Технологическая карта урока по окруж. миру на тему Наши ближайшие соседи

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока ФИО учителя Тарасова Екатерина Александровна Предмет Окружающий мир Дата 15.04.15 Класс 3 б УМК

Школа России Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013 Тема урока (и место урока в изучаемой теме)

Наши ближайшие соседи (5 урок в разделе «Путешествия по городам и странам») Тип урока Урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии Цели (задачи) урока

Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир"

Были определены задачи:

  1. Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются "соседями" России.

  2. Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.

  3. Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.

  4. Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Личностные результаты

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; Предметные результаты

Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы. Метапредметные результаты

Коммуникативные:

  • навыки делового партнёрского общения;

  • умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.

Регулятивные:

  • рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.

  • оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Познавательные:

  • общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

  • логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений

Ход урока Этап урока Цель этапа время мин. Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемы УУД Организа ционный Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. 1

У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. Мобилизующий этап. Устное сообщение учителя Коллективная.

Приветствует учащихся, создаёт психологический настрой на работу, включает учащихся в учебную деятельность, Предлагает рассказать о себе

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место, отвечают на приветствие Мы умные, серьёзные,

Мы отлично учимся, всё у нас получится.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные УУД: Целеполагание, развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Проверка д/з Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий 3

Урок окружающего мира - это чаще всего путешествие. Подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.

Дети приготовили презентации наиболее понравившихся городов Золотого кольца России. Давайте дадим им слово. Презентации детей. Рассказ с элементами беседы Фронтальная, индивидуальная

Проверяет подготовленные презентации и сообщения учащихся, оценивает домашнее задание.
Слушают, наблюдают, рассказывают про города Золотого кольца России, демонстрируют свои презентации.

Личностные УУД: оценивают усваиваемое содержание материала, осознают ответственность за общее дело Регулятивные УУД: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные УУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Актуализация знаний. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. 2

Как называется страна в которой мы живем? Что вы можете сказать о России.

Мы живем в маленьком уголке России - Шайковке. Это военный городок и нам нужно будет рано или поздно переезжать. Вот представьте такую ситуацию, что вы переехали в другой город, в другой дом. С кем из первых нужно познакомиться.

Соседи - это люди, которые проживают в непосредственной близости в с нашим домом или квартирой. Древние китайцы говорили, что каждый сосед ближе человеку, нежели давний родственник. Это действительно так. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.

Определите тему сегодняшнего урока.

Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?

Приведите свои гипотезы

Давайте определим актуальна ли для нас эта тема урока.

Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны? Проанализируйте ваш уровень знаний.

Поставим цель и задачи нашего урока.

1.Узнать соседей России, их столицы и достопримечательности.

2.Узнать их месторасположение на карте.

Где мы можем найти интересующую информацию? (в книге, по карте)

Эвристическая беседа, прием «мозговой штурм фронтальная

Помогает восстановить в памяти учащихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы. Помогает учащимся формулировать тему, цель и гипотезу урока
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.













Отвечают на вопросы, внимательно слушают. Высказывают своё мнение, Анализируют причины затруднения, формулируют цель, задачи, гипотезу и планируют свою деятельность на решение поставленных задач Оценивают свой уровень знаний по данной теме

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Личностные УУД: Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями


Изучение нового материала (или его закрепление) Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. 12

У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией Работаем в группах. Время выполнения задания - 1 минута.

- У вас на партах сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической.

Давайте проверим откройте политическую карту в учебнике на с. 102

- Давайте назовём государства с севера -запада

Что вы можете сказать об этом слайде.

-Посмотрите на государственные символы этих стран. Как вы думаете, к какой стране принадлежит этот флаг и герб? Что он может означать?

Дети: - Норвегия.

- Норвегия - столица Осло.

Дети: - Финляндия.

- Финляндия - столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.

Дети: - Эстония, Латвия, Литва.

- Страны Прибалтики:

Эстония - столица Таллинн

Латвия - столица Рига

Литва - столица Вильнюс

Дети: - Польша.

- Польша - столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.

- Внимание! Вот этот маленький участок на карте - это Калининградская область. Калининградская область - это территория России.

Дети: - Белоруссия.

- Белоруссия - столица Минск.

Дети: - Украина.

- Украина - столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.

Дети: - Абхазия.

- Абхазия - столица Сухум.

Дети: - Южная Осетия.

