Конспект урока по теме Приставка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку

в 3 классе. Тема урока: Приставка - значимая часть слова. Цели урока:

  1. Обучающая: получить углубленные знания о приставке как значимой части слова; развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок.
  2. Развивающая: развивать память, умение выделять главное, проводить анализ, делать выводы, способствовать развитию речи учащихся.
  3. Воспитательная: воспитывать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.
Тип урока: урок закрепления знаний. .

Структура урока: 1.Подготовительный этап. 2. Постановка учебной задачи. 3. Этап закрепления. 4. Итог. 5. Рефлексия.

Ход урока:

1. Подготовительный этап.

1.

Учитель: Отгадайте загадку:

Перед корнем я стою

Слово новое создаю

Если только захочу -

Значение слова изменю.

Слайд 3.

Ученик: Приставка.

2. Аналитический контроль над лексическим значением слов с приставками.

Учитель вызывает 2 учащихся и предлагает одному из них:

  1. Разрезать лист бумаги;

  2. Надрезать;

  3. Вырезать треугольник;

  4. Срезать угол.

Второй ученик записывает на доске названия тех действий, которые выполняет первый.

Учитель: Что общего у этих слов?

Ученик: Слова относятся к одной части речи. Это глаголы. Все они имеют одинаковый корень -рез-. Это однокоренные слова.

Учитель: Выделите в них корень. Чем отличаются эти слова? Что их отличает?

Ученик: В них разные приставки. Эти слова отличаются по смыслу.

Учитель: Выделите и назовите приставки.

Ученики называют.

Учитель: Перечислите знакомые приставки.
В-, во-, вы-, о-, об-, обо-, на-, над-, надо-, по-, под-, подо-,
пере-, про-, пред-, при-, от-, ото-, до-, за-, с-, со-, рас-, раз-, через-, без-, из-. Слайд 4.

2. Постановка учебной задачи. Слайд 2.

Учитель: Предположите, о какой части слова пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Ученик: Речь пойдет о приставке.

На парте карточка-помощница:

…… - это ……… слова, которая

стоит …… и служит для ……… .

Учитель: Что вы уже знаете о приставках?

Ученик: Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Учитель: Что бы вы хотели узнать о приставке? Сформулируйте задачу урока.

Ученики:

  • Закрепить знания о приставках.

  • Будем учиться образовывать новые слова с помощью приставок.

  • Будем учиться писать приставку слитно со словом.

  • Узнать, зачем нужна приставка в русском языке.

  1. Этап закрепления.

  1. Учитель: Образуйте от слов:

Полз, свистел, мыл, нёс, вёз, лез.

Слова с приставками на-, за-, пере-, по-, от-, при-, в-, вы-.

  1. Наблюдение над изменением лексического значения слов с приставками.

Учитель: Из слов, которые вы записали, назовите антонимы.

Ученик: вполз - выполз , влез - вылез.

Учитель: Что сделало эти слова антонимами?

Ученик: Приставки.

Учитель: Каждая приставка имеет свое лексическое значение. Посмотрите: вбежать, втереть, вкопать, вкрутить. Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Ученик: Нет. У них разный корень и разное значение.

Учитель: Что у них общее?

Ученик: Приставка одинаковая.

Учитель: Подумайте, какое значение придает эта приставка словам?

Ученик: Внедрение чего-либо во что-то.

Аналогично разобрать значение приставок до-, от-, и др.

Учитель: Как же понять значение приставки?

Ученик: Нужно проанализировать несколько разных по значению слов, которые имеют одну и ту же приставку.

  1. Упражнения в образовании новых слов с использованием приставок.

  • Работа в парах.

Вставьте подходящие по смыслу приставки:

Скоро зима. …мелькают в воздухе снежинки. Тёплым одеялом …кроет снег землю. Метели …метут лесные тропы.

Слайд 5.

Текст написан на доске. Фронтальная проверка.

Учитель: Какая пара не испытывала затруднений в работе? Кто иногда ошибался? Кому нужна помощь?

  • Работа с разноуровневыми карточками.

Уровень 1.

Подберите и запишите однокоренные антонимы к словам:

Вышел - …, налил - …, отплыть - …, внес - … .

Уровень 2.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, обозначающие начало действия и выделите приставки:

Кричать - …, кипеть - …, дрожать - …, говорить - … .

Уровень 2.

С какими приставками надо употребить данные слова, чтобы действие уже закончилось? Приставки выделите:

Читал - …, строил - …, шил - …, смотрел - … .

Уровень 3.

Как сказать одним словом?

-Соединить с помощью клея два листа бумаги.

-Соединить два куска ткани с помощью иголки и нитки.

- Соединить с помощью веревки.

Выборочный диктант. Слайд 6.

  1. Итог Слайд 7.

  2. Рефлексия Слайд 8.

Я сегодня на уроке:

- Узнал…

- Научился…

- Могу…



© 2010-2022