• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в старшей группе «Семейные обычаи на Руси»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию

в старшей группе

«Семейные обычаи на Руси».

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

  • Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

  • Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый;

  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать мелкую моторику рук.

  • Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

  • Формировать умения, навыки создавать куклу-оберег из лоскутков.

  • Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.

  • Прививать интерес к русской культуре, истории своего народа.

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование:

Костюмы для детей: сарафаны, рубашки, аудиозаписи с русской народной музыкой, мультимедия, мягкие подушки, атрибуты русской избы: чугунок, ухват, лапти, печка, хлеб, соль, деревянная посуда, кукла, колыбелька; уголек, зернышки, монетки, фишки, лоскутки ткани, нитки, колокольчик, угощенье.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, труд, безопасность, музыка, физическая культура,

Примерный ход:

Дети входят в групповую комнату переодетые в элементы русской народной одежды.

Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся с ними по старинному русскому обычаю (дети кланяются, прижав руку к сердцу).

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Посмотрите какие мы с вами нарядные, в самый раз отправится на праздник.

Воспитатель: А вы любите ходить в гости, на день рожденья?

Дети: Да.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать как же в старину праздновали день рождения?

Дети проходят в зону «изба».

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: В русской избе.

Воспитатель: А почему вы решили, что это изба?

Дети: Потому что здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда.

Воспитатель показывает чугунок. Дети, что это?

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Для чего нужен чугунок?

Дети: В нем варили кушать.

Воспитатель показывает ухват, лапти. Дети, а это что?

Дети: Лапти.

Воспитатель: А для чего нужны лапти?

Дети: Их одевали на ноги.

Воспитатель: Посмотрите что стоит на столе?

Дети: Хлеб, соль.

Воспитатель: Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей

Воспитатель: Знаете пословицы о хлебе?

Ответы детей.

Раздается звук плача ребенка.

Воспитатель: Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель: Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет - малыш. Это кукла-малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют ….

Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель: Молодцы. Вот мы и познакомились с … и назвали ему свои имена.

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, здесь для … приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель: А кто знает, зачем нашему … эти вещи?

Дети: Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель: Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему ….

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель: А что говорили, когда клали уголек?

Дети: Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель: А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель: А что говорили, когда клали монетку?

Дети: Будь всегда богат.

Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли …. После купания ребенка одевали. А одевали его не простую одежду, а в отцову рубаху.

Воспитатель: А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети: Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель: Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети: Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель: А когда одевали рубашку, родители приговаривали:

Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель: Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.

Воспитатель: А куда клали спать ребеночка?

Дети: В колыбельку.

Воспитатель: А что же такое колыбелька?

Дети: Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель: Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего … (показывает детям).

Дети: Деревянная, расписная.

Воспитатель: А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. А что такое колыбельная?

Дети: Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Воспитатель: Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….

Дети поют совместно с воспитателем:

«Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю…»

Воспитатель: Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток. Давайте поиграем с вами в интересную игру по ознакомлению с предметами быта. Внимательно слушайте и правильно отвечайте. За правильный ответ вы получите фишки.

Воспитатель: Молодцы. А у нашего …. сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для … - и не простой подарок, а настоящий оберег. Это предмет, который защищал и охранял людей от бед. Послушайте, как звучит слово - оберег - оберегает, значит. А когда малыш рождался, оберег ( куколку) клали рядом с ним, приговаривая:

«Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»

Дети, я предлагаю сделать для нашего… оберег. Объеденитесь парами по цвету ваших фишек и садитесь за стол мастарить подарок для ….

Рассаживает детей парами за стол, напоминает об осанке за работой, помогает детям, показывает образец. (Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Если ребенок закончил - Какими элементами ты расписал? Какого цвета?)

Воспитатель: Будете выполнять парами, помогая друг другу. На столах я уже вам приготовила все, что необходимо для оберега. Для этого нам понадобятся лоскутки ткани. Будем работать по схеме.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы - оберега. (Использование русской народной мелодии во время труда детей).

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Воспитатель: Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. Поиграем в русскую подвижную игру «Горелки».

Игроки встают в круг, взявшись за руки. Водящий встает в центр. Все хором громко говорят или распевают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги!!!

При слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало колонны, обегая ее с разных сторон (один - слева, другой - справа), кто первый вернется на место тому и водить.

Воспитатель: Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим … наши обереги и пусть каждый пожелает … что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Воспитатель: Спасибо за работу вашу, за старание ребята, вам понравился День рождения ….? На Дне рождения принято угощать гостей. Пусть каждый из вас скажет и положит в этот горшочек что нового узнал, новые слова? Чему научились? Я рада, что вы много знаете о народных традициях. Вот и угощение готово, сладости - петушки на палочке. А теперь пора возвращаться домой. Дети прощаются и уходят.


© 2010-2022