Программа внеурочной деятельности Тропинка к своему Я

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности Тропинка к своему Я

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов

села Шурмы Уржумского района Кировской области



Утверждаю:

директор МКОУ СОШ с УИОП села Шурмы

Бабунь Р. Э. _________________

Приказ № ____

от «___» __________ 2014 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



«Тропинка к своему Я»



Тип программы: образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности.

Направление:спортивно-оздоровительное.

Вид деятельности: познавательная, игровая.

Возраст школьников: 1 класс.




Составитель программы:

Шихалева Надежда Игоревна -

учитель начальных классов первой

квалификационной категории


Шурма

2014





Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников составлена на основеФедерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»; - Закона РФ «Об образовании»; Программа внеурочной деятельности составлена на основе практического пособия О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе». Издательство «Генезис» 2010г. Актуальность программы определена тем, что одной из задач образования в настоящее времяявляетсяважнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Новизна программы в том, что она направлена на поддержку младшего школьного возраста в укреплении уверенности в себе, овладение приемами, позволяющими справиться с излишней тревогой, волнением, создание оптимальных условий для успешного развития детей, формирование компетентностей по проблеме ведения здорового образа жизни. Практическая значимость программы направлена на развитие ведущей, доминирующей потребности учащегося младшего школьного возраста - внутренней позиции школьника, компетентностей в вопросах укрепления своего психического, физического, духовно-нравственного здоровья.

Цель программы:формировать навыки создания психологического комфорта у первоклассников через развитие познавательного интереса к себе как личности, к окружающим, развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим средствами занятий кружка «Тропинка к своему Я»

Основные задачи: Воспитательные
  • Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам.
  • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье;
  • Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
  • Воспитание позитивного отношения к своему «Я».
  • Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.
  • Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.
Развивающие
  • Развитие навыков социального поведения.
  • Развитие познавательной мотивации.
  • Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.
Образовательные
  • Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.
  • Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
  • Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
  • Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.
  • Формирование психологического здоровья.
Основные возрастные особенности. Программа рассчитана на возраст детей от7-10 лет. Виды деятельности: игровая психотерапия, проблемно-ценностное общение. Формы организации деятельности: Программа представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы психогимнастики, сказкотерапии, арттерапии, рисование, музыкальная терапия, групповые дискуссии, игры коммуникативно-лингвистические, ролевые. Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами. Программа духовно-нравственного направления «Тропинка к своему Я» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы: 1.Принцип диалогического общения.В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. 2.Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. 3. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка. 4. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка. 5. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять. 6. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы. 7. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма. 8.Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие Ожидаемые результаты.

Предполагаемые результаты реализации программы «Тропинка к своему Я» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

1) Приобретение школьниками знаний:

- об этике повседневной жизни человека;

- об основах здорового образа жизни;

2)Осознание своего внутреннего мира.

3)Приобретение опыта совместной деятельности с другими детьми. Результаты освоения курса «Тропинка к своему Я» В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты. Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • строить сообщения в устной и письменной форме; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; Выпускник получит возможность научиться: • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра. Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Форма учёта умений и навыков - анкетирование, тестирование, диагностирование.
Диагностические и контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы:игры на развитие психических процессов.

Игры на развитие восприятия.

Знакомство с правилами и проведениеигр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

Упражнения и игры на внимание

Упражнение «Ладонь - кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

Игры на развитие памяти.

Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

Игры на развитие воображения.

Игры «Волшебное яйцо», «Узнай, кто я?», «Возьми и передай».

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка, отгадай», «определим игрушку».

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка.

Игры «Баба Яга», «Три характера».


Режим проведения занятий. В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс психологических занятий «Тропинка к своему Я» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся по подгруппам. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе).

Раздел II. Учебно- тематический план.

Таблица тематического распределения количества часовкурса «Тропинка к своему Я»:

№ п/п

Разделы, темы


программа по классам

Количество часов

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Я-школьник

15

15

-

-

-

2

Мои чувства

18

18

-

-

-

3

Вспомним чувства

4

-

4

-

-

4

Чем люди отличаются друг от друга?

15

-

15

-

-

5

Какой я? - Какой ты?

15

-

15

-

-

6

Я - фантазер.

8

-

-

8

-

7

Я и моя школа.

5

-

-

5

-

8

Я и мои родители.

5

-

-

5

-

9

Я и мои друзья.

9

-

-

9

-

10

Что такое сотрудничество?

7

-

-

7

-

11

Кто я? Мои силы, мои возможности.

13

-

-

-

14

12

Я расту, я изменяюсь.

