Конспект урокаПутешествие по частям речи (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - путешествие по частям речи. 3 класс

Разработка:Толасова И.Л
МКОУ СОШ№1
г.Дигора
2015

- У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок - путешествие по частям речи.

Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?

Конспект урокаПутешествие по частям речи(3 класс)

- Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда… и т.д.

- У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?

- У. Багаж знаний.

- У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие называется «Разминка».

Какое сегодня число? (Запись числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.

- Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение, наречие.

(На доске записано деформированное предложение)

За, раскаты, далеко, молодым, грома, послышались, лесом.

Задание: Составьте предложение из данных слов.

«Далеко за молодым лесом послышались раскаты грома».

Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание».

Задание: Ещё раз прочитайте это предложение и запомните его. Письмо по памяти.

Дети пишут предложение по памяти.

Задание: Назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?

(Наречие, предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное).

Ребята, каких частей речи здесь больше всех?

- Д. Существительных.

Следующая наша остановка называется «Имя существительное».

- У. Что такое имя существительное?

- Д. Существительное - это часть речи.

- Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Д. Обозначает предмет.

- У. Ребята, что вы ещё знаете об имени существительном?

- Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам.

- Д. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.

- У. Ребята, давайте снова вернёмся к нашему предложению. Найдите в предложении имя существительное в именительном падеже.

- Д. Раскаты.

- У. Просклоняйте это существительное.

- Д. И.п. - Кто? Что? - раскаты

Р. п. - Кого? Чего? - раскатов

Д. п. - Кому? Чему? - раскатам

В. П. - Кого? Что? - раскаты

Т. П. - Кем? Чем? - раскатами

П. п. - О ком? О чём? - о раскатах

- У. Молодцы. А теперь найдите в этом предложении прилагательное.

- Д. Молодым.

- У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное?

- Д. Это часть речи.

- Д. Оно отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

- Д. Обозначает признак предмета.

- У. Что вы ещё знаете об имени прилагательном?

- Д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

- Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.

- Д. Согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

- У. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер - прилагательные в мужском роде и запишите их.

- Д. Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).

- У. Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется - «Загадки».

Конспект урокаПутешествие по частям речи(3 класс)

Дети делятся на 3 группы. Каждой группе даётся определённое слово существительное, по которому они должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово - «собака», второй - «яблоко», третьей - «дом».

- Д. Собака - добрая, злая, большая, маленькая, породистая, охотничья, сторожевая и т.д.

Яблоко - круглое, сладкое, кислое, зелёное, сочное, вкусное и т.д.

Дом - деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.

У какой группы будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко.

Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой.

- У. Что такое глагол?

- Д. Это часть речи.

- Д. Он обозначает действие предмета.

- Д. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?

- Д. Изменяется по числам, родам.

- Д. В предложении является сказуемым.

- Д. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее и будущее.

- Д. Также бывает неопределённой формы и ещё есть возвратные глаголы.

- У. Ребята, у нас на пути есть одно препятствие, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое выражение.

1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)

2) «Как в воду канул» (Исчез)

3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)

Дети читают свои глаголы, которые записали.

- У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». На этой остановке вам предстоит решить кроссворд.

Конспект урокаПутешествие по частям речи(3 класс)

1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.

2. Запишите антоним к слову «до свидание».

3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.

4. В каком ____ живёшь, такого обычая и держишься.

5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Ответы:

1. Приветливый.

2. Здравствуйте.

3. Прекрасная.

4. Народ.

5. Коллектив.



© 2010-2022