В помощь руководителям методических объединений: опыт, анализ, перспективы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Анализ
методической работы в МОУ БСОШ № 5


Руководитель МО: Ульянова О.Н.



Работа МО начальных классов строилась в соответствии с целью, задачами и приоритетными направлениями развития МОУ БСОШ №5 на 2008-2009 учебный год.
МО продолжало работать над проблемой "Достижение нового качества образования путем формирования познавательной самостоятельности учащихся.



Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю учебно-воспитательную систему работы школы, является методическая работа. Значимость методической работы в школе возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приёмы и формы обучения и воспитания.
Учитывая уровень организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава учащихся школы, профессионализма педагогических работников, состояния материально-технической базы в 2008-2009 учебном году школа работала над проблемой: «Достижение нового качества образования путём формирования познавательной самостоятельности учащихся, развитие возможностей для творчества учителя и внедрения в учебный процесс информационных технологий».

Для решения данной проблемы на 2008-2009 учебный год были поставлены и решались следующие задачи:
1. Активнее использовать современные образовательные технологии в образовательном процессе.
2. Расширять использование информационных технологий при проведении уроков с учетом имеющейся в школе материально- технической базы.
3. Перейти на БУП-2004 года.
4. Перейти на предпрофильное обучение в 4 классе.

Поставленные перед коллективом задачи решались путём совершенствования методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися, контроля знаний учащихся, развития способностей и природных задатков учащихся, диагностики деятельности учителя, использования учителями новой педагогической и методической литературой.

В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- подбор и расстановка педагогических кадров;
- работа с молодыми специалистами;
- работа с методическими объединениями;
- повышение уровня профессиональной подготовки учителей.

Формами методической работы являются:
- диагностирование;
- наставничество;
- самостоятельная работа учителя;
- открытый урок;
- педагогический совет;
- обзор научной, педагогической литературы;
- предметные недели;
- предметные олимпиады.

Высшей формой коллективной методической работы является педагогический совет школы.

В 2008-2009 учебном году были проведены тематические педагогические советы на темы:
Ноябрь - «Совершенствование работы самоуправления в школе»;
Январь - «Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»;
Март - «Владение педагогическими технологиями как показатель мастерства учителя».

Все педагогические работники и работники педагогического персонала (старшая вожатая, социальный педагог, педагог дополнительного образования, библиотекарь) принимали активное участие в работе педагогических советов. До каждого работника заблаговременно доводились темы будущих педсоветов, что давало возможность качественно подготовить необходимый материал.

Согласно плану учебно-воспитательной работы школы с целью контроля качества знаний учащихся и развития их творческих способностей, подготовки и ведения уроков учителями, активизации методов обучения на уроке, т.д. в течение учебного года администрацией школы было посещено более 100 уроков.
По итогам посещённых уроков были составлены соответствующие справки, в которых были объективно отражены как положительные так и отрицательные итоги проверки, даны необходимые рекомендации. Каждый учитель был ознакомлен со справкой под роспись. Результаты посещённых уроков обязательно обсуждались на совещаниях при директоре.
В основном все учителя старались так организовать уроки, чтобы они обеспечивали не только усвоение учебного материала всеми учащимися, но и их самостоятельную познавательную деятельность. Каждый учитель старался создать в классе атмосферу, способствующую умственному развитию, заинтересованности к изучаемому материалу, достижению поставленной цели.
Уроки учителей начальных классов проходили на должном эмоциональном и интеллектуальном подъёме. Они умело применяли на уроках методы самоорганизации познавательной работы обучающихся, поощряли их инициативу, создавали благоприятные условия для эмоциональной открытости.

Серьёзное внимание необходимо уделить:
- организации урока, его цели, итогу урока;
- развитию коммуникативных качеств учащихся;
- применению различных видов работ при опросе;
- проведению дифференцированной работы при закреплении темы;
- объективному оцениванию знаний учащихся.

Проверка школьной документации осуществлялась ежемесячно. Основными целями проверки были:
- контроль соблюдения учителями правил ведения классных журналов;
- соблюдение единого орфографического режима;
- объективное выставление отметок;
- выполнение государственных программ.
Наиболее распространёнными нарушениями в ведении классных журналов является следующее:
- малая накопляемость отметок из-за недостаточной периодичности устных опросов учащихся;
- частое отсутствие работы над ошибками после проведённых контрольных работ и диктантов;
- допускаются исправления тем уроков, дат проведения уроков и отметок;
- допускаются записи пастами разного цвета.
В течение учебного года проводилась работа по проверке дневников учащихся во 2-9 классах с целью контроля выполнения требований к ведению документации, своевременности выставления отметок учителями, проверки дневников классными руководителями и их родителями.

Результаты проверки следующие:
- в ряде дневников учащихся отсутствуют записи домашнего задания;
- количество отметок в дневниках учащихся не соответствует отметкам, выставленным в классных журналах;
- многие классные руководители не исправляют орфографические ошибки учащихся при проверке дневников;
- допускается выставление отметок в дневники учащихся на незаполненных страницах;
- часто встречаются отметки, выставленные пастами разного цвета;
- до сих пор не отработан навык правильного грамотного оформления первых страниц дневника (личные данные, Ф.И.О. преподавателей, т.д.).

