ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

В ПЕРВОМ КЛАССЕ

Седегова Анна Николаевна,

учитель начальных классов,

МБОУ «Насадская ООШ»,

Кунгурский район, с. Насадка

E-mail: [email protected] Смысловое чтение - вид чтения, цель которого максимально и точно понять содержание текста. Практика работы с младшими школьниками показала, что для смыслового понимания текста им недостаточно просто прочитать его, необходима большая систематическая работа по анализу произведения, оценке происходящих событий, внутреннее переживание. Необходимо отметить, что чтение является метапредметным действием, поэтому составляющие его части содержатся в структуре всех универсальных учебных действий: познавательных УУД - ориентировка в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); понимание информации, представленной в виде текста, рисунков, репродукций картин; выделение непонятных слов и нахождение их значения в толковом словаре учебника (под руководством учителя); коммуникативных УУД - ответы на вопросы по содержанию текста, задавание вопросов для уточнения непонятного; объяснение смысла названия произведения; высказывание своего эмоционально-ценностного отношения к героям произведений, к их поступкам; выслушивание друг друга, сравнение литературных произведений по жанру, героев разных произведений по характеру, поступкам. личностных УУД - положительное отношение к урокам литературного чтения регулятивных УУД - осуществление контроля правильности, выразительности чтения текстов; Задача учителя - помочь ребенку стать успешным в овладении навыков смыслового чтения. В данной статье представлена система работы, которая проводилась в 1 классе по учебнику Кац Э.Э. «Литературное чтение» (УМК «Планета знаний»). Каждый урок начинался с формирования установки на чтение определённого художественного произведения. Это был этап словарной разминки. Трудные для прочтения слова из текста включались в группу родственных слов. Дети читали их сначала шёпотом, затем все вместе вслух. Некоторые слова перечитывались отдельными учениками несколько раз. Уже на этом этапе шло уточнение смысла незнакомых слов. Так к произведению … были взяты такие слова: болото, болотный, болотистый, заболоченный. Словарная работа включала и информационно-поисковую деятельность. Учащиеся выясняли смысл слов бор, рожь, сеновал, используя словарь-справочник, помещённый в конце учебника. Ребята с удовольствием находили нужные слова, а когда в словаре предлагалось несколько значений одного слова,- выбирали то, которое соответствует содержанию конкретного текста. Затем дети под руководством учителя рассматривали иллюстрацию, соотносили её содержание с заглавием произведения, предполагали, о чём будет текст, который им предстоит читать. Этап завершался постановкой цели: прочитать текст и проверить свои предположения. Начинался второй этап - текстовый. Его цель: освоение механизмов чтения, углубление в смысл произведения. Учащимся предлагалось самостоятельно прочитать текст. Осуществлялось жужжащее чтение детей с дальнейшей проверкой их предположений. Если текст был сложный, произведение сразу прочитывалось учителем. Повторное медленное "вдумчивое" чтение сопровождалось вопросами уточняющего характера. К текстам, представленным в учебнике, даны вопросы и задания разной степени сложности. Сложные задания обозначены восклицательным знаком. К концу года дети понимали, что в этом случае им следует сосредоточиться, не торопясь, в уме перебрать варианты ответа, можно посоветоваться с товарищем. В качестве примера приведём работу над текстом А. Усачёва «Пятно». Отвечая на вопрос о том, как Соня перекрашивала скатерть, учащиеся рассказывали об этом своими словами, затем находили соответствующий фрагмент текста: «Собачка Соня вылила на стол оставшееся варенье и стала разлизывать языком в разные стороны». Следующие вопросы обращали внимание первоклассников на внутреннюю жизнь героев и помогали понять причины совершаемых ими поступков: «Как ты думаешь, за что ругал Соню Иван Иваныч?», «Что думала об этом Соня?». На вопрос: «Почему Соня решила размазать варенье по всей скатерти?» дети указали две причины: «Соня хотела сделать скатерть вишнёвой, красивой, без пятен», «Соня боится хозяина». Эту мысль мы подтвердили затем словами текста: «…испугалась она, потому что хозяин терпеть не мог пятен и страшно сердился…» Налицо два восприятия данной ситуации. Иван Иванович мог ругать Соню за то, что не осталось варенья и была испорчена скатерть. Соня объясняет гнев хозяина иначе: она недостаточно аккуратно размазала варенье - осталось пятно под банкой. При чтении произведений старались добиваться, чтобы в сознании первоклассников закреплялось представление о том, что художественное произведение - результат переживаний, внутренней работы писателя. Этому способствовали ответы на вопросы «Как, по-твоему, относится к Соне писатель? Выбери подходящие слова: любит её, смеётся над ней, сердится на собачку, восхищается ею». Большое внимание уделялось тому, чтобы учащиеся обосновывали свой ответ. Так, отвечая на вопрос «Писатель действительно считает, что собачка умная, или он говорит это шутя?», ответы детей разделились. Одни считали, что собачка действительно умная, так как догадалась закрасить скатерть, другие уловили иронию в словах хозяина. Главное при этом, что первоклассники в меру собственных возможностей попытались аргументировать своё мнение. Вопросы, аналогичные данным: «Какой тебе кажется собачка Соня: глупой, весёлой, озорной…?», «Кто тебе больше нравится - Соня или Роджер из сказки Д. Биссета?» помогали формировать у первоклассников умение оценивать поступки героев, определять черты их характера, сравнивать своё отношение к персонажам разных произведений. Урок завершался творческой деятельностью детей. Первоклассники придумывали продолжение историй, сочиняли рассказы по рисункам и опорным словам, иллюстрировали собственные и авторские произведения. Эти работы выполнялись в тетрадях, предназначенных для уроков литературного чтения.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ Такой подход к развитию смыслового чтения первоклассников позволяет им глубже понять литературное произведение, более внимательно относиться к каждому предложению, учиться добывать нужную информацию из текста, что, в свою очередь, влияет на достижение более высоких результатов в формировании грамотного читателя.

Список литературы

  1. Кац Э. Э. Литературное чтение, учебник, М.: Астрель, 2010.
  2. sites.google.com/ Понятие смыслового чтения


© 2010-2022