• Преподавателю
  • Начальные классы
  • «Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»

«Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных

нравственных качеств личности дошкольника».

Содержание 1. Введение - Актуальность темы. - Цель, задачи работы по использованию сказкотерапии через северные сказки, для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника. - Принципы сказкотерапии.

2. Основная часть - Методы и этапы работы. - Беседы. - Работа с родителями. - Дидактические игры. - Народные игры. 3.Заключение


1. Введение Актуальность темы Север - удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения. Народы Севера имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное - они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру. Народы севера, живя в экстремальных условиях северного края, успешно занимались оленеводством, рыболовством и охотничьими промыслами, владели технологией изготовления предметов из кости, дерева, бересты, выделка кожи и меха, приготовление пищи из молочных, мясных и иных продуктов. Культура народов Севера - достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Цель, задачи работы по приобщению детей к культуре народов Севера: В подготовительной группе на основе анализа индивидуальных бесед с детьми я сделала вывод: у большинства детей не сформированы знания о нашем северном крае, о коренных жителях севера, их традициях, обычаях. Поэтому я поставила перед собой цели:

  • приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов севера, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
  • формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов Севера;
  • воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Севера, любовь к родному краю.
Дошкольный возраст - это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов севера является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Я считаю, что мы должны знать культуру нашего народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Для реализации поставленных целей мне необходимо было решить следующие задачи: - формировать уважение к традициям и обычаям; -знакомить с устным народным творчеством; -воспитывать любовь к родному северному краю; -прививать основы экологического самосознания через заповеди и народные обычаи. 2. Основная часть Использование разнообразных методов работы Для решения поставленных задач я использовала сказки народов Севера. Методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы с дошкольниками, я считаю скаозкотерапию через северные сказки. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. Цель создания проекта- сформировать у детей интерес и уважение к культуре и традициям северных народов, к их труду, жизни посредством действенного познания. Именно здесь, в рамках проектной деятельности, мои воспитанники получают новые знания и духовное приобщение к культуре народов севера. Для работы с детьми был изготовлен иллюстративный и поделочный материал по сказкам. Собрала традиционные игры, книги, сказки, пословицы и поговорки. Дети очень любят рассматривать красочные книги, иллюстрации . Использование наглядного художественного материала помогает мне развивать у детей логическое мышление, внимание, память, умение анализировать. Этапы работы: 2. Этап Подготовительный - Изучение литературы по проблеме. Наше дошкольное учреждение работает в тесном контакте с библиотекой.
Сегодня под сказкотерапией понимаются способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Поэтому для меня сказкотерапия является воспитательной системой. Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Работая в группе детского сада воспитателем, сталкиваюсь с разными детьми: стеснительными, замкнутыми, агрессивными и очень активными, которых любят называть гиперактивными, требующими к себе усиленного внимания. Причины неблагополучия детей объясняется внутренней дисгармонией ребенка. Поэтому в своей работе особое внимание хочу уделить сказкотерапии, которая поможет мне решать следующие задачи: В первой задаче рассматривается видение обратной стороны проблемы (какие проблемы у ребенка, почему он такой агрессивный, подвижный или замкнутый?) Потому что под агрессивностью может скрываться миролюбие, под страхом - бесстрашие, под глупостью - ум. Как же растить созидателя в агрессивном ребенке? В этом мне помогает сказкотерапия.
Работа с родителями - Современные родители постоянно заняты своими проблемами, жизненными трудностями, поэтому мало общаются с детьми, мало уделяют внимание совместному детскому чтению. - Ознакомление родителей с методом сказкотерапии.

-Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой»

- Создание предметно-развивающей среды

- Оформление и шитье одежды для показа сказок.
2 этап Основной
- изготовление папок-передвижек и проведение консультаций по темам:

Беседа -«Расскажи мне, мама, сказку» (рассказывающей о методах

сказкотерапии , о возможностях их использования в условиях семьи);

- « Сказка - это серьезно» (посвященной проблеме приобщения родителей, детей к чтению сказок.

-проведение мастер-класса по изготовлению кукол;

-привлечение родителей к изготовлению разного вида театра;

- привлечение родителей к сочинению сказок и изготовлению иллюстраций к ним.

Работа с детьми

- Рисование с применением нетрадиционной техники, пересказ и сочинение сказок.