В 2008-2009 учебном году в школе работало три методических объединения:
- МО учителей начальных классов;
- МО учителей - предметников;
- МО классных руководителей.
Для более эффективной работы на каждом МО в начале учебного года был проведён подробный анализ работы за прошедший учебный год, намечены задачи на новый учебный год. Члены МО старались отобрать тот комплекс мероприятий, который бы позволил, исходя из особенностей школы, её проблем, наиболее эффективно решить проблемы и задачи, стоящие перед ними.

Анализ
работы МО учителей начальных классов
за 2008-2009 учебный год


развитие возможностей для творчества учителя и внедрение в учебный процесс информационных технологий", заявленной в прошлом учебном году, а также рассматривало взаимосвязанные проблемы «Внедрение передовых методов и форм учебной деятельности» и "Воспитание образованием".

Приоритетные направления работы школы:
• Усиление личностной направленности образования
• Обновление содержания образования
• Расширение психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
• Совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков здорового образа жизни.

Задачи, стоящие перед МО учителей начальных классов школы:
1. Внедрение в учебный процесс информационной технологии личностно-ориентированного подхода в обучении.
2. Продолжение работы по дальнейшему повышению профессионального мастерства, путем овладения и применения новейших методик в обучении и воспитании, совершенствованию содержания образования, внедрению новых образовательных технологий.
3. Активное участие в различных методических мероприятиях.
4. Организация тесного контакта учителей начальных классов и учителей-предметников по обмену опытом и выявлению требований к учащимся начальных классов.
5. Привлечение учителей к овладению компьютерной техникой.

Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества образованности школьника, уровня его воспитанности.
2. Формирование потребности у учащихся проявлять заботу о своём здоровье и стремления к здоровому образу жизни
3. Личностный рост каждого учащегося.
4. Готовность ученика к самостоятельному выбору и принятию решения, усиление ответственности за последствия своих поступков.

В соответствии с вышеперечисленным в мае 2008г. на заключительном заседании МО были предложены следующие темы для изучения в 2008- 2009 учебном году:


План заседаний МО на 2008-2009учебный год.

Август Заседание №1


• Анализ работы за прошедший год и планирование работы МО на новый учебный год
• Утверждение плана работы на 2008-2009 учебный год
• Изучение основных пунктов СанПиН
• Особенности обучения в 1 классе


Ноябрь Заседание №2


• Методы активизации творческого мышления младших школьников
• Анализ уровня ЗУН по итогам административных контрольных работ за 1 четверть
• Адаптация учащихся 5 класса
• Целевая взаимопроверка тетрадей

Январь Заседание №3


• Методика организации игр - исследований с младшими школьниками
• Анализ уровня ЗУН за 1 полугодие
• Отчет по адаптации первоклассников к обучению
• Работа со слабоуспевающими учащимися

Март Заседание №4


• Формирование интереса к учебе, развитие познавательных способностей
• Утверждение графика посещения уроков в 4 классе учителями-предметниками и будущим классным руководителем
• Анализ уровня проведения школьных олимпиад

Май Заседание №5


Проблема поиска новых форм, методов и приемов, направленных на результативность обучения
Итоги МО за 2008-2009 учебный год
Анализ посещаемости за год
Наша методическая копилка
Результаты деятельности

1. За истёкший период намеченные задачи по большей части удалось решить.
Необходимо отметить слаженную работу учителей МО по работе со слабо - успевающими учащимися - план работы был утвержден в октябре. В течение учебного года систематически велись дополнительные занятия с этими учащимися

2. В соответствии с целью овладения и внедрения информационных технологий были поставлены задачи по поиску путей эффективной работы с компьютером. Для решения этой задачи были проведены семинары-практикумы для учителей школы по работе в Интернет, особенностям работы с электронными энциклопедиями и учебниками, анализу результатов обучения в программе Excel. Каждый учитель имел возможность работать с компьютером.
Успешно велась работа по проведению интегрированных уроков. Систематически велись уроки с применением информационных технологий.
3. Обобщение опыта работы учителя Н.В. Скибы проводилось на районном МО учителей начальных классов, на котором она выступила с докладом « Технология коллективного способа обучения».
4. В связи в переходом школы на работу по БУП-2004 года учителя начальных классов В.Д. Ермилова и Л.А. Панасенко прошли краткосрочное обучение в ККИДППО на курсах повышения квалификации по теме «Психолого-педагогические основы личностно-ориентированной развивающей модели образования (УМК «Гармония»)».
Учителя МО все чаще используют в своей работе элементы новых образовательных технологий, ведут поиск путей активизации мыслительной деятельности учащихся, развития их творческих способностей через разнообразие форм и методов ведения уроков и внеурочной деятельности.

В помощь руководителям методических объединений: опыт, анализ, перспективы.
В помощь руководителям методических объединений: опыт, анализ, перспективы.



Проведя сравнительный анализ результатов качества знаний за 2007-2008 и 2008-2009 уч. г. следует отметить:
- среднее качество знаний по математике снизилось на 2%;
- по русскому языку осталось на прежнем уровне;
- по литературному чтению увеличилось на 5%;
- по окружающему миру увеличилось на 1% .
Из выше изложенного следует, что учителям начальных классов необходимо более пристальное внимание обратить подготовке к урокам математики, русского языка, окружающему миру. Не успокаиваться на достигнутом, а стараться делать все возможное для повышения качества знаний учащихся по изучаемым предметам.



© 2010-2022