево», «Как поймать облако». Г. Снегирев «Чудесная лодка». Картина М. Шагала «Синий дом».

22 часа

Открываем мир заново

Пословицы о земле-матери. Связь таких жанров устного народного творчества, как загадка, закличка, считалка, с древними мифологическими представле­ниями о мире и человеке. Времена года в художественной литера­туре: К. Паустовский «Прощание с летом». Точность поэтических образов Ф. Тютче­ва («Чародейкою Зимою...») и А. Пушкина («Вот север, тучи нагоняя...»), А. Фета («Чудная картина...»), М. Лермонтова («Гор­ные вершины...»). Народная корякская сказка «Хитрая лиса». Особый почерк писателя Д. Мами­на-Сибиряка (по сказке «Серая Шейка»). «Серая Шейка»: сказка или рассказ? Осо­бая повествовательная манера писателя П. Бажова (по сказке «Серебряное копытце»). Поэтические образы малой родины в сти­хотворении Н. Рыленкова «Все в тающей дымке...», картине И. Левитана «Тихая оби­тель».

20 часов

Времена, когда звери говорили


Этиологические сказки разных народов: нанайская сказка «Почему звери друг от друга отличаются», мансийская сказка «От­чего у зайца длинные уши», нивхская сказ­ка «Медведь и бурундук». Авторские произведения о происхожде­нии животных: по сказке Р. Киплинга «От­чего у верблюда горб», рассказам И. Аки-мушкина «Обезьяньи носы», «Броненосцы», стихотворению Тима Собакина «Две коровы и коровка». Наедине с книгой. Сказки Р. Киплинга о животных, представленные в хрестоматии. Жанровая принадлежность текста К. Па­устовского «Стальное колечко»: рассказ или сказка? Рассказ о родной стороне в произ­ведении К. Паустовского. Чудесные открытия, взгляд поэта и ху­дожника: стихотворение И. Бунина «Род­ник», А. Фета «Весенний дождь», рассказы Ю. Коваля, картины В. Бакшеева «Голубая весна», В. Кандинского «Два овала».

Особое зрение искусства. Способность видеть чудеса, способность удивляться ми­ру стихотворение С. Маршака «Ландыш», Н. Матвеевой «Солнечный зайчик», рассказ В. Драгунского «Красный шарик в синем небе», картины В. Поленова «Заросший пруд», И. Грабаря «Мартовский снег».

26 часов


Всмотрись в мир своей души


Мифы разных народов о происхождении человека и его душевных качеств. Знакомство с жанром басни. Басня -древний жанр словесности (по басням Эзо­па «Ворон и лисица», «Лисица и вино­град»). Присутствие в ней морали. Поэтические басни И. Крылова «Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград». Сравни­тельный анализ басен Эзопа и басен Кры­лова по разным основаниям: сюжет, ком­позиция, эмоциональная окраска, смысл мо­рали. Работа в «Картинной галерее» с иллюст­рациями В. Серова к басням И. Крылова. Жизнь жанра басни во времени. Стихо­творение С. Михалкова «Бараны». Творческая работа детей, сочинение бас­ни в прозе. Сказка, похожая на басню. Народная сказка «У страха глаза велики». Поучитель­ный смысл сказки В. Гаршина «Лягушка­путешественница». Басенная основа сказки (фрагмент из «Панчатантры»). Работа с жанром поучительного, юморис­тического или ироничного рассказа: К. Па­устовский «Кот Ворюга», И. Пивоварова «Плохие сны», В. Голявкин «Был не край­ний случай».

16 часов


. Пересоздаем мир в творчестве


Вечные ценности искусства и творчества. Миф о художнике («Орфей и Эвридика»). Чудеса поэтических и живописных обра­зов: М. Бородицкая «Художник», Ю. Коваль «Соловьи», А. Герасимов «После дождя». Что такое стихи (по одноименному сти­хотворению Б. Заходера). Особый взгляд поэта на мир (по стихо­творениям К. Бальмонта «Трудно Фее», «Гномы»). Чудеса волшебной сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка». Испытания героини сказ­ки, которые она проходит для обретения счастья. Работа с жанром повести-сказки. Знако­мые сюжетные линии в новом тексте (по отрывку из сказочной повести С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). Характер главного героя и дру­гих персонажей. Нравственная проблема текста С. Лагерлеф. Как трудно стать чело­веком. Внимательное и бережное отношение по­эта, художника к миру (М. Пришвин «Раз­говор деревьев», М. Бородицкая «В гостях у лесника», работы И. Шишкина «Сныть-трава», А. Дюрера «Заяц», «Трава»).

20 часов


Без тебя мир неполный


Нравственные уроки литературы. Необ­ходимость развивать не только способность замечать красоту в природе и любоваться ею, но и чувство ответственности за эту красоту, желание ее сберечь, сохранить. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы», Ю. Кушак «Подарок в день рождения, М. Бородицкая «Котенок». Яркие впечатления и сильные пережива­ния в прозаическом тексте И. Тургенева «Воробей». Повествование о взрослом поступке ге­роя повести Н. Гарина-Михайловского «Дет­ство Темы». Такой хрупкий и такой проч­ный мир чувств. Красота спасет мир. Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет чело­века (по рассказу В. Драгунского «Девочка на шаре»). Способность художника обнару­живать необычное и творить красоту в окру­жающем нас мире (по картинам М. Шагала «Автопортрет с семью пальцами», «Часы»).

14 часов


Итого:

136







16



© 2010-2022