Доклад «Словарная работа как одно из важнейших направлений развития связной устной речи младших школьников»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад

«Словарная работа как одно из важнейших направлений развития связной устной речи младших школьников»

В сотрудничестве, под руководством,

с чьей-то помощью ребенок всегда

может сделать больше и решить

более трудные задачи,

чем самостоятельно.


Л.С. Выготский
Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит, и коллективного труда. Современная программа предъявляет высокие требования к речевому развитию школьников. Развитие речи - процесс сложный, творческий. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, развивать у него умение общаться, излагать свои мысли - сложное и кропотливое дело. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразии. Развивать речь детей - значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей. Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная речь - показатель его умственного развития. Однако, с каждым годом среди детей, поступающих в первый класс, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. Дети не могут высказать свое собственное мнение, поддержать беседу. Имея педагогический стаж работы учителя начальных классов более 30 лет, я поняла, что наиболее острой и актуальной сегодня является проблема развития речи у младших школьников. Решение данной проблемы заключается в создании благоприятных условий для формирования связной речи у каждого школьника путем выполнения следующих задач:

  • исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;
  • обогащение словарного запаса учащихся;
  • совершенствование диалогической и монологической форм устной речи;
  • выработка умения связно и логично излагать свои мысли в устной форме.
Г.И. Щукина в своей работе «Теория развития познавательного интереса» отмечает, что активизация учащихся происходит при помощи речевой деятельности, сопровождая весь учебный процесс, включая учителя и учащихся в общение, в котором развивается культура речи, умение найти точное слово для выражения своих мыслей. Впервые научно обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л.С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «смысл» и «значение», учение о структуре внутренней речи, процесс перехода от мысли к слову. Теория порождения речи, созданная Л.С. Выготским, получила дальнейшее развитие в трудах отечественных авторов (А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Л.С. Цветкова, И.А. Зимняя). В современной методике данная проблема широко освещается в работах М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Г.И. Сорокиной и других авторов. В работе по развитию речи они выделяют следующие направления:
  • работа над звуковой стороной речи,
  • словарная работа,
  • работа над предложением, словосочетанием,
  • развитие связной речи.
В данной статье подробнее остановлюсь на словарной работе. Словарная работа - это основной фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль. Работа со словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации. Уточнение словаря. Постоянно ведется работа над уточнением словаря на всех уроках. Часто учащиеся не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по развитию навыка вникать в смысл слова, у детей нет образа за словом. Приведу фрагмент урока по теме «Проверяемые и проверочные слова». 1.Мясные (блюда) - мясо (слова написаны на доске). Назовите проверочное слово. Назовите проверяемое слово. От какого слова образовано слово «мясные»? 2.На доске написаны слова: С…сновые (шишки)-… к…тенок (маленький)-… уд…вительная (бабочка)-… м…рская (волна)-… с…ленный (огурец)-… От какого слова образовались эти слова? Спишите, вставляя пропущенные безударные гласные. Поставьте ударение, выделите безударную гласную. Назовите проверяемое и проверочное слова. Такие упражнения побуждают детей вникать в смысл слова, помогают отрабатывать навык проверки слов с безударной гласной в корне. Проводить их необходимо систематически, чтобы достигнуть хороших результатов. Обогащение и активизация словаря. Активный словарь у детей невелик. Однако и этот небольшой запас слов многие не всегда умеют использовать в своей речи. С целью активизации словаря работу можно проводить поэтапно: 1.Толкование слова с помощью одного или нескольких приемов:
  • Контекста;
  • Подбора синонима или антонима;
  • Оборота, включающего в себя уже известное однокоренное слово;
  • Описательного оборота.
2.Чтение и запись слова (работа над орфоэпией и орфографией). 3.Работа над образцами употребления слова (готовыми словосочетаниями и предложениями). Приведу примеры. АГРОНОМ - специалист по улучшению земледелия. (В нашем хозяйстве хороший агроном). Слово образовано от греческих агрос - «поле, земля» и номос - «закон». Изначально агроном - «знающий законы земледелия».
