- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по окруж. миру на тему Наши ближайшие соседи
Технологическая карта урока по окруж. миру на тему Наши ближайшие соседи
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тарасова Е.А. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока ФИО учителя Тарасова Екатерина Александровна Предмет Окружающий мир Дата 15.04.15 Класс 3 б УМК
Школа России Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2013 Тема урока (и место урока в изучаемой теме)
Наши ближайшие соседи (5 урок в разделе «Путешествия по городам и странам») Тип урока Урок открытия нового знания, при использовании проблемно-диалогической технологии Цели (задачи) урока
Целью данного урока является: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир"
Были определены задачи:
-
Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются "соседями" России.
-
Оказать помощь в поиске информации о том, какие государства имеют общую границу с Россией по суше, по морю, о столицах государств.
-
Содействовать развитию творческого мышления, воображения учащихся, способствовать формированию конструктивности, целесообразности, вариативности и гибкости их мышления.
-
Помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности, устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств; Предметные результаты
Уметь работать с политической картой, находить государства, граничащие с Россией и их столицы. Метапредметные результаты
Коммуникативные:
-
навыки делового партнёрского общения;
-
умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
-
рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
-
оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
-
общеучебные действия - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
-
логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений
Ход урока Этап урока Цель этапа время мин. Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД* Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемы УУД Организа ционный Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. 1
У нас сегодня необычный урок. Давайте расскажем гостям о себе. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. Мобилизующий этап. Устное сообщение учителя Коллективная.
Приветствует учащихся, создаёт психологический настрой на работу, включает учащихся в учебную деятельность, Предлагает рассказать о себе
Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место, отвечают на приветствие Мы умные, серьёзные,
Мы отлично учимся, всё у нас получится.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные УУД: Целеполагание, развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Проверка д/з Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий 3
Урок окружающего мира - это чаще всего путешествие. Подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.
Дети приготовили презентации наиболее понравившихся городов Золотого кольца России. Давайте дадим им слово. Презентации детей. Рассказ с элементами беседы Фронтальная, индивидуальная
Проверяет подготовленные презентации и сообщения учащихся, оценивает домашнее задание.
Слушают, наблюдают, рассказывают про города Золотого кольца России, демонстрируют свои презентации.
Личностные УУД: оценивают усваиваемое содержание материала, осознают ответственность за общее дело Регулятивные УУД: контролируют учебные действия, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные УУД: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Актуализация знаний. Постановка проблемы, формулирование темы и целей урока Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. 2
Как называется страна в которой мы живем? Что вы можете сказать о России.
Мы живем в маленьком уголке России - Шайковке. Это военный городок и нам нужно будет рано или поздно переезжать. Вот представьте такую ситуацию, что вы переехали в другой город, в другой дом. С кем из первых нужно познакомиться.
Соседи - это люди, которые проживают в непосредственной близости в с нашим домом или квартирой. Древние китайцы говорили, что каждый сосед ближе человеку, нежели давний родственник. Это действительно так. Соседями могут быть не только люди, но и страны. Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности и с уважением к ним относиться.
Определите тему сегодняшнего урока.
Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?
Приведите свои гипотезы
Давайте определим актуальна ли для нас эта тема урока.
Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны? Проанализируйте ваш уровень знаний.
Поставим цель и задачи нашего урока.
1.Узнать соседей России, их столицы и достопримечательности.
2.Узнать их месторасположение на карте.
Где мы можем найти интересующую информацию? (в книге, по карте)
Эвристическая беседа, прием «мозговой штурм фронтальная
Помогает восстановить в памяти учащихся тех знаний и умений, которыми они уже владеют и которые будут им необходимы для изучения, «открытия» новой темы. Помогает учащимся формулировать тему, цель и гипотезу урока
Приобщение к важным навыкам жизни (действенное общение, умение слушать, умение стать на точку зрения другого. Обеспечить в самом начале урока высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность. Развитие логических операций (задания подобраны так, чтобы дети смогли повторить ранее изученный материал). Подвести учащихся к формулированию темы урока.
