- Преподавателю
- Начальные классы
- Организация подвижных игр в летнем лагере
Организация подвижных игр в летнем лагере
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Баирлина Г.Ш. |
Дата | 25.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Организация подвижных игр в летнем лагере
Введение
Трудно - тем, кто не любит детей, не умеет планировать время, кто излишне раздражителен и обидчив, кто пытается одновременно выполнять слишком много заданий. Ведь работать приходится 25 часов в сутки - и всегда оказывается что-то не сделано, не доделано, не в порядке. Внимание отнимают все: дети, руководители, другие вожатые.
Вожатых стращают ответственностью и обязанностями, но права и зарплата у них мизерные. Вожатые очень молоды - фактически это еще один старший отряд. Руководитель которого (зам. директора или старший вожатый) тоже несет ответственность и отчитывается перед директором. Если не поддерживать определенный уровень дисциплины - вся работа развалится.
С одной стороны, вожатый - должность самая незначительная. С другой -это руководитель большого коллектива, наставник молодежи, воспитывающий личность. Десятки семей доверили ему самое ценное, что у них есть.
Но на самом деле надо думать не об этом. Значительная часть ответственности перекладывается на плечи администрации лагеря, и вожатые обычно наказываются только за грубые умышленные нарушения. Однако вожатый несет большую нравственно-этическую ответственность: перед детским коллективом, перед детской душой, перед родителями. Наконец, он отвечает перед клиентами (а дети в его отряде - это не "мелюзга", а дорогие гости и клиенты) - за качество пребывания в лагере. Кому-то удобнее представлять себя по отношению к своему отряду вождем, гуру, верховным судьей, старшим братом или поп-кумиром. Но не следует забывать, что вожатый - это еще и менеджер, обеспечивающий доступ клиентов ко всем возможностям отдыха, оздоровления и развития в данном лагере. Бесспорно, организация летнего отдыха имеет огромную значимость для детей младшего школьного возраста. Каждый взрослый понимает, что холодное время года, постоянные умственные нагрузки и жизнь ребенка в стенах дома и школы на протяжении 9 месяцев сильно истощают психологические, физические и эмоциональные силы детей младших классов. Поэтому летние каникулы - это в первую очередь, время для отдыха. Однако летом должна реализовываться иная, дополнительная образовательная программа, которая, помимо умственного отдыха и оздоровления детей, обеспечивала бы развитие их самоопределения, способствовала бы их творческой самореализации, а также предоставляла бы им социальную адаптацию. Именно поэтому, к подобным оздоровительно - образовательным детским учреждениям летнего типа предъявляются самые серьезные требования. Детские летние лагеря должны решать ряд важных и значимых задач. Их деятельность направлена, в первую очередь на выполнение позитивной социализации детей, а также на их физическое, интеллектуальное, эмоциональное, духовное и нравственное развитие. Особой формой существования всех этих сторон жизнедеятельности человека является игра. Игра - это важнейший для развития ребенка процесс познания и обучения. Поэтому, игры для детей в летнем лагере отлично справляются с перечисленными выше задачами, поставленными перед дополнительными образовательными учреждениями летнего лагерного типа. Возраст ребенка - 6-10 лет - это тот период, когда он уже более-менее самостоятелен. В этом возрасте дети интересуются окружающим миром и активно взаимодействуют со своими ровесниками и со взрослыми людьми. Они уже умеют критически размышлять, рассуждать и выстраивать свои мысли. У них уже сформированы основные жизненные ценности и навыки. В этом возрасте дети довольно подвижны, любопытны, открыты для общения и для усвоения новой информации. Они с удовольствием соглашаются на любые эксперименты, на все новое и необычное. Поэтому, для детей возраста 6-10 лет приемлемы подвижные игры, которые учат коллективному взаимодействию, развивают реакцию, силу, выносливость, воображение, память и ловкость. Игры для детей в летнем лагере - это творческая деятельность, где они выражают свое видение жизни, они раскрывают свои мысли, мечты, стремления и чувства. Это самостоятельная деятельность детей, где они объединяются единой целью и совместными усилиями. Поэтому, индивидуальные и компьютерные игрушки в это время уходят на второй план, освобождая все поле деятельности для активных и сюжетно-ролевых игр.
