Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме Восточно-Европейская равнина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока окружающего мира в 3-м классе

Предмет, класс

Окружающий мир

3 класс

Тема урока,

урока

Восточно-Европейская равнина

Урок № 24

Тип урока

Комбинированный

Вид урока Формирование новых знаний

Цель урока

раскрыть гипотезы о происхождении восточных славян; дать характеристику личностных качеств древних славян;

Задачи урока

обучающие

познакомить с внешним видом восточных славян, с географическим положением, природными условиями Восточно-Европейской равнины; развивающие

развивать логическое мышление, умение работать с картой; начать формирование представлений о жизни древних славян.

воспитательные

Воспитание ответственного отношения к учебной деятельности, любви к школе, уважения к труду учителя.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения


Личностные: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование

  1. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

  2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

  3. физическая карта России,

  4. высказывания об истории поэтов, писателей.

  5. Рисунок «Дерево успеха», карточки «плоды и листья».



Этап урока, его цели.

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Цель:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Добрый день! Я рада видеть каждого из вас.

Пусть осень прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

1. Предлагаю всем встать в круг и урок начать с игры, которая называется "Поменяйтесь местами те,…"

- Поменяйтесь местами те,

Кто готов к уроку;

Кто любит уроки окружающего мира;

Кто хорошо помнит, о чём вели речь на прошлом уроке;

Кто любит проводить опыты и эксперименты.

2. Прошу сесть на свои места

Руки?
Ноги?
Локти?
Спина?

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, проводит игру

Мотивирует учащихся на работу.

Приветствуют учителя.

Встают в круг, выполняют соответствующие действия.

Рассаживаются на свои места и отвечают хором:

На месте!
На месте!
У края!
Прямая!

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

2.

Актуализация знаний.

Цель:

А)Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Проверка д/з.

Организует проверку домашнего задания с помощью мини-теста, проводит параллель с ранее изученным материалом.

Отвечают на вопросы по содержанию домашнего задания.

Регулятивные:

Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:

Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Р а б о т а с к а р т о й. Повторение изученного. - Определите географическое положение, рельеф, реки, озера, климат и особенности природных зон Европы. - Обсудите полученные результаты.

Ученики работают по карте на форзаце учебника, дополняя ответ ученика у доски.

Познавательные:

Развивать операции мышления (выявлять сходство и различия объектов, классифицировать объекты по существенному признаку)

Коммуникативные:Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.

3. Введение в тему урока. Постановка целей урока.

Цель:

А) Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и его цель.

Б) Согласовать цель и тему урока.




- Посмотрите на карту Европы. Найдите Карпатские горы. Они как будто делят Европу на две части. Какие? (Западную и Восточную.) Давным-давно в Карпатах и вдоль рек, что текут с этих гор, жили племена славян. Не было тогда трех разных народов - русского, украинского и белорусского. Складывалась одна древнерусская народность, жившая на огромной территории от Балтийского до Черного морей. Эту огромную территорию населяли племена с похожими обычаями и языком.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи.

Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Высказывают предположения. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу.

Познавательные:уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные:

Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. - Вспомните схему расселения человечества из жарких стран по всей Земле. - В этом году мы делаем первые робкие шаги в изучении вопросов родной истории. Прочитайте высказывания, записанные на доске. О чем в них говорится?  История в некотором смысле есть священная книга народов… завет предков к потомству, дополнения, изъяснение настоящего и пример будущего. (Н. Карамзин.)  Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью. И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. С. Никитин - Найдите на физической карте России Восточно-Европейскую равнину. Расскажите о ее географическом положении, рельефе, реках, озерах, климате. В глубокой древности на территории Восточной Европы жили восточные славяне - предки русских, украинцев и белорусов. - По каким историческим источникам удалось узнать о жизни восточных славян? (По вещественным и устным. Раскопки славянских поселений, древние книги и сказания помогли ученым узнать о жизни и труде восточных славян.) - Давайте начнем изучение жизни наших предков с ознакомления с материалом по их расселению на Восточно-Европейской равнине. - Откуда пришли славяне? Что послужило причиной переселения на Восточно-Европейской равнине?


Ответы детей: О значении истории для человечества; о равнине.

4. Формирование новых знаний.

Цель: Уточнить и расширить знания учащихся.


Р а с с к а з «Каковы были славяне, наши далекие предки?». По описаниям древних историков, они были бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоду, свойственную северному климату, сносили голод и всякую нужду. Славяне удивляли греков своей неутомимостью и быстротой. Они мало пеклись о своей наружности, считая, что главной красотой мужчин является крепость тела, сила в руках и легкость в движениях. Греки хвалили славян за стройность, высокий рост и мужественное приятное лицо. Славяне в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли. Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. - Представьте, что страница вашей тетради - Восточно-Европейская равнина. «Проложите» на ней в соответствии со сторонами света основные реки и «расселите» племена восточных славян. До сих пор существует множество объяснений происхождения названия «славяне». Одни считают, что оно произошло от древнего названия Днепра - Славутич, что означает «люди, живущие у воды». Другие связывают его со «словом», то есть люди, которые говорят ясно, понятно. Третьи доказывают, что название образовано от «слава» и означает «славный, хвалимый». - Какая версия вам кажется наиболее правильной? Объясните свой выбор. Несколько поселений составляли общину. Чтобы не умереть с голоду и пережить долгую холодную зиму, человеку приходилось затрачивать огромные усилия. Вначале нужно было подготовить землю для посева. Для этого еще зимой выбирали участок и вырубали лес для весеннего посева. Жизнь на бескрайних открытых пространствах, борьба с нашествиями кочевников не могли не сказаться на ходе российской истории, на национальном характере народа. Мы увидим, что история России имела свои неповторимые особенности.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло! Слово «хлеб» исконно для славянских языков. Как и откуда пришло оно, общепризнанного ответа нет. Ученые высказывают много соображений, что оно обозначает. А что сказали бы вы? Также много трактовок дают ученые по поводу значения слова «Русь», кто из них прав, а кто - нет, неизвестно. - Найдите различные версии значений слов «хлеб» и «Русь» и познакомьтесь с ними. - За что вы любите свою Родину?

Рассказ учителя

























Организует беседу, помогает сделать вывод

















Работа с текстом учебника





Отвечают на вопросы учителя, Высказывают свои мнения и предположения

Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Познавательные:

Классифицировать объекты.

Коммуникативные:

Проявлять активность в коллективной деятельности.







Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные:

Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Цель:

А) Зафиксировать новое содержание урока.

Б) Оценить результаты учебной деятельности.

В) Согласовать домашнее задание.



Домашнее задание - Наш урок подходит к концу. - Что интересного вы узнали о наших предках-славянах?

2. "Дерево успеха"

Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - выберите плод.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - цветок.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно - жёлтый листочек.

Прикрепите свою самооценку на наше дерево успеха.



Прочитать рассказ Б. Прилежаевой-Барской «Как жили наши предки-славяне».

А теперь прошу, ребятки,
Быстро встаньте по-порядку.
И нетрудно всем понять,
Что урок пора кончать.
Все старались, не ленились
И многому научились.

Организует беседу, связывая результаты урока с его задачами.

Организует фиксирование содержания.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.



Записывают домашнее задание в дневник.

Отвечают на вопросы учителя.

Оформляют «Дерево успеха»





Убирают свои рабочие места.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи).

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные:

Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.




© 2010-2022