Отвечают на вопросы, внимательно слушают. Высказывают своё мнение, Анализируют причины затруднения, формулируют цель, задачи, гипотезу и планируют свою деятельность на решение поставленных задач Оценивают свой уровень знаний по данной теме
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.
Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.
Личностные УУД: Умение устанавливать связи между учением и жизненными ситуациями
Изучение нового материала (или его закрепление) Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. 12
У вас на партах лежит конверт №1. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией Работаем в группах. Время выполнения задания - 1 минута.
- У вас на партах сейчас находится смоделированная карта. Удобно ли по этой карте назвать соседей нашего государства. Такая карта называется политической.
Давайте проверим откройте политическую карту в учебнике на с. 102
- Давайте назовём государства с севера -запада
Что вы можете сказать об этом слайде.
-Посмотрите на государственные символы этих стран. Как вы думаете, к какой стране принадлежит этот флаг и герб? Что он может означать?
Дети: - Норвегия.
- Норвегия - столица Осло.
Дети: - Финляндия.
- Финляндия - столица Хельсинки. При общении важно смотреть финну в глаза, иначе вас могут заподозрить в неискренности. При этом не рекомендуется повышать голос, активно жестикулировать.
Дети: - Эстония, Латвия, Литва.
- Страны Прибалтики:
Эстония - столица Таллинн
Латвия - столица Рига
Литва - столица Вильнюс
Дети: - Польша.
- Польша - столица Варшава. Если вы пришли к поляку в дом, то вам обязательно предложат тапочки. Отказаться, значит обидеть хозяина.
- Внимание! Вот этот маленький участок на карте - это Калининградская область. Калининградская область - это территория России.
Дети: - Белоруссия.
- Белоруссия - столица Минск.
Дети: - Украина.
- Украина - столица Киев. Чувство юмора, артистизм прославили украинцев на весь мир, а также талант к созданию художественных произведений: вышивка, резьба по дереву, ткачество, гончарство.
Дети: - Абхазия.
- Абхазия - столица Сухум.
Дети: - Южная Осетия.
- Южная Осетия - столица Цхинвал.
Дети: - Грузия.
- Грузия - столица Тбилиси.
Дети: - Азербайджан.
- Азербайджан - столица Баку.
Дети: - Казахстан.
- Казахстан - столица Астана. Казахи очень гостеприимны. Их гостеприимство доходит до такой степени, что они могут подарить гостю любую вещь, которая понравится гостю.
Дети: - Монголия.
- Монголия - столица Улан-Батор. Монголы очень наблюдательны. По поведению домашних животных они могут очень точно предсказывать погоду.
Дети: - Китай.
- Китай - столица Пекин. В Китае вы не найдёте на столе ни ложки, ни вилки, там едят только палочками.
Дети: - Северная Корея.
- Северная Корея или КНДР - столица Пхеньян.
- Всех ли ближайших соседей мы назвали.
- Имеют сухопутные границы.
Дети: - Имеют только морские границы.
Слайд 20
- Назовите государства, которые имеют с Российской федерацией морские границы.
Дети: - Япония.
- Япония - столица Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.
Дети: - Соединённые Штаты Америки.
- Соединённые Штаты Америки - США - столица Вашингтон. Это государство расположено на другом материке. Но в северной части Северной Америки расположен один из штатов США - Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив.
Захотелось ли вам съездить в какую-либо страну? Куда и почему?
- Как бы вам хотелось, чтобы вас встретили?
Подтвердилась ли наша гипотеза?
- Какие отношения надо поддерживать с соседями?
Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности, стараются сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание, стараются быть добрыми соседями.
Люди всегда стремились к миру и добрососедским отношениям с разными странами и государствами. Война разрушает развитие всех сфер мирной жизни: труд, торговлю, семейную жизнь, взаимоотношения людей. Поэтому были установлены традиции и законы, которые могли бы избежать войн.
