Авторская воспитательная система Радуга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработала:

учитель начальных классов

I категории, классный руководитель 2 класса Б,

МОАУ «СОШ №10»

НИКИТИНА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА





Воспитательная система

2 класса Б

«Солнышко»Авторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система РадугаАвторская воспитательная система Радуга

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Сроки исполнения: с 2013 - 2017 учебный год

Цель программы: создание условий для максимального разностороннего развития личности каждого ученика и подготовка к самореализации в жизни с опорой на общечеловеческие ценности

Задачи программы:

  1. Создание комфортной воспитывающей среды жизнедеятельности всех участников воспитательного процесса.

  2. Создание содружества единомышленников, осуществление сотрудничества и взаимодействия между ребёнком, педагогом и родителями.

  3. Создание оптимальных условий для развития личности каждого ребёнка на основе знания его индивидуальных способностей, склонностей, потребностей.

  4. Предоставление возможностей каждому ребёнку на самоопределение, самовыражение, самореализацию и самореабилитацию.

  5. Обеспечение условий для развития здоровой свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

Принципы программы:

  • природосообразность

  • дифференциация

  • индивидуальность

  • сотрудничество

  • опора на интересы и потребности учащихся

  • демократичность воспитательного воздействия

  • системность

  • успешность

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Пояснительная записка

" Ребенок вырастает человеком там,
где царит надежда на лучшее, а не страх перед худшим".

С. Соловейчик.

В последнее десятилетие воспитательная деятельность в образовательных учреждениях претерпевает изменения. Предпринимаются попытки привести цели, содержание и способы организации воспитания детей в соответствии с реалиями нынешнего состояния и перспективами развития Российского государства и общества. Важное звено в модернизации воспитательной практики - обновление деятельности классного руководителя, являющегося ключевой фигурой во взаимодействии с детьми и их родителями. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность всех осуществляемых преобразований.

Во многом именно от учителя зависит, какие ценности для ребенка станут наиболее важными. На мой взгляд, главная задача учителя начальных классов (как воспитателя) помочь ребенку стать личностью, успешно найти свое место в жизни.

Принимая первый класс, я в течение месяца внимательно знакомлюсь с детьми, присматриваюсь к ним. Одновременно начинаю определять для себя те основные направления, по которым хочу развивать детей в последующие четыре года. Таким образом, с самого начала я определяю, к какому конечному результату я должна прийти.

Для себя я составляю программу всей воспитательной работы на четыре года. Анализируя современное состояние общественной жизни, считаю важным в своей работе - "гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности" (Закон "Об образовании"). Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом с тем, у кого неудача, воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни - вот те маяки, на которые мы будем равняться. Авторская воспитательная система Радуга

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

В своей программе построила работу с детьми по шести направлениям:

" Мой мир знаний", " Мой образ жизни", " Мое здоровье", "Мой досуг",

" Гражданин", " Моя семья - моя радость".

Работа по данным направлениям реализуется через организацию классных часов, конкурсов, игр, КВНов, проектов, внеклассных мероприятий. Через совместную деятельность родители могут увидеть, как учится и развивается их ребенок в коллективе, перестают относиться к школе, как посторонние наблюдатели.

Содержание программы "СОЛНЫШКО" соответствует возрастным особенностям ребенка, его интересам и потребностям. Она ориентирована на воспитание в человеке ответственности, порядочности, уважения мнения других людей, чувства коллективизма и взаимопомощи.



Авторская воспитательная система Радуга













Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Функции классного руководителя

в начальной школе.

Функции

Деятельность

1. Информационно-

аналитическая.

Формирует банк данных об учащихся; о возможностях родителей в воспитательной работе. Осуществляет анализ состояния учебно-воспитательного процесса в классе.

2. Мотивационно - целевая

Определяет цели и задачи воспитательной работы совместно с родителями.

3. Планово -

прогностическая

Совместно с родителями и учениками класса прогнозирует развитие классного коллектива. Осуществляет планирование воспитывающей деятельности.