4

-

-

-

3

13

Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

6

-

-

-

6

14

Хочу вырасти интеллигентным человеком что для этого нужно?

5

-

-

-

5

15

Хочу вырасти свободным человеком что для этого нужно?

6

-

-

-

6

Учебно-тематический план 1 класс.

№ п.п

Раздел

Тема занятия

Количество часов

Форма организации занятия

Результат


п

ф

Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (сентябрь, октябрь).

Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении, целей, бережливость.



1

Я - школьник.

15часов

Цели:

- содействовать осознанию позиции школьника;

- способствовать формированию дружеских отношений в классе;

- развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Знакомство. Введение в мир психологии.

2

групповые занятия

1уровень



Как зовут ребят моего класса.

1

игра

2-уровень



Зачем мне нужно ходить в школу. Методика «Что мне нравится в школе».

2

социопсихологические игры,

1уровень



Мой класс. Коллаж «Тропинка к сердцу моего друга»

2

элементы психогимнастики

2-уровень



Какие ребята в моем классе.

1

групповая дискуссия.

2-уровень



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание нравственных чувств и этического сознания (ноябрь).

Ценности: нравственный выбор, смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.



Мои друзья в классе.

1

игра

1-уровень



Мои друзья в классе (продолжение)

1

игра

2-уровень



Мои друзья в классе (продолжение)

1

элементы тренинга

2-уровень



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (декабрь, январь).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.



Мои успехи в школе.

2

беседа, элементы сказкотерапии

1,2-уровни



Моя «учебная сила». Методика «Моя семья».

2

групповые занятия

2-уровень



2.

Мои чувства.

18 часов.

Цели:

- рассмотреть особенности содержательного наполнения радости, страха, гнева;

-обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

- помочь детям осознать относительность оценки чувств;

- способствовать снижению уровня страхов.

Радость. Что такое мимика.

1

беседа, элементы сказкотерапии

1,2-уровни



Радость. Как ее доставить другому человеку.

1

игра

2-уровень



Жесты.

2

беседа, элементы психогимнастики

1,2-уровни



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (февраль).

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность, доверие к людям.



Радость можно передать прикосновением.

1

игра

2-уровень



Радость можно подарить взглядом.

1

игра

2-уровень



Грусть.

2

беседа, элементы сказкотерапии

1,2-уровни



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (март).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.



Страх.

1

групповое занятие

2-уровень



Страх, его относительность.

1

групповое занятие

2-уровень



Как справиться со страхом.

1

игра

2-уровень



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (апрель).

Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.



Страх и как его преодолеть.

1

игра

2-уровень



Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

групповое занятие

2-уровень



Может ли гнев принести пользу?

1

групповое занятие

2-уровень



Обида.

1

групповое занятие

2-уровень



Направление воспитательной деятельности на занятии:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека (май).

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода и ответственность, доверие к людям.



Разные чувства. Методика «Цветовых выборов»

2

элементы тренинга

2-уровень



Итоговое занятие. Гора «Радости знаний»

1

групповое занятие

2-уровень



Раздел III. Содержание программы. Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Первый класс Раздел 1. Тема 1. Я - школьник. (15часов) Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Как зовут ребят моего класса? Зачем мне нужно ходить в школу? Мой класс. Какие ребята в моем классе? Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя учебная сила.

Раздел 2. Тема 2. Мои чувства.

(18часов) Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника. Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты -наши первые помощники в общении. Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом? Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев. Как справиться с гневом? Может ли гнев принести пользу? Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?

Раздел IV. Обеспечение реализации программы «Тропинка к своему Я» № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество 1. Печатные пособия
Рабочая тетрадь.(1класс) 2012г Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010. - 344с.
2. Технические средства обучения
Магнитофон; Компьютер; Документ камера Интерактивная доска СМАРТ 1 1 1 1 3. Экранно-звуковые пособия
Дискс записями детской и классической музыки.
5. Оборудование кабинета
Столы; Стулья; Шкафы; Магнитофон; Компьютер; Учебная магнитная доска. 10 20 5 1 1 1



Раздел V. Литература

  1. Андрианов М. А. Философия для детей (в сказках и рассказах) Минск, Современное слово, 2009 г. - 280 с.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./Под ред. И.В.Вачкова-М.: Ось-89, 2003г.-168с.
  3. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе/ Под ред. С.В.Кривцовой.-М.:Генезис, 2002.-208 с.
  4. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов и родителей. - М.:Издательство ГНОМ иД, 2000. - 160с.
  5. Сартан П.Н. Тренинг самостоятельности у детей. - М.: Сфера, 2001. - 128с.
  6. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010. - 344с.



© 2010-2022