проблемно - поисковый, эвристическая беседа
объяснительно-иллюстративный,
Работа в группах
Фронтальная
Организует работу по подготовке к восприятию нового материала: Помогает в освоении нового материала, если учащиеся попросили помощь. Демонстрирует презентацию
Формирование мотивации учения и обучения.
Реализация принципа деятельности.
Знакомство детей со способами решения проблемы Данная форма способствует формированию положительной мотивации учения познавательной активности, воспитывает чувство ответственности не только за себя, но и за своего товарища, активизирует учебную деятельность, создаёт комфортные условия для развития коммуникативных умений, повышает эффективность урока.
При работе в парах учащиеся собирают конструктор-пазл, где можно увидеть страны, граничащие с Российской Федерацией Отвечают на вопросы, называют страны, которые граничат с Россией, делятся своими знаниями о них.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.
Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.
Физ.минутка Снятие усталости и напряжения 2
- Как вы понимаете пословицу: Дружба людей гору сокровищ создаёт.
Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе - дружная семья.
В слове "мы" - сто тысяч "я"!
- Эти строки написаны Робертом Рождественским. Они как нельзя лучше показывают возможности людей, если они вместе составляют единую "семью". Репродуктивный Коллективная Организует проведение физических упражнений Выполняют упражнения
Личностные УУД: умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. Регулятивные УУД: соотносить свои действия с заданным эталоном Первичное закрепление нового материала Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция 8
Открываем р.т. с 62 №1
Проверка в парах.
Вашему вниманию предлагаю мини - проект.
Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения.
Фронтальная
Работа с учебни
ком и рабочей тетрадью
Работа в парах
Работа в группах
проблемно - поисковый, приемы: работа с дополнительной литературой, информацией
Групповая Организует работу по группам. Предлагает каждой группе собрать информацию о предложенной стране из материала учебника и дополнительной литературы, и предлагает каждой группе представить результат своей работы. Работают самостоятельно каждая группа в соответствии со своим заданием. Добывают знания, используя учебник, дополнительную литературу и видеоматериалы. Оформляют проект и рассказывают о добытой информации.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории страны Регулятивные УУД: Принимают и сохраняют учебную цель и задач.
Познавательные УУД: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Самопроверка
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
6
Р.т. с 64 №3
Беседа с показом презентации. индивидуальная Предлагает представить результат своей работы. Работают самостоятельно в рабочих тетрадях
Личностные УУД: получение информации о реальных результатах учения
Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию. Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли Подведение итогов (рефлексия)
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы 3
- Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке.
Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их.
-
Теперь я знаю…
-
Теперь я могу…
-
На уроке у меня получилось…
-
Было трудно…
-
Я хочу узнать…
-
Я буду искать информацию об этом в …
-
Своей работой на уроке я …
Личностные УУД: получение достоверной информации о достижении планируемых результатов обучения.
Познавательные УУД: общеучебные умения:
умение вычленять нужную информацию
Регулятивные УУД: уметь соотносить цель и результат
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Оценивание деятельности учащихся Дать анализ и оценку успешности достижения цели 1
Оцените работу групп.
Оцените свою работу на уроке.
Оцените по шкале уровень ваших знаний о соседях нашей страны. Сделайте вывод. Беседа Фронтальная, индивидуальная Слушает анализ и оценку успешности достижения цели и перспективы последующей работы Выполняют действия по алгоритму, высказывают свои мнения, оценивают работу.
Личностные УУД: получение информации о реальных результатах учения
Познавательные УУД: умение усваивать новую информацию.
Коммуникативные УУД: умение формулировать мысли в письменной и устной формах
Регулятивные УУД: умение соотносить цель и результат Информация о домашнем задании
Итог Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей 2
- В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее:
1) с помощью карты учебника вписать в таблицу (рабочая тетрадь с.63, №2) названия столиц;
2) по желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. Лучше выбрать страну, где доводилось бывать, тогда собранную информацию можно дополнить своими впечатлениями. - Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы. Инструктаж фронтальная
Сообщает цели, содержания и способы выполнения домашнего задания
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Умение слушать и понимать речь других