  1. Напишите слово, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Разберите его по членам предложения, выпишите словосочетания.
  3. Допишите:
Агроном (какой?) дипломированный, главный,… БЕСЕДА - разговор, обмен мнениями. (Наша беседа по телефону длилась целый час). Слово беседа образовалось из слов без и сида - «скамейка». Изначально беседа - «сидение вне дома», затем «разговор во время такого сидения».
  1. Напишите слово, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и выделите слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
  3. Вставьте пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицу: Б…седа д…рогу к…р…тает, а песня - р…боту.
ПУТЕШЕСТВИЕ - поездка или передвижение пешком по каким-либо местам, странам. (Магеллан на кораблях отправился в путешествие вокруг света.) Слово образовалось от двух слов - путь и шествие (старинное значение - хождение).
  1. Напишите слово, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и разделите на слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом. Разберите его по членам предложения, выпишите словосочетания.
  3. Подберите близкие по значению слова (синонимы).
ОВЦА - небольшое домашнее животное, от которого получают мясо и шерсть. (На поляне паслось несколько овец). Очень древнее слово. Когда-то было родственным слову овен - «баран»
  1. Напишите слово, проговаривая его по слогам, выделите орфограмму, поставьте знак ударения и выделите слоги.
  2. Придумайте и запишите предложение с этим словом.
  3. Вставьте пропущенные буквы. Спиши и объясни пословицы:
Одна паршивая …вца все стадо портит. Не прикидывайся …вцою - волк с…ест. 4.Работа над семантическими связями слова. Приведу пример некоторых заданий.
  1. В каждой строчке найди однокоренные слова:
  • добрый, чуткий, доброта;
  • нежный, ласковый, нежность;
  • отзывчивый, душевный, сердечный;
  • равнодушие, равнодушный, безразличный.
Выпиши однокоренные слова, выдели корень. С любым из этих слов устно составь предложение. 2. Подбери однокоренные слова к словам: Уважение, вера, отзывчивый. В толковом словаре найди значение этих слов и запомни. За что можно уважать человека? Каждый ли человек достоин уважения? 3. С какими из приведенных ниже существительных можно сочетать слова жестокий и жесткий? Человек, слова, расправа, ветер, мороз, почва, волосы, матрац, рука, поступок, сроки. Понимание слова зависит от многих причин, прежде всего - от степени «нужности» этого слова ребенку. У школьника должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у детей есть соответствующая мотивация, они готовы к тому, чтобы усвоить данное слово, используя его в своей речи. Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал дает возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. 1.Игра «Кто больше напишет слов». Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы. Кто больше подберет синонимов, тот и выиграл. 2.Игра «Наоборотки». Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово дается жетон. 3.Игра «Магнит». На доске помещен рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей - небо с темными тучами, та же поляна, но идет дождь. Левая часть магнита притягивает добрые слова, правая - слова с противоположным значением. Дети прикрепляют к доске карточки со словами: добрый - злой деликатный - грубый дружба - вражда гуманный - жестокий отзывчивый - равнодушный нежно - грубо 4.Игра «Пятиминутка». Найдите слова - близнецы. Однажды кот подкрался к попугаю: Сейчас тебя я, братец, попугаю.
Медведь в лесу, не зная правил, Однажды мотоциклом правил. 5.Игра «Слева направо, справа налево». Отгадайте слова, которые слева направо обозначают один предмет, а справа налево - другой. Дорога - сорт яблок (тропа - апорт) Шум - волшебник (гам - маг) Овраг - попадание в ворота (лог - гол) Птица - нелегкий характер (ворон - норов) Музыкальное произведение - след от раны (марш - шрам)
При специально создаваемых определенных педагогических условиях возможно формировать у детей правильную устную речь. Она становится более совершенной, пополняется словарный запас младших школьников, их ответы становятся выразительными. Повышается результативность таких мыслительных процессов, как классификация, обобщение, сравнение, исключение лишнего. Продуманная методика работы обеспечивает возможность лучшего усвоения учебных материалов, развития устной речи, формирования интереса к учебной деятельности в целом.

Список литературы:


1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1990. 2.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991. 3.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1975. 4.Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М., 1975.

© 2010-2022