Урок-исследование русский язык 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-исследование русский язык 3 классУрок-исследование русский язык 3 классУрок-исследование русский язык 3 классУрок-исследование русский язык 3 классУрок-исследование русский язык 3 класс

Урок "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"





Русский язык в 3 классе

  • Раздел программы: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных" «Система Л.В.Занкова»



Конспект урока.



Тема:

"Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"





Цель: - повторить правило написания безударных окончаний существительных;

- закрепить умение распознавать в предложении однородные члены;

- развивать орфографическую зоркость учащихся;

- прививать уважительное отношение и любовь к русскому народному творчеству; - воспитать аккуратность, внимательность;

- стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Тип урока: закрепление

Оборудование: картинки: полянка, лес, подснежник, весна



Ход урока:



1. Приветствие. На доске записаны даты, классная работа. Сообщение темы урока. Вспомнить с детьми и записать на доске схему написание безударных падежных окончаний.

2Работа над словом (изменения записываются детьми в тетрадях ).

«подумай»

Учитель: Синоним слова полянка. Дети: Опушка. У: Назовите орфограммы в этом слове. Д: Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, слово словарное (в тетради дети отмечают опушка). У: Поставьте это существительное в предложный падеж с предлогом на. Д: На опушке. У: Какие орфограммы добавились? Д: Правописание существительного с предлогом и безударное окончание существительных. В написании существительного опираемся на благозвучность. Доказываем правильность : на (чём?) опушке - не чего?, ставим в начальную форму: опушка - не 3 склонение - значит пишем окончание е. У: Место, заросшее деревьями. Д: Лес. У: Какие орфограммы? Д: Сомнительная согласная в конце слова. Проверяем: леса, значит, пишется с согласной с в конце слова. (в тетради отмечают: лес). У: Составьте однокоренное прилагательное в начальной форме. В: (Какой?) лесной. У: Какие орфограммы появились? Д: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и стечение согласных, проверочное слово лес. (отмечают в тетрадях: лесной) У: Что обозначают прилагательные: красный, синий, белый, голубой. Д: Цвет У: Орфограммы Д: Сомнительная т в конце слова, проверяем: цвета (отмечают в тетрадях цвет) У: Составьте однокоренной глагол прошедшего времени множественного числа с приставкой рас. Д: Расцвели У: Какие орфограммы в этом слове? Д: Правописание приставки рас и безударная гласная в корне, проверяемая ударением (в тетради отмечают: расцвели) У: Порядковое числительное. Д: (перебирают несколько, пока не будет названо: первый) У: Какие орфограммы? Д: Нет, как слышится, так и пишется. У: Поставьте в форму множественного числа Д: Первые У: Орфограммы в этом слове? Д: нет, как слышится, так и пишется. У: Запишите зелёной ручкой слово, в котором приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове снежинка, суффикс, как в словах весенний и ключик, окончание, как в слове книги. Д: Подснежники У: Разберите по составу





«понаблюдай»

Д: Подснежники, подснежникам, подснежник, окончание и, основа Подснежник, корень снеж, приставка под, суффикс н ик У: Докажите, что суффиксы именно такие, постройте словообразовательную цепочку. Д: Снег - снежный - подснежный - подснежник (в тетради записывается: подснежники (снег - снежный - подснежный) У: Красивые пятнышки на лице, появляющиеся в марте-апреле. Д: Веснушки У: Орфограммы..? Д: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением: вёсны, и стечение согласных сн, проверяется весенний (в тетрадях записывается : веснушки) У: От какого существительного появилось это название? Д: Весна У: Орфограммы..? Д: Орфограммы те же самые (в тетрадях записывается: весна) У: Двигался пешком. Д: Шёл У: Орфограммы в этом слове..? д: Шёл, пишу гласную ё, т.к. существует слово шедший. У: Запишите однокоренной глагол прошедшего времени, женского рода, с приставкой при. Д: Пришла У: Орфограммы в этом слове..? Д: Правописание приставки при

