Урок русского языка в 3 классе на тему Повторение по разделу Состав слова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Повторение по разделу «Состав слова».

Цель: обобщение знаний о составе слова.

Задачи:

  • Обобщить знания детей о частях слова, порядке разбора слова;

  • Совершенствовать умение проводить разбор слова по составу;

  • Развивать речь, внимательность, логическое мышление;

  • Создавать условия для воспитания уважительного отношения к труду, к хлебу.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Формы: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы: проблемный, частично - поисковый.

Психолого - педагогический настрой.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Минута каллиграфии.

Повторение написания букв Чч. Характеристика звука.

Записать слова с данной буквы: чаща, чувство, чудеса, чашка, чайка.

- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно написать эти слова?

- Какое слово лишнее? (на логическое мышление) Почему?

- Назовите еще слова с данной буквы.

Актуализация знаний.

- Что записали? (слова)

- Из каких частей состоит слово?

Рассказ о частях слова - 5 учеников получают задание рассказать о части слова, найти на доске условное обозначение; 1 ученик - задание расставить части слова по порядку разбора.

Корень.

- Какая часть главная?

- Как называются слова, имеющие одинаковый корень?

Работа по карточкам.

Задание: найти лишнее слово.

водитель

приводить

водный

уводить

гора

пригорок

гореть

горный

умный

умножить

умнеть

умница

Вывод. - Что называют корнем?

Прочитать правило в учебнике с. 42.

Игра «Подбери однокоренные слова».

Называю слова: хлеб, дом, школа, мама, рука, стол. Дети называют однокоренные слова и записывают их в тетрадь.

Суффикс.

- Что вы добавили к каждому слову?

- Что называют суффиксом?

- С каким значением получаются слова, если добавить суффиксы -еньк, -оньк, -ышк, -ушк, - юшк?

- Что вы знаете о написании суффиксов -ик, -ек?

Прочитать правило в учебнике на с. 62.

Практическая работа «Е или И».

На доске карточка со словами с пропущенными буквами:

Кармаш_к, мальч_к, слон_к, хвост_к, вечероч_к, ореш_к, кузнеч_к, подароч_к.

(по одному учащемуся у доски, остальные записывают слова в тетрадь).

Карточка - ситуация ошибок (работа по группам).

Сыночик, мостик, кусочик, дружочик, мячик.

(сначала дети работают по группам, затем проверка по карточке на доске).

Приставка.

- Что знаем о приставке?

Прочитать правило в учебнике на с. 52, 54.

- В русском языке более 40 приставок. С ними еще будете знакомиться, узнаете, как правильно писать приставки.

Практическая работа: читаю текст, дети на слух определяют слова с приставками, записать.

Вспашет хлебороб поле и посеет зерно. Прорастет зерно. Зазеленеют посевы. Хлебороб подкормит их. Дождь и солнце помогут растениям расти. Созреет колос. Хлебороб начнет жатву. Выедут на поля комбайны, и польется в грузовые машины зерно нового урожая. Труден и почетен труд хлебороба.

Воспитательная беседа о труде хлебороба.

- Что общего в выписанных словах?

Игра «Образуй новые слова».

Даны слова ехать, учить, читать. Ученики должны образовать новые слова путем добавления приставок.

Окончание.

Пословицы о хлебе.

Ученики называют знакомые им пословицы о хлебе.

На доске карточка с записанной пословицей:

Хочешь есть калачу, не сиди на печь.

- Почему не получилась пословица?

- Что нужно сделать?

- Что называют окончанием? Правило в учебнике на с . 35.

- Запишите пословицу правильно.

- Как понимаете смысл?

- Назовите слова, в которых количество звуков и букв не совпадает.

Основа.

- Что называют основой? Правило на с . 39.

Домашнее задание.

Повторить все правила по теме «Состав слова».

Закрепление.

Упражнение в разборе слов по составу. Выполняют у доски по 1 ученику, слова записаны на карточках, дети сами выбирают себе слово.

Школа, класс, выучил, пришкольный, парта, ручка, работа, звонок.

Самостоятельная работа по карточкам.

Разобрать слова по составу: рассвет, лётчик, пригородный, лес.

Итог.

- Мы сегодня повторили материал по теме «Состав слова».

- Как назвать приставку, корень, суффикс?

- Как называют окончание?

Оценивание.


© 2010-2022