Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС В условиях реализации ФГОС школа призвана не только развивать качественные компетенции обучающихся, но и создавать условия для успешной социализации школьников в процессе воспитательной деятельности. Внеурочная образовательная деятельность - деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов учащихся в разных видах деятельности». Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобрела статус « образовательной деятельности» и является необходимым компонентом процесса получения образования. Согласно ФГОС на внеурочную деятельность отводится 10 часов в неделю. Жизнь ребёнка, пронизанная многообразными видами деятельности и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека. В этом плане внеурочная деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, так как ребёнку предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно «самовоспитываться» в соответствие со своей шкалой ценностей. Проблема использования свободного времени младших школьников является насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения. Таким образом, актуальность внеурочной деятельности обусловливается: - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности; - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей; - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, достижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций. При организации внеурочной деятельности школьников педагогу необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности Результат - это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, работая над проектом, не только преодолел сложности (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект - это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности. Педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Ничто не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. Но в любом воспитательном эффекте он должен уметь различать свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации. Для организации в школе внеурочной деятельности были определены следующие направления:

  • Спортивно-оздоровительное.

  • Художественно-эстетическое

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

Вот уже второй год, в рамках реализации ФГОС, провожу занятия по курсу «Я рисую мир» по художественно-эстетическому направлению. Задачи внеурочной деятельности художественно-эстетического направления это: -Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • Развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно- образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • Овладение умениями и навыками применения полученных знаний в художественно-практической деятельности.
Я уверена в том,что рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность: рисунок по сути представляет собой рассказ, но не словами, а изобразительными средствами. Характер мотивов и образов декоративного искусства связан с задачами преображения среды, окружающей человека, в соответствии с его представлениями о добре и красоте. А также волшебное возникновение под карандашом или кистью изображения доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, вносит во внутренний мир ребёнка радость и бодрость. Малышам более понятны и близки работы народных мастеров, и воспринимают они их глубже и полнее, чем большие живописные полотна. Очень важно, что ребёнок видит результаты своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение, ведь детский рисунок может стать своеобразным психологическим тестом, отражающим многие черты характера ребёнка. Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, дети познают разнообразие и богатство культуры родного народа, усваивают традиции и обычаи, передаваемые из поколения в поколение, пополняют объём знаний об орнаменте, геометрическом (в виде овала, круга, ромба, квадрата) и растительном (в виде растительных форм с включением изображений животных и птиц). В процессе ознакомления с изделиями народных мастеров обогащается словарный запас: дети называют предметы (чашка, ладья, матрёшка, дымковская игрушка и т.д.), материалы, из которых они изготовлены, и элементы росписи (розаны, бутоны, завитки, кудрины, гирлянды). При рассматривании узора учатся сравнивать: на хохломских чашках травка огнём горит, гжельская роспись похожа на мрамор, дымковская игрушка - на сказку. Описывая изделия, дети последовательно рассказывают об их цвете, назначении, форме, истории создания, что способствует развитию связной речи. Овладение необходимыми техническими приёмами способствует развитию двигательных ощущений, а главное - мелкой моторики, ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, завитки и т.п., а ритмичность в расположении элементов декоративного узора помогает развитию чувства ритма. Рисуя узор, дети учатся "держать" линию, ограничивать свои движения. Многие элементы узора напоминают элементы букв (овал есть во многих буквах; завитки и травка напоминают крючки; прямые и вертикальные линии - палочки, волнистые - элементы букв б,ч и др.). Часть из них дети рисуют пальцами, что укрепляет мышцы пальцев и активизирует чувствительность кожи. Один из разделов курса- "Весёлые краски" помогает ввести ребёнка в мир изобразительного творчества. У ребёнка развивается чувство цвета, он осваивает различную технику рисования, постигает способы изображения предметов, природных явлений, учится создавать выразительные образы. У ребёнка развивается фантазия, воображение, эстетическое восприятие окружающего мира, художественный вкус. Существует бесконечное множество игр с красками, водой и бумагой. С помощью красок можно печатать - делать на бумаге отпечатки цветов, различных мелких предметов, а также уже готовых рисунков. Но и это ещё не всё. Ребёнку нужно подружиться с красками, и они откроют неизведанный, фантастический мир - мир цвета. Помогут увидеть красоту окружающих вещей, красоту природы. Научат внимательно смотреть и многое замечать. Другой раздел курса «Уроки Карандаша» помогут развить у ребёнка графические и технические навыки. Дети с удовольствием многократно повторяют то или иное движение руки с карандашом, как бы отрабатывая свободное и уверенное формообразующее движение. Ребёнок испытывает эмоциональное положительное чувство, удовлетворение, когда то или иное движение удаётся ему, когда он способен управлять своей рукой, подчинять её выполнению задуманного. Не случайно интерес к изобразительной деятельности, желание и нежелание рисовать связывают с умением изображать. Алгоритмические схемы вызывают положительные эмоции у детей и желание рисовать. Алгоритмы рисования просты, рациональны, они позволяют выделить основные, существенные детали и показать, как их можно изобразить на бумаге. Ребёнок в силах сначала с помощью взрослого, а затем и самостоятельно проследить логику создания изображения. В формировании графических умений и навыков предусматривается следующее: уметь сравнить свой рисунок с изображаемым предметом; при выполнении любого из видов учебного рисования уметь соблюдать правило рисования от общего к деталям; уметь композицией выделить главное в сюжете; уметь работать в технике акварели, уметь передавать цвет изображаемых предметов. Курс « Я рисую мир» позволяет учитывать важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, данный курс во внеурочной деятельности реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Главная цель курса "Я рисую мир" - развивать в ребёнке личность, способную думать, фантазировать, изобретать, умеющую реализовать творческие замыслы и анализировать их результаты. Таким образом, система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.




© 2010-2022