Урок литературного чтения: «Обучение грамоте»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ ГСОШ №1,Волгоградская область



Урок литературного чтения: обучение грамоте

в 1 -м классе

Согласные звуки [б],[б'], буквы Б ,б.

Разработала:

Гордиенко Светлана Григорьевна,

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория.



Пояснительная записка Тема урока: «Согласные звуки [б],[б'], буквы Б,б» . Класс: 1. УМК: Школа России. Учебный предмет: литературное чтение Авторы учебника, учебных пособий: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука: учебник для 1 класса начальной школы. Часть 1. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс, автор В.Г. Горецкий Тип урока - изучение нового материала. В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока (Приложение 2). Урок направлен на формирование УУД (Приложение 1). На уроке были использованы методы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковый, логический, аналогий, моделирования, контроля, самоконтроля (Приложение 3). Правильно организован учебный процесс. На уроке преобладают только положительные эмоции. С воспитательной точки зрения урок способствует формированию у детей интереса к предмету, положительному отношению к окружающему миру и воспитанию личности.

















Цель: способствовать формированию знаний о звуках [б], [б'] и буквах Б, б

Задачи: создать условия для усвоения знаний о звуках [б], [б'] и буквах Б, б

содействовать развитию приёмов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; содействовать развитию умений работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

способствовать развитию внимания и наблюдательности, способствовать бережному отношению к окружающему миру Планируемые метапредметные результаты Личностные:

  • актуализировать личностный смысл к изучению данной темы;
  • создать положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику;
  • заинтересованность к приобретению и расширению знаний и способов действия;
  • способствовать осознанию собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Регулятивные:
  • уметь и определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой.


Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - использовать знаковые и графические модели, Коммуникативные:
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,
  • совместно договариваться о правилах поведения и следовать им;
  • учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые предметные результаты: - выделять звуки из слов, характеризовать их и обозначать буквой - распознавать в словах новые звуки - читать слоги и слова с изученной буквой - составлять рассказ по сюжетной картинке - анализировать звуковой состав слов, сопоставлять его с буквенной записью

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Самоопределение к деятельности. 4. Открытие нового знания. 5. Физкультминутка. 6. Первичное закрепление. 7. Включение в систему знаний и повторение 8. Итог урока. Рефлексия.

Основные понятия: Межпредметные связи: окружающий мир. Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная работа. Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, моделирования, практические. Ресурсы Основные: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Азбука: учебник для 1 класса начальной школы. Часть 1. Электронное приложение к учебнику «Азбука», 1 класс, автор В.Г. Горецкий Дополнительные: персональный компьютер, мультимедиа-проектор, экран, сигнальные карточки, дидактический материал. Тип урока: изучение нового материала. № п/п

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся 1.



































2.

























3.













4.



























5.



6.





































7.





























8.






















Организационный момент. Цели: -актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности; -содействовать созданию условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Личностные УУД: готовность к обучению и сотрудничеству, положительное отношение к учению. Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке Актуализация опорных знаний. Цели: - актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы; - организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Личностные УУД: - проявлять заинтересованность в приобретении знаний Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой.

Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цели: - выявить место затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.



Открытие нового знания Цели: - организовать постановку цели урока; -организовать составление совместного плана действий; - определить средства. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации. Регулятивные УУД:

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой.

Физкультминутка



Первичное закрепление Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя. Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция. Личностные УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;







Включение в систему знаний и повторение Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Личностные УУД:

Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные УУД: находить в тексте учебника необходимую информацию и работать с ней. Регулятивные УУД: уметь сличать способ действия и его результат с заданным эталоном

Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы читать всем научиться. Уже два месяца как вы стали учениками, поняли, что овладевать знаниями непростая наука. Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке чтения? Итак, я помогу вам всему этому научиться, если вы будете внимательными, активными и трудолюбивыми.







Речевая разминка: Ок, ок, ок - начинается урок Им, им, им - правильно сидим Ке, ке, ке - всё у нас в порядке Ать, ать, ать - учимся читать Посмотрите внимательно на доску и положите буквы в том же порядке (показ длиться 6 секунд, затем буквы закрываются) Давайте проверим правильность выполнения. Открывает по одной букве. Просигнализируйте, как вы справились с заданием. Если были ошибки, выясняет их причину. Уберите лишнюю букву в ряду.

А теперь среди согласных найдите лишнюю букву.





Какие буквы остались на парте? Что мы сможем о них сказать, опираясь на ленту букв?



А как вы думаете, что мы можем сказать о новой букве, не называя её? Сейчас это проверим. Раздаётся смех Бабы Яги (Слайд №2). Ребята, кто это? Наверное, она заблудилась и попала к нам на урок. Лишь бы она не напроказничала. Но раз она пришла, пусть поможет нам узнать новую букву.









Какой звук мы слышим первым в этом слове? Дадим характеристику звуку и проверим, правильно ли было наше предположение? Сколько звуков [б] в слове? Составим звуковую схему слова «баба».

А может он быть мягким? Измените в слове второй звук [б] так, чтобы он стал мягким.

Поменяйте нужный слог в слове.

Правильным оказалось наше предположение о звуке.

Настало время познакомиться с буквой Б,б.

Показ на экране (слайд №3)

Просигнализируйте, у кого получилось или нет.

Что надо сделать, чтобы букву напечатать правильно?

Давайте внимательно посмотрим на Бабу Ягу и расскажем о ней, используя слова с буквой б.

Ребята, а теперь откроем букву Б на ленте букв.

Укажите место буквы.

Но, буква пропала. Это проказы Бабы Яги. Мы должны выполнить задания Бабы Яги, чтобы найти и вернуть букву на место.

Давайте поищем букву.