(Оформление тетради учащимися: запись числа, классной работы) опушка, на опушке, лес, лесной, цвет, расцвели, первый, первые, подснежники (снег - снежный, подснежный, подснежник), веснушки, весна, шёл, пришла) У: Составьте предложения из выделенных слов. Что у вас получилось? Д: Два предложения? На лесной опушке расцвели первые подснежники. Весна пришла. У: Что можно сказать о первом предложении? Д: По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное. У: О втором предложении? Д: По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное. Д: А я думаю, по интонации - восклицательное. Разве можно равнодушно сказать: Весна пришла. Ведь это весна, всё в природе оживает, радуется. Учащиеся поддерживают его мнение. У: Разберите эти предложения по членам предложения. Д: В первом предложении говорится о подснежниках, ставим вопрос: расцвели (кто? что?) подснежники, подснежники - это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено существительным; от подлежащего ставим вопрос: подснежники (Что сделали?) расцвели, расцвели - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом; расцвели (где?) на опушке, это обстоятельство, выражено существительным с предлогом; на опушке (какой?) лесной - это определение, выражено прилагательным, подснежники (какие?) первые - это определение, выражено числительным.

В тетради ученики записывают:



На лесной опушке расцвели первые подснежники.



Д: Во втором предложении говорится о весне, пришла (кто? что?) весна, весна - это подлежащее, подчёркивается одной чертой, выражено существительным, весна (что сделала?)пришла, пришла - это сказуемое, выражено глаголом, второстепенных членов предложения нет. У: У нас на доске две иллюстрации. Что вы можете сказать о них? Д: На первой иллюстрации лесная полянка, снег растаял, большие проталинки. Д: Кое-где появилась зелёная травка Д: Солнышко светит, согревает землю, деревья проснулись, чувствуется - скоро появятся листочки на них. Д: На втором рисунке - чаща леса, кое-где снег вроде бы осел, но чувствуется, что ещё морозно. Д: Там так, потому что деревья не пропускают лучи солнышка. У: О весне в чаще леса у нас есть текст с пропущенными орфограммами по теме урока. Кто напомнит, какая тема сегодняшнего урока? Д: Правописание безударных окончаний существительных.

  1. «задай вопрос самому себе»

Текст записан на доске.

, , В чащ . леса весна пока не чувствуется. Под еловыми лап . ми снегу ещё долго лежать. Здесь всё во власт . зимы. Но осколк . м весеннего неба на проталинк . стоит и смотрит по сторон . м голубоглазый подснежник удивляется. Время придёт доберётся и сюда настоящая весна. Учащиеся объясняют пропущенные орфограммы и их написание, отмечают, что в слове по сторонам пропущена гласная, которая находится под ударением, находят место двум запятым и объясняют, почему они необходимы. У: Все радуются весне: земля, деревья, травы, звери, птицы и, конечно, люди. Послушайте, как люди говорят о весне и догадайтесь, что это такое! (читают запись на доске) Весна, весна красная! Приди весна, с радостью! С великой милостью, Со льн . м высоким, С корн . м глубоким С хлеб . м обильным! Д: Это русская народная песня-закличка. Этой песней люди весну торопили, чтобы она пришла побыстрее. У: А почему именно такие слова, что они обозначают? Д: Люди ждали от весны милости и тепла. Д: Будет высокий лён, будет и одежда для людей. Д: Корень глубокий, будет и урожай хороший, не будет голода. Д: Хлеб сильный, чтобы было чем питаться. У: Объясните пропущенные орфограммы. Д: (объясняют и вставляют пропущенные буквы) У: А что вы ждёте от весны? Как бы вы написали такую же песню о весне? Перепишите первые три строчки песни, а дальше допишите своё, что вы ждёте от весны. Не забывайте о правописании падежных окончаний существительных. (несколько работ зачитываются)

«посмотри в книгах»

У: Теперь откройте учебники на странице.113, упр.460 (выполняется самостоятельно, затем учащиеся меняются тетрадями и проводят взаимопроверку) 3. Итоги. У: -Какие орфограммы мы сегодня исследовали? -Какие правила у вас ещё вызывают сомнения?

У: Дома вы ещё раз поработаете над этой темой в упражнении 459.























© 2010-2022