- Южная Осетия - столица Цхинвал.

Дети: - Грузия.

- Грузия - столица Тбилиси.

Дети: - Азербайджан.

- Азербайджан - столица Баку.

Дети: - Казахстан.

- Казахстан - столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.

Дети: - Монголия.

- Монголия - столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.

Дети: - Китай.

- Китай - столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.

Дети: - Северная Корея.

- Северная Корея или КНДР - столица Пхеньян.

- Всех ли ближайших соседей мы назвали.

- Имеют сухопутные границы.

Дети: - Имеют только морские границы.

Слайд 20

- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.

Дети: - Япония.

- Япония - столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.

Дети: - Соединённые Штаты Америки.

- Соединённые Штаты Америки - США - столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США - Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.

Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?

- Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?

Подтвердилась ли наша гипотеза?

- Какие отношения надо поддерживать с соседями?

Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.

Люди всегда стремились к миру и добрососедским отношениям с разными странами и государствами. Война разрушает развитие всех сфер мирной жизни: труд, торговлю, семейную жизнь, взаимоотношения людей. Поэтому были установлены традиции и законы, которые могли бы избежать войн.

проблемно - поисковый, эвристическая беседа

объяснительно-иллюстративный,
Работа в группах
Фронтальная

Организует работу по подготовке к восприятию нового материала: Помогает в освоении нового материала, если учащиеся попросили помощь. Демонстрирует презентацию

Формирование мотивации учения и обучения.

Реализация принципа деятельности.

Знакомство детей со способами решения проблемы Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.

При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией Отвечают на вопросы, называют страны, которые граничат с Россией, делятся своими знаниями о них.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.

Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Физ.минутка Снятие усталости и напряжения 2

- Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.

Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове "мы" - сто тысяч "я"!

- Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую "семью". Репродуктивный Коллективная Организует проведение физических упражнений Выполняют упражнения

Личностные УУД: умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. Регулятивные УУД: соотносить свои действия с заданным эталоном Первичное закрепление нового материала Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция 8

Открываем р.т. с 62 №1

Проверка в парах.

Вашему вниманию предлагаю мини - проект.

Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения.

Фронтальная

Работа с учебни

ком и рабочей тетрадью

Работа в парах

Работа в группах

проблемно - поисковый, приемы: работа с дополнительной литературой, информацией


Групповая Организует работу по группам. Предлагает каждой группе собрать информацию о предложенной стране из материала учебника и дополнительной литературы, и предлагает каждой группе представить результат своей работы. Работают самостоятельно каждая группа в соответствии со своим заданием. Добывают знания, используя учебник, дополнительную литературу и видеоматериалы. Оформляют проект и рассказывают о добытой информации.

Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.

Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Самопроверка

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
6

Р.т. с 64 №3
Беседа с показом презентации. индивидуальная Предлагает представить результат своей работы. Работают самостоятельно в рабочих тетрадях

Личностные УУД: получение информации о реальных результатах учения

Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию. Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли Подведение итогов (рефлексия)

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы 3

- Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.

Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.

  • Теперь я знаю…

  • Теперь я могу…

  • На уроке у меня получилось…

  • Было трудно…

  • Я хочу узнать…

  • Я буду искать информацию об этом в …

  • Своей работой на уроке я …

Беседа рефлексия фронтальная Слушает анализ и оценку успешности достижения цели и перспективы последующей работы Выполняют действия по алгоритму, высказывают свои мнения, оценивают работу.

Личностные УУД: получение достоверной информации о достижении планируемых результатов обучения.

Познавательные УУД: общеучебные умения:

умение вычленять нужную информацию

Регулятивные УУД: уметь соотносить цель и результат

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Оценивание деятельности учащихся Дать анализ и оценку успешности достижения цели 1

Оцените работу групп.

Оцените свою работу на уроке.

Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны. Сделайте вывод. Беседа Фронтальная, индивидуальная Слушает анализ и оценку успешности достижения цели и перспективы последующей работы Выполняют действия по алгоритму, высказывают свои мнения, оценивают работу.

Личностные УУД: получение информации о реальных результатах учения

Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию.

Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли в письменной и устной формах

Регулятивные УУД: умение соотносить цель и результат Информация о домашнем задании






















Итог Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей 2

- В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:

1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;

2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями. - Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы. Инструктаж фронтальная

Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Умение слушать и понимать речь других

© 2010-2022