- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеурочное занятие по теме: Путешествие по русской избе. Лепка кувшина
Внеурочное занятие по теме: Путешествие по русской избе. Лепка кувшина
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рожкова Е.В. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Рожкова Елена Владимировна Внеурочное занятие Тема: Путешествие по русской избе. Лепка кувшина. Цель: познакомить обучающихся с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: - научить лепить кувшин способом кругового налепа;
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар;
- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
- развивать художественно-творческие способности детей.
На плечах дуга держит вёдра, А в них - вода. (Коромысло) - Для чего служило коромысло? Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит - отдаёт, А сам в угол идёт. (ухват) Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Новая посудина, а вся в дырках. (сито) Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким. Всех кормлю с охотою, А сама безротая. (ложка) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто? Был я копан, был я топтан, Был на пожаре, был на базаре, Сколько было сил, всю семью кормил. Сам терпел - ничего не ел. Сделался стар - пеленаться стал. (горшок) Главной кухонной посудой был горшок - прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х вёдер воды. Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. Считалось, что чем старше горшок, тем больше у него обереговой силы. Одно плохо, горшок должен был быть «нероней». Но если вдруг горшок треснул, то оплетали его берестяными полосками и использовали для хранения. О таком горшке даже загадку сложили: «Был ребенок - не знал пелёнок, стар стал - пеленаться стал». Горшок был мужской и женский. Женский горшок по стуку - звонкий, по форме - вытянутый вверх, изящный. В нём хранили муку, крупу. Мужской по стуку-глухой, по форме - толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи. Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков - из мужского, чтобы росли сильными да крепкими. У горшка есть все части тела, почти как у человека: тулово, горлышко, носик, талия, губы, ноги. Попробуйте отгадать, где же всё это у горшка. 4). Практическая работа. - Мы с вами как настоящие мастера сегодня будем делать горшки из пластилина. Лепка посуды в старину Сначала мастер в руке делал «донышко» - дно изделия. Оно было похоже на лепёшку. Затем наращивал на него стенки посуды, похожие на кольца. Стенки тщательно разглаживались и «замасливались» смоченной в воде тряпкой, губкой. Готовый сосуд просушивали и обжигали. Прежде чем приступить к работе, вспомним правила Т.Б. Подготовка пластилина для работы:
- разделить на части;
- размять;
- придать нужную форму.
6). Самостоятельная работа. 7). Итог урока. 8). Рефлексия. 9). Выставка работ. 10). Наведение порядка на рабочих местах.
Литература:
1. Ащурков В.Н., Коцюба Д.В., Матюшин Г.Н. Историческое краеведение. М.:1997.
2. Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение», 2006
3. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. «Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»
Интернет-источники: planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-znakomstvo-s-russkoj-izboj.html maam.ru/detskijsad/konspekt-od-puteshestvie-po-ruskoi-izbe-prezentacija-k-zanjatiyu-puteshestvie-po-ruskoi-izbe.html