Внеурочное занятие по теме: Путешествие по русской избе. Лепка кувшина

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Рожкова Елена Владимировна Внеурочное занятие Тема: Путешествие по русской избе. Лепка кувшина. Цель: познакомить обучающихся с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи:
  • научить лепить кувшин способом кругового налепа;
  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
  • обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.
Ход урока: 1). Орг.момент. Проверка готовности к уроку. 2).Сообщение темы. Постановка цели. 3). Рассказ учителя. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. - Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? - Как мы себя чувствуем дома? - Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. - А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать: Есть у родственницы ёлки Неколючие иголки, Но, в отличие от ёлки, Опадают те иголки. (лиственница) - Почему же из лиственницы строили дома? Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы. В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга. - Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? Послушайте, да отгадайте мою загадку: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают - глотает» (печь) (Слайд №2) Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка - деревенская кормилица. - Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток - это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье. (Слайд №3) Но жили в доме не только люди. Были в нём жильцы - кто родом из леса, кто- с поля, кто - из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы ещё находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки. Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар). (Слайд №4) За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с мёдом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга) Кочергой поправляют дрова, уголь в топке.
На плечах дуга держит вёдра, А в них - вода. (Коромысло) - Для чего служило коромысло? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит - отдаёт, А сам в угол идёт. (ухват) Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Новая посудина, а вся в дырках. (сито) Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (ложка) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел - ничего не ел. Сделался стар - пеленаться стал. (горшок) Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х вёдер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пелёнок, стар стал - пеленаться стал». Горшок был мужской и женский. Женский горшок по стуку - звонкий, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нём хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме - толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими. У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать, где же всё это у горшка. 4). Практическая работа. - Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из пластилина. Лепка посуды в старину Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепёшку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила Т.Б. Подготовка пластилина для работы:
  • разделить на части;
  • размять;
  • придать нужную форму.
Лепка посуды разными способами (слайды № 7 - 14). 5). Этапы работы. (Объяснение учителя). (Слайд №13 - 14.) Нижняя часть кувшина более широкая, верхняя более узкая. Кувшин лепим с носиком. Кувшин может быть с одной ручкой, с двумя или без ручек. Декорирование.
6). Самостоятельная работа. 7). Итог урока. 8). Рефлексия. 9). Выставка работ. 10). Наведение порядка на рабочих местах.

Литература:

1. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
2. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
3. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»

Интернет-источники: planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-znakomstvo-s-russkoj-izboj.html maam.ru/detskijsad/konspekt-od-puteshestvie-po-ruskoi-izbe-prezentacija-k-zanjatiyu-puteshestvie-po-ruskoi-izbe.html









© 2010-2022