4. Организационно -

исполнительская

Организует выполнение намеченных классных мероприятий, оказывая помощь органам ученического самоуправления и привлекая к выполнению родителей.

5. Контрольно -

оценочная

Совместно с органами классного самоуправления контроль и оценку учебно-воспитательного процесса.

6. Регулятивно -

коррекционная

Обеспечивает создание условий для формулирования и развития личности учащихся и классного коллектива.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Цель воспитательной работы:

Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей, воспитание человека, живущего в согласии с самим собой и окружающим миром.

Задачи:

  • Формировать интеллектуальную культуру учащихся.

  • Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения, сознательное отношение к своим обязанностям.

  • Прививать навыки здорового образа жизни.

  • Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности

  • Способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся.

  • Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

2. Актуальность.

В концепции модернизации российского образования определенна приоритетность воспитания:

«Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»

Воспитательная тема, над которой я работаю - «Становление личности ребёнка в начальной школе».

Набирая учеников в 1 класс, я сталкиваюсь со следующими трудностями:

Во - первых , формируются две группы: одна - дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа - «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя - тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.

Вторая трудность - единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребёнка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.

В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.

Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учёбе, я обнаружила следующие противоречия:

  • нетерпимость детей друг к другу

  • неумение трудиться на общее благо

  • эгоизм, дефицит общения

  • негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребёнка

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:

  1. организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребёнка

  2. создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребёнка

В условиях резкого расслоения и небывалой разнородности нашего общества социально значимые ценности отошли на задний план, стали преобладать сословные ценности, связанные с выживанием, личным успехом и благополучием.

Разброс в ценностных ориентирах людей сегодня очень велик.

Б.С. Гершунский предложил важнейшие приоритеты, имеющие судьбоносное значение для будущего человеческой цивилизации: Человек - Вера - Знание - Воля - Будущее - Жизнь, выделил сферу образования, в которой фокусируются признаки указанных выше приоритетов.

В.А. Караковский выделил приоритетные фундаментальные ценности: Человек - абсолютная ценность; Мир человека - это взаимодействие людей; Семья - структурная начальная единица общества; Труд -основа человеческого события; Знания - результат творческого труда; Культура - богатство человечества, высшее проявление творческих сил и способностей человека; Отечество - единственная уникальная для каждого родина, данная ему судьбой, доставшаяся от предков; Земля - общий дом человечества; Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами - главное условие существования Земли, человеческой цивилизации, без этих ценностей нет, нет и не может быть ни порядочных людей, где бы то ни было, ни материальной культуры, ни нормальной экономики и потому не может быть нормального уровня жизни общества.

Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.

Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: «Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и всё совершенствовать».

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Воспитание - это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: «Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребёнок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!»

В центре организации учебно - воспитательного процесса стоит личность ученика, его интересы, успехи. Основная моя задача как учителя и как классного руководителя - создать в классе такие условия, при которых дети могут учиться в силу своих способностей. С самого начала работы с классом, я работаю над созданием психологически комфортной атмосферы. Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Мы за сотрудничество.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

3.Цели и задачи воспитательной системы. Основными идеями, которые легли в основу моей воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного развивающего пространства. Воспитательная система построена на следующих принципах: 1.Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир как на основу здорового образа жизни. 2.Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребёнка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни). 3. Принятие ребёнка как данности (то есть признание права ребёнка на данное поведение и производимый им выбор). Разрабатывая концепцию воспитательной системы, определила, что система воспитания - это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующий в опыте, в практике заданные цели воспитания. Своеобразное подтверждение этого тезиса можно найти в позиции Е.Н. Степанова, отстаивающего правомочность употребления понятия «воспитательная система класса». Он определяет её как «…способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива». Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель. Цель воспитательной системы начальной школы - формирование личности ребёнка на основе общечеловеческих ценностей. В современном обществе, где фактически потеряны многие гуманистические ценности, становится наиболее важным пробудить в детях «доброе сердце», научить чувствовать чужую боль, воспитать патриотизм. Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

Цель моей воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины. Задачи воспитательной деятельности:

  • Изучение личности ребёнка, принятие его и оказание ему поддержки.
  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.
  • Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни.
  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно - правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
  • Взаимодействие с семьёй.
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направленна на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
  2. Воспитывать сознательное отношение к учёбе, стремление самостоятельно получать знания.


