• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Консультация для педагогов: Песок как средство развития познавательных способностей детей с особыми образовательными потребностями

Консультация для педагогов: Песок как средство развития познавательных способностей детей с особыми образовательными потребностями

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра в песок, особенно для детей с особыми образовательными потребностями, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Психологи и воспитатели могут использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Психолог или воспитатель естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Как играть с песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, то есть делать самомассаж. Следует учить детей проговаривать свои ощущения: «Я чувствую тепло (холод) песка», «Я чувствую маленькие крупинки. Они колются. Мне приятно», «Мне нравится погружать свои руки в песок и т.п. (в зависимости от возраста).

Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и

опыт - основу мышления.

Мокрые отпечатки: оставить следы босых ног на песчаной влажной площадке; след ноги в обуви разного размера.

Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображения.

«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.

Брось камешек: в песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого ведёрко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаным тортом.

Песочная черепаха: сделать из влажного песка большой овальный холм - это туловище, маленький холмик наверху - это голова, выпуклость по бокам - ноги.

Картины на песке: на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.

Опыты с песком: Задание: насыпать сухой песок в ведёрочки, баночки, воронки, формочки. Вопросы: Какой песок? (сухой, хорошо сыплется, шуршит и т.д.). Что можно вылепить из сухого песка? Попробуйте сделать домик.

Задание: полить песок из леек, кружек, баночек. Вопросы: какой стал песок? (потемнел, не сыплется, хорошо накладывается в формочки, вёдра). Сделаем большую горку. У кого больше? Какой песок вам больше нравится: сухой или мокрый? Почему?

Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверюшек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи.

Можно проводить упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы «ходят гулять», прыгают, выполняют зигзагоообразные движения, «играют на пианино». Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). С удовольствием дошкольник играют в «сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Игры с песком - это и возможность обучения детей природному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов (кусочков дерева, веток, камешков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озёра, туннели, мосты. Вдоль дорог возводятся строения и целые города, населяют их жителями (игрушками-фигурками людей и животных). Старшим детям можно предложить: «Построй сказочный город (мир, город своей мечты)». При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща. На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (палочкой, пальцем), что вызывает гораздо больший интерес, чем изображение на бумаге.

Таким образом, игры с песком позволяют:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние,

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику,

- стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности,

- развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию,

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор,

- разнообразить способы сотрудничества.

Подумайте, о чём рассказать своему ребёнку в момент игры, на что обратить его внимание, как заинтересовать процессом.


© 2010-2022