Работа с педагогами Консультации: - «Роль сказки в познавательном развитии и воспитании дошкольников». - « Сказкотерапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
3 этап Заключительный - Итоговая диагностика детей - Обобщение опыта работы - Беседа по теме: «Использование нетрадиционных технологий в работе со сказкой» Распространение опыта работы Беседы Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу я использую, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Чтобы вызвать у детей интерес и желание больше узнать о своем крае и о сказках Севера, на занятия приходит кукла в национальном костюме. Дети с интересом рассматривают ее костюм и украшения. Кукла рассказывает о себе и о своем наряде. «Я девочка - Северяночка». Я живу на Севере. На мне северный костюм: платье - малица с орнаментом. На голове у меня украшение, а на ногах - ….. Я буду знакомить вас с северными сказками. Знакомство детей со сказками я начинаю с подготовительной группы. В начале года знакомлю детей с северными сказками, чем они отличаются от русских народных сказок. Занятия организую в форме беседы на темы: «Коренные народы Севера», «Север - Мой край родной», «Жители Севера», «О природе и жизни людей на Севере». Для того, чтобы вызвать у детей еще больший интерес к занятиям и беседам, на которых я знакомлю их со сказками народов севера, я обязательно включаю игровой момент - приход куклы с предметами быта, сувенирами, фотографиями, книгами. Я заметила, что использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Беседуя с детьми о сказках Севера, вношу конверт с иллюстрациями из разных сказок, среди которых есть иллюстрации сказок народов Севера. Предлагаю отобрать только те картинки, на которых изображены северные сказки. Задаю вопросы: «Почему вы считаете, что это сказки Севера?», «Назовите различия в картинках», «Почему у них разная одежда?», «Какие основные занятий жителей Севера?» и т.д. В ходе последующих бесед дети уже сами рассказывают о северных сказках. Вот пример рассказа Лизы П.: «Основные занятия жителей Севера в сказках - это охота, оленеводство и рыболовство. Мясом диких животных люди питаются. Из меха шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в мороз не замерзнешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Украшают одежду очень красивым орнаментом». Целью бесед по ознакомлению детей со сказками Севера является обогащение знаний и представлений детей о быте и своеобразии уклада жизни представителей народов севера, умение устанавливать закономерности между климатическими условиями и образом жизни людей. На всех возрастных этапах, в своей работе я использую иллюстрации. Наличие иллюстративного материала делают рассказы детей связными, четкими и последовательными. Беседы с использованием картин позволяют мне развивать у детей внимание, память и речь. Беседа о сказках: - Какие бывают сказки? Дети: «Люди, которые заботятся об оленях». - Какова мораль сказки, в чем суть? Дети: «Из оленьего меха». - Из чего шьют одежду и почему? Дети: «Из меха оленей и диких животных, чтобы не замерзнуть». Отвечая на поставленные вопросы, у детей развивается диалогическая речь, обогащается словарь. Затем предлагала детям составить сказку о труде оленеводов и об олене. Приведу в пример рассказы детей подготовительной группы: - Дима Н. - об олене: «Олени живут в тайге и тундре. У оленя красивые рога. У него сильные длинные ноги. Самый сильный олень - вожак в стае. Они питаются ягелем и лишайником. Олень - сильное и красивое животное». - Валера Ж. - о труде взрослых: На Севере живут оленеводы - пастухи . Они заботятся об оленях, охраняют и защищают от волков». Роль наглядности в беседе трудно переоценить при знакомстве детей с трудом и бытом жителей Якутии: оленеводов, охотников, рыбаков. На занятиях по сказкотерапии вношу устное народное творчество: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Сочетание рассказов, бесед, через сказки позволило решить в комплексе познавательные и воспитательные задачи. У детей появился устойчивый интерес, приобретают навыки поведения в природе через сказки, заповеди и народные обычаи. Дидактические игры Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактическая игра - универсальный метод закрепления знаний и умений. Дидактические игры позволяют детям в живой непосредственной форме: - накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет- форма, величина, строение), развивать умение выделять сходство и различие между предметами; - развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для развития мыслительных процессов и закрепления знаний о сказках предлагаю детям дидактические игры «Путешествие в страну сказок», «Узнаем из какой сказки персонаж», «Зашифрованная сказка, угадай-ка». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда в сказках, предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» Вместе с детьми уточняем, в какой сказке, где эти предметы используются, какую пользу они приносят людям в жизни, труде и о бережном отношении к ним. Благодаря использованию дидактических игр у детей значительно возростает интерес к сказкам северных народов. Живой интерес у детей вызывает разгадывание загадок, викторины «Угадай сказку». Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. В подготовительной группе дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают сказку, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию. Сама игра вызывает у детей большой интерес, а, играя, ребенок запоминает многое из окружающей действительности. В результате я отметила, что в игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает с легкостью. Заключение

В общении и работе с людьми существует огромный простор для творчества. Самое уникальное и многогранное творение не Земле - Человек. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода - духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия. Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.



Практика сказкотерапии Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказкам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Постоянно поддерживаем контакт с воспитателями и родителями. Наша работа еще продолжается, и мы надеемся на хорошие результаты. В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. Вывод Применив методику «Сказкотерапии» в работе с агрессивными и тревожными детьми мы получили следующие результаты:

  1. Появилась способность рефлектировать свои чувства.
  2. Улучшились стали более дружелюбными. Дети стали более открытыми.
  3. Таким образом, я сделала вывод о том, что. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что знание сказок не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, расширить свои познания о сказках народов севера.








«Использование сказкотерапии северными сказками для воспитания положительных нравственных качеств личности дошкольника».

5

© 2010-2022