Конспект урока по окружающему миру: Вода на земле и ее значение 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока
Предмет: окружающий мир Класс: первый Тема: Вода на Земле и её значение Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме. Тип урока: открытие новых знаний Цели:

  • Образовательные: дать представление детям о роли воды для человека, для живых организмов, для природы; расширить общий кругозор;
  • Развивающие: развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, переносить ранее полученные знания на новый учебный материал; способствовать развитию творческой активности;
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к водным ресурсам.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод. Средства обучения: мультимедиапроектор, карта полушарий, картинки растений и животных, обитающих в водоёмах, модели Земли и части, которую занимает вода на Земле для практической работы. Учебные пособия:
  • Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (учебник), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007;
  • Н. Я.Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», 1 класс (рабочая тетрадь), Самара, корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2007.

Ход урока


I ЭТАП: Организационный Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация); создание положительной эмоциональной атмосферы. Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод. Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная. Содержание деятельности: 1. Организация начала урока а) Считалочка: Прозвенел и смолк звонок, Начинаем мы урок. Улыбнулись, подтянулись, Друг на друга посмотрели И спокойно, тихо сели. б) Слова учителя (к классу): - Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы. Методы и приёмы: словесный и проблемный методы. Формы организации деятельности: фронтальная + групповая Содержание деятельности: 1. Чтение учителем стихотворения: Блистают звёзды, цвет меняют горы, Снега сползают, розы опадают. Мне очень жаль людей, которых На свете ничего не удивляет. - А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…) - Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку. 2. Загадка: Я бегу струёй из крана, Бью ключом из-под земли, Укачаю в океанах Великаны корабли. (Вода) - Как вы догадались? О чём мы будем говорить на уроке? Тема нашего урока «Вода и её значение на Земле» (1 слайд) 3. Заполнение в паре 1 и 2 столбца таблицы (2 слайд):

Знаю

Хочу знать

Узнал Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет… Для чего на Земле нужна вода? Нужно ли её беречь?
(Примечание: после работы в паре, таблица заполняется в режиме работы интерактивной доски. З столбец в течение урока точно так же.) - Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения. III ЭТАП: Открытие новых знаний Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы. Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод. Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная Содержание деятельности: 1. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (3 слайд)

Капля воды дороже золота - Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды) - Первое из природных богатств, с которым встречается человек - это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. - Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду). 2. Работа в рабочей тетради №11 - Рассмотрите картинки. Что вы на них видите? Какой вывод можете сделать? (Человек не может без воды). - Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней). - Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды - не более 4 - 5 дней. А знаете почему? - Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды. 3. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива (4 слайд). - Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл). - Почему растение завяло? (Его не поливали). - Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода). 4. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются (5 слайд). - Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться). - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут. Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек, И поэтому всегда всем везде нужна вода. - Подведём итог и заполним первую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода - эта сама… Жизнь. А, соблюдая личную гигиену, мы сохраняем своё … Здоровье и свою … Красоту.

1. Вода - это жизнь, красота и здоровье.

Физминутка «Если весело живётся»


5. Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» - Хотите узнать, откуда пришла вода? Об этом нам расскажут дети. 1. Спросил на днях малыш сосед У струйки, льющейся из крана: - Откуда ты? Вода в ответ: Издалека, из океана. 2. Потом малыш гулял в лесу, Росой искрилась вся поляна. -Откуда ты? - спросил росу. - Поверь, и я из океана. 3. На поле лёг туман седой. Малыш спросил и у тумана: - Откуда ты? Ты кто такой? - И я, дружок, из океана! 4. - Ты, газировка, что шипишь? И из бурлящего стакана Донёсся шёпот: - Знай, малыш, и я пришла из океана. 5. Удивительно, не так ли? В супе, в чае, в каждой капле, В звонкой льдинке, и в снежинке, И в дождинке, и в росинке Нам откликнется всегда Океанская вода. - Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»? - Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Сколько же воды в Мировом океане? 6. Работа по карте полушарий - Рассмотрите карту нашей планеты. Какого цвета вода на карте? (Голубого цвета). - Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части - это вода. 7. Практическая работа в группе - Из предложенных частей выбери ту, которую занимает вода на земле. Работа детей в группе. Проверка на слайде (6 слайд) 8. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой (7 слайд на фоне карты полушарий): камыш, сом, трясогузка белая. - Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой). Дополнительные сведения. Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон. Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом - великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду. Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их. 9. Практическая работа в группе - Выберите среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепите эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)… - Подведём итог и заполним вторую строчку в 3 столбце нашей таблицы. Для многих растений и животных вода - это…Дом.

2. Вода - дом для многих растений и животных.

Физминутка «Море волнуется»
10. Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль (8 слайд) - Назовите, одним словом. (Транспорт). - Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный). - Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода - это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей). - По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. - А как ещё в быту человек использует воду? Рассмотри картинки в учебнике стр. 12 - 13. Они тебе помогут. (Вода в батареях, в кране, гидростанция). - Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. - Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода - это… Помощник.

3. Вода - помощник человека. 11. Опыт. Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном - пресная вода, в другом - солёная. - Какая вода нужна человеку, растениям, животным? (Пресная). - К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза. Об этом нам расскажет видеописьмо. Но оно состоит из нескольких частей. 12. Практическая работа в группе Соберите видеописьмо в группах. Проверка (9 слайд) - Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют) - Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды). - Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить). - Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек). - С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой»?

Берегите воду!
IV ЭТАП: Домашнее задание Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Методы и приёмы: словесный метод. Форма организации деятельности: фронтальная Содержание деятельности: - Я вам предлагаю дома нарисовать плакат «Берегите воду!».
V ЭТАП: Подведение итогов. Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Методы и приёмы: словесный метод. Форма организации деятельности: фронтальная Содержание деятельности: - Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: «Почему надо беречь и охранять воду?». Поможет ответить заполненный нами 3 столбик таблицы.

© 2010-2022