Учитель демонстрирует движения.

Нашли букву?

Выполняем заморочки Бабы Яги (Слайд №4) 1 -е задание «Слоговичка» Чтение слогов: ба бо бу би бы бе На какие 2 группы можно поделить слоги?

У кого карточки синего цвет, прочтите сначала с твёрдым звуком, у кого зелёного - с мягким.

Проверка на доске. (Слайд №5) Молодцы! Букву нам не вернули, значит выполним ещё задания. Все готовы? 2 - е задание «Прятки» (Слайд №6) Пропала буква б из слов и стали слова непонятными. Ваша задача поставить пропущенную букву б и прочитать слова. У учеников на партах карточки со следующим содержанием: . елка ка . ан зе . ра . о . р . ык Просигнализируйте о готовности.



Давайте проверим. Если мы правильно прочтём слова, то освободим зверей из ловушки. Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Что общего у этих слов? Мы уже близко к цели. Продолжим выручать букву б!

3 - е задание «Листалочка» (Слайд № 12) Откроем «Азбуку» на странице с буквами Б б. Внимательно посмотрите, не пропала ли буква б из слов?

Баба Яга просит нас прочитать слова и предложения. Если мы справимся, я думаю, что букву нам вернут. Чтение слов и предложений на стр. 97 в «Азбуке». Для слабо читающих учеников слова в тексте поделены для чтения. Молодцы! Мы справились со всеми заданиями Бабы Яги.

Достаёт конверт с надписью «От Бабы Яги».

























Что вы можете рассказать о звуке [б]? Что нам в этом поможет?

Какой буквой мы называем звук [б]?

А сейчас каждый оценит свою работу на уроке.

Те, кто считает, что усвоил все новые знания и хорошо трудился на уроке, поднимут соответствующую этому сигнальную карточку.

Те, кто считает, что ещё надо поучить букву и испытывает затруднения при чтении, поднимут соответствующую этому сигнальную карточку. Обсудить причины затруднения.

Молодцы! Спасибо за урок! Я передам вам частичку хорошего настроения и уверенности на следующий урок через рукопожатие. Урок окончен.




















Показывают готовность к уроку и настрой на продуктивную деятельность.

Выучить новую букву и звук, читать слоги и слова, составлять схемы слов, предложений и т.д.

Хором повторяют.

Работа в парах.

Выкладывают на парте буквы

Л Н А З М П

Называют хором правильно буквы.

Показывают соответствующую правильному и неправильному выполненному заданию карточку

Убирают букву А, потому что гласная, а остальные согласные.

Убирают букву П, потому что обозначает глухой звук, а остальные звонкий.

Л Н З М

Согласные, звонкие, могут быть мягкими и твёрдыми.

Эта буква тоже обозначает согласный звук, звонкий, твёрдый и мягкий.

Баба Яга.



Произносят слово и вычленяют звук [б].

Звук [б] - согласный, звонкий, твёрдый.

Два.

Ученик у доски составляет схему с объяснением.

Бабе. Произносят мягко звук [б'].

Ученик у доски меняет схему с объяснением.

Печатают в блокнотах буквы Б,б.

Сигнализируют карточками.

Поупражняться дополнительно.

Составляют предложения. Примерный список слов: избушка, горбатая, большой нос, злобная, боятся и т.д.

Указывают место.

Повороты туловища влево, вправо.

Наклоны туловища вниз, вверх.

Поочерёдное поднимание ног и наклоны туловища вниз.

Повороты головы вправо и влево.

Чтение хором и индивидуально

С мягким звуком и с твёрдым звуком.

ба бо бу бы би бе

Готовы!

Работают в паре.

Вписывают букву и читают слова.

Поднимают сигнальные карточки, в зависимости от выполненного объёма задания.

Читают слова и смотрят изображение животного на экране.

Белка

Зебра

Бык

Кабан

Бобр

В каждом слове есть буква б.

Да.

Нет.

Сначала читает учитель, затем хорошо читающие дети, потом - слабо читающие ученики.

Ученик достаёт буквы и ставит их в ленту букв на место.



Говорят с опорой на ленту букв.

Звук [б] - согласный, звонкий, твёрдый и мягкий.

Буква Б б

Поднимают соответствующую сигнальную карточку.

Стараются объяснить причины затруднения.

Передают рукопожатие друг другу. Приложение 1 1) Личностные УУД: -внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. 2) Познавательные УУД: -поиск и выделение необходимой информации; -применение методов информационного поиска; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). 3) Коммуникативные УУД: -формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками. 4) Регулятивные УУД: -контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; -коррекция; -оценка.



Приложение 2 Структура урока 1. Организационный момент. Цель - создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. 2. Актуализация опорных знаний Цель - актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы; организовать выполнение обучающимися пробного учебного действия 3. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи Цель - выявить место затруднения; определить тему урока. 4. Открытие нового знания. Цель - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; определить средства. 5. Первичное закрепление Цель - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. 6. Включение в систему знаний и повторение Цель - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. 7. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.





Приложение 3 На уроке были использованы методы: 1) по виду источника информации: - словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, при открытии новых знаний на этапе рефлексии и итога урока) - наглядные (при подготовке к активной познавательной деятельности, при выводах урока, при открытии новых знаний) - практические (составление схем слов, печатание букв, чтение слогов, слов, предложений) 2) по виду учебной деятельности: - самостоятельная работа (работа с учебником, с карточками) - проблемно-поисковый метод (создание проблемной ситуации) С целью формирования интереса к учению использована познавательная игра, мини-сказка.

Были включены методы логические (найди лишнюю букву, поменять слоги в слове), метод аналогий (дать характеристику звука,

не называя его), моделирования (составление звуко -буквенных схем слов)

















© 2010-2022