-
КАК ВЫБРАТЬ ИГРУ
большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнование между ними. В небольшом помещении возможности ограниченны. Если детей много, приходится подбирать только малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т. п. Подвижные игры тоже можно проводить (например, соревнования-поединки), но только с очень небольшим числом играющих при условии, что все остальные дети - зрители, болельщики. В этих случаях участников игры надо как можно чаще менять. Помещение, в котором проводятся игры, необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать, чтобы в нем не было грязи и пыли. 3. Инвентарь для игр.Для многих игр нужен инвентарь: мячи, булавы, кегли, обручи, скакалки, эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел и т. п. Составляя программу игр, необходимо обязательно учитывать, какой для них понадобится инвентарь, заранее подготовить все необходимое. В некоторых играх отдельным участникам приходится завязывать глаза. Для этого обычно используются колпаки или повязки. Колпаки можно склеить из цветной бумаги, они должны быть такого размера, чтобы закрывали лицо. Если же в играх используются повязки, то всякий раз, когда повязка переходит от одного игрока к другому, под нее надо подкладывать чистый лист бумаги. Выбор игры зависит и от рода занятий детей до начала и после окончания игр. Если дети долго сидели, занимались умственным трудом, им необходима разрядка. Нужны игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей мяча или другими движениями. После занятий физическим трудом детям лучше поиграть в спокойные, малоподвижные игры, игры на проверку внимания, сообразительности и т. п. Если после занятий подвижными играми детям предстоит вновь умственная работа, надо, чтобы они предварительно успокоились. Для этого очень подходят игры с пением, хороводы. При подборе игр вожатый должен знать любимые игры детей. С этой целью можно опросить всех детей и записать ответы каждого по такой примерно схеме: где играют (дома, на улице, в саду, в парке), когда играют и как часто, с кем играют (с родителями, братьями, сестрами, товарищами, подругами, живущими в одном доме), в какие игры (перечислить названия), какие из них самые любимые (перечислить 5-6 названий), имеются ли дома настольные игры, игрушки (какие).
-
КАК ОБЪЯСНИТЬ ИГРУ
-
ВЫБОР ВОДЯЩЕГО
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем - водишь ты. Но есть и такие считалки, в которых тот игрок, на которого пришлось последнее слово, выходит из круга, и расчет производится сначала. Считают до тех пор, пока останется один участник, который и становится водящим. (Этот способ применяется только тогда, когда участников мало). Например:
Жили-были сто ребят,
Сто хороших октябрят,
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет,
А потом ложились спать.
Начинай считать опять...
Вот примеры нескольких считалок:
Тара-тара - тара-ра!
Вышли в поле трактора!
Стали пашню боронить,
Нам бежать, тебе водить!
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты води!
Где ты был до сих пор?
Задержал светофор.
Красный - ясно -
Путь опасный.
Желтый-то же, что и красный,
А зеленый впереди -
Проходи!
Катилась витаминка
По имени Маринка.
Уроки не учила
И "двойку" получила.
А когда пошла гулять,
Получила цифру "пять".
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана:
"Буду резать, буду бить -
Все равно тебе водить!"
Сценарии некоторых игр:
-
Игры на знакомство
-
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ НА РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ И РЕАКЦИИ:
-
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЕАКЦИИ:
-
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ВНИМАНИЯ:
-
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ЛЕТНЕМ ЛАГЕРЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ:
Заключение Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере представляет собой одно из средств сегодняшнего воспитания подрастающего поколения, является одним из важнейших направлений работы с детьми. Имеет ряд особенностей, которые обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности. Материал данной курсовой работа подбирает спортивно массовые мероприятия, соответствующие определенному возрасту детей, а оставшееся свободное время заполняет другими мероприятиями из общего плана работы лагеря (работа различных кружков, подготовка к конкурсам и т.д.) В каждом лагере организация спортивно-массовой работы будет иметь свои собственности в зависимости от места расположения лагеря, спортивной базы, от способностей, знаний и умений физкультурного руководителя. Важно, чтобы план организации спортивно-массовой работы был составлен в первые дни пребывания детей, и весь коллектив боролся за его выполнение. В процессе работы некоторые мероприятия осуществить не удается, а некоторые придется перенести с одной даты на другую. Отступление от плана допустимо в зависимости от сложившейся обстановки. Физкультурно-массовая работа в летнем оздоровительном лагере, с одной стороны, является составной частью физического воспитания школьников и подростков, а с другой стороны, оказывает весьма сильное влияние на формирование нравственности у ребят, их интеллектуальных и духовных качеств, воспитывает у них готовность к будущей трудовой деятельности и в этом смысле является средством всестороннего и гармонического развития подростков.
ЛИТЕРАТУРА 1.Вайндорф-Сысоева М.Е. Основы вожатского мастерства. Учебно-методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005 - 160 с. 2.В помощь организатору детского оздоровительного лагеря/Под ред. М.Е. Сысоевой. - М.: Московское городское педагогическое общество, 2000. - 120 с. 3.Григоренко Ю.Н. Дневник вожатого: Практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2004 - 80 с. 4.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 202. - 238 с. 5.Дополнительное образование в летнем лагере: авторские программы, занятия кружков/авт.-сост. И.В. Куц. - Волгоград: Учитель, 2007. - 166 с. 6.Коваль М.Б. Ключ к успеху: Пособие для работников учреждений летнего отдыха и оздоровления детей. - М.: НИИ семьи, 1998. - 136 с. 7.Организация летнего отдыха и занятости детей/ Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с. (Административное управление образованием). 8.Организация детского отдыха: Нормативные правовые документы. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с. (Серия «Правовая библиотека образования»). 9.Словарь-справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой - М.: Изд. Юрист, 2002 - 472 с.
10