  1. Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
  2. Воспитывать толерантность.
В каждом ребёнке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребёнок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения даёт возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления её наклонностей и потенциальных возможностей. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности. За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьёшься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребёнка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направит их познавательную активность в нужное русло? Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей. Благодаря им была достигнута педагогически целесообразная согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников. Многолетние искания, изучение педагогической литературы, проверка теоретических положений в прктической деятельности позволили создать воспитательную систему класса.





«Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший надёжный человек»

К.Д. Ушинский

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.





Воспитательная система включает в себя следующие компоненты:

1.Индивидуально групповой компонент.

Мой педагогический стаж - 16 лет, я работаю учителем начальных классов, являюсь учителем первой категории. Я всегда считала, что нужно найти ключ к каждому ребёнку, помогая ему раскрыть свою индивидуальность, развить лучшие черты характера и способности. Я стараюсь использовать свои знания, силы, способности и накопленный опыт в воспитании и обучении учащихся. Я стараюсь помочь каждому, не жалея ни времени, ни сил. Я с удовольствием участвую в различных педагогических и методических конкурсах. Несмотря на мой небольшой опыт работы в школе, я была награждена в 2008 году грамотой за большой вклад в формирование у учащихся навыков здорового образа жизни на школьном уровне, в 2008 году была награждена дипломом за 2 место в конкурсе «Самый здоровый класс» на городском уровне, в 2009 году была награждена дипломом за активное участие в региональном конкурсе «Я- исследователь», в 2009 году награждена за участие в городском конкурсе методических материалов и разработок «Мир детей в пространстве взрослых», в 2009 году награждена дипломом за участие в городском конкурсе «Урок года -2009», в 2010 году была награждена дипломом первой степени за победу в городском конкурсе «За чистоту родного края», в 2011 году грамотой за второе место в областном дистанционном конкурсе «Краеведческий калейдоскоп», в 2012 году награждена Почётной грамотой Управления образования г. Бузулука за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения. Я считаю, что моя жизненная и педагогическая позиция является активной и творческой.

Моё кредо составляют такие идеи:

- Внимание каждому ученику: каждый ребёнок оригинален, интересен.

- Не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности ученика.

Класс в котором я работаю сейчас я набрала в 2009 году. Чтобы ответить на вопрос: «Кого же мне придётся воспитывать?», я изучила индивидуальные характеристики личности каждого ребёнка, побеседовав с воспитателями детского сада, который посещали мои дети, проведя анкетирование родителей, я изучила физиологические особенности, особенности интеллекта, познавательные интересы, увлечения, отношение к учёбе. Для знакомства с классом я использовала различные формы, методы и приёмы работы. Эта работа помогла мне познакомиться с классом, смоделировать и построить воспитательную систему класса. В ходе работы с ребятами в первом классе я поняла, что большинство ребят активны по натуре, обладают достаточными творческими возможностями. Очень много детей,

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.которые имеют качества лидера. Такие как Уварова Анастасия, Нестерова Анастасия, Ушакова Полина, Юдин Юрий.

В классе присутствуют и участники - исполнители. Они могут быть безынициативными, но желание активно участвовать в деле может стать залогом хорошей работы в будущем. Такие ребята требуют более кропотливой индивидуальной работы. Надо активно включать их в практические дела, доверять им, предоставлять больше возможностей для проявления самостоятельности. Для того чтобы дать детям проявить себя, раскрыть свои способности не только в классе, необходимо принимать участие во всех мероприятиях, которые проводятся в школе. Причём делать это не ради участия, а делать так, чтобы можно было гордиться своими результатами. А самое главное, все дела должны проходить при непосредственной поддержке и участии родителей.

2.Ценностно - ориентационный компонент.

Цель - создание условий для развития образованной и воспитанной личности каждого учащегося с активной жизненной позицией.

Приоритетная задача: привести в действие, «заставить застучать» внутренний мир ребёнка, помочь раскрыться личности.

Задачи:

1.Формирование ценностного отношения к природе как общему дому человечества;

2.Формирование ценностного отношения к нормам культурной жизни;

3.Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни;



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Личность



Перспективы жизнедеятельности классного сообщества - образованная и воспитанная личность

1.Я планирую своё будущее, выбираю профессию. Учусь быть самостоятельным.





2. Я развиваю в себе умения и воспитываю толерантность. Учусь строить отношения.





3. Я познаю себя и раскрываю свои возможности. Учусь ставить цель и добиваться её.





4.Я формирую характер. Учусь следовать нормам культурной жизни.





5.Я понимаю, что является частью природы. Учусь приносить пользу малой родине.





Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.3.Функционально - деятельностный компонент.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая носит личностно - ориентированный и творческий характер.

«Я и моё будущее»

«Я и моё «Я»»

«Я и природа»

«Я и культура»

«Я и общество»

ЛичностьПроцесс формирования личности будет успешным в том случае, если школьников вовлечь в различные виды деятельности: познавательную, ценностно - ориентированную, трудовую, художественно - творческую, физкультурно - оздоровительную и др. В основе воспитательной деятельности лежит систематизация воспитательных дел и мероприятий, связанная с развитием потенциалов личности. Все воспитательные дела и направления объединены в тематические программы.



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Программы позволяют использовать различные формы совместной деятельности и общения:

  • тренинги;

  • коммуникативные игры;

  • часы общения;

  • индивидуальные беседы;

  • викторины;

  • олимпиады;

  • конкурсы;

  • соревнования;

  • турниры;

  • встречи с интересными людьми;

  • походы, экскурсии;

  • коллективные творческие дела;

  • беседы;

  • классные часы;

  • вечера семейного отдыха;

  • создание фотоальбома;

  • родительские собрания и тд.

Правильный подбор способов и средств воспитательной деятельности и умение вовлечь в увлекательную форму определяет успех и эффективность воспитательного плана работы.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находится в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы.

Методы воспитательного процесса.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

Методы формирования взглядов, убеждений, идеалов личности.

индивидуальные беседы

словесные методы

анкетирование

объяснения

анализ информации

тестирование

анализ образца

наблюдение

жизненный факт

подключенное наблюдение

показ

наблюдение родителей

метод «педагогического инструктажа»

инструктажа»

наблюдение кл. руководителя

наблюдение соц. педагога

беседы

диагностика

метод личного примера

исследование межличност. отношений

анализ детских рисунков

Исследование особенностей личности

Методы стимулирования и мотивации

деятельности и поведения.

и поведения.

традиции

Методы организации деятельности, опыта общественного поведения

метод поощрения

поручения

Метод общественного мнения

метод общественного мнения

деловые игры

метод доверия

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Пути к достижению целевых ориентиров программы воспитания младших школьников.

Свобода Оптимизм

(реализация права выбора (уверенность в себе, своих силах и

одного из вариантов проявления возможностях)

своей активности)

Требовательность к себе Любознательность

(путь познания и развития себя, (познавать мир, самого себя,

достижение намеченной цели) стремиться всему научиться)

Человеколюбие Самопризнание

(сочувствие, сострадание, взаимопонимание, (появляется желание самореализоваться,

умение прийти на помощь) появляется эмоциональное равновесие

Радость Сотворчество

(источником должен стать процесс труда, всё то, (построение коллективной и индивидуальной

что приносит удовольствие и оценивается как победа) жизнедеятельности на основе творческих

устремлений)



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Механизм построения и функционирования воспитательной системы.

Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенний туристический слет, новогодний праздник, лыжные прогулки, день Учителя, "Служу Отчизне", праздник мам и бабушек, встреча с участниками Великой Отечественной войны, игра-путешествие " До свидания, 1,2,3,4 класс!", день именинников.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

МОЙ МИР ЗНАНИЙ

МОЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

МОЕ ЗДОРОВЬЕ

МОЙ ДОСУГ

ГРАЖДАНИН

МОЯ СЕМЬЯ - МОЯ РАДОСТЬ







Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

ПРИНЦИПЫАвторская воспитательная система Радуга

  • Системность;

  • Последовательность;

  • Успешность;

  • Открытость;

  • Индивидуальность;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Организация деятельности осуществляется в 3 этапа:

Первый этап: адаптационный "Давайте познакомимся"(2013 - 2014 уч. год)

Задача: изучать потребности, интересы и склонности первоклассников, способствовать безболезненной адаптации к школьной жизни.

Второй этап: этап развития " Всем нам весело" (2014 - 2015 уч.год)

(деятельность по сплочению классного коллектива)

Задача: способствовать установлению более тесных контактов между учениками, учителем и родителями, формированию классного коллектива

Третий этап: демонстрационно-итоговый " Все мы разные и этим мы прекрасны" (2015 - 2017, уч. год)

Задача: развивать инициативу и самостоятельность в делах класса, совершенствовать работу самоуправления.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Авторская воспитательная система Радуга

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А." Мой мир знаний"

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи работы:

  1. Определить учебные возможности ученика.

  2. Создать условия для продвижения учащихся с особыми образовательными потребностями.

  3. Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

  4. Способствовать самостоятельному поиску информации.

Виды деятельности:

  • ежегодное изучение результативности учебной деятельности учащихся с целью последующей коррекции;

  • интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;

  • сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся;

  • организация системной работы с одаренными учащимися и низко мотивированными на интеллектуальную деятельность учащимися Авторская воспитательная система Радуга

Формы работы:

  • конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений;

  • интеллектуальные игры внутри класса, параллели.

  • интеллектуальные бои;

  • спецкурсы для интеллектуального развития.

Ожидаемые результаты:

  • практическое использование полученных знаний и опыта в повседневной жизни;

  • участии в конкурсах и олимпиадах школьного и муниципального уровней.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

" Мой образ жизни "

Цель: обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи работы:

  1. Формировать у учащихся жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.

  2. Формировать у детей такие ценные качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

Формы работы:

  • тематические классные часы.

  • праздники, конкурсы, ролевые игры.

Ожидаемые результаты:

  • умение преодолевать проблемы в общении со сверстниками и взрослыми;

  • умение общаться, проявляя положительные эмоции;

  • создание положительных ситуаций общения.Авторская воспитательная система Радуга

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

" Мое здоровье"

Цель: воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни

Задачи:

  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  2. Воспитывать уважительное отношение к людям, стремящимся сохранить свое здоровье и здоровье других людей.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с медицинской сестрой с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса;

  • сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками;

  • формирование у учащихся позитивного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;

  • организация внеклассных мероприятий, формирующих позитивное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы работы:

  • привлечение учащихся класса к участию в занятиях кружков физкультурно-оздоровительной направленности;

  • спортивные конкурсы, викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, соревнования внутри класса и между классами.

Ожидаемые результаты:

  • низкий уровень заболеваемости простудными заболеваниями;

  • умение противостоять вредным привычкам;

  • умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации (оказание помощи себе и другим при порезах, ушибах и т.д.);

  • выработка привычки сохранения собственного здоровья и здоровья других людей.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А." Мой досуг"

Цель: развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  1. Продолжить развитие у учащихся творческих начал и создавать условия в классе для проявления

индивидуальных способностей.

2. Использовать активные и нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, их интересам и возможностям.

3. Развивать способность адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться

за чужие неудачи.

4.Использовать досуговую деятельность как средство развития эстетических умений учащихся и становление

этических понятий.

Виды деятельности:

  • изучение потребностей, интересов и желания ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.

  • консультация в выборе кружков, клубов, секций.

  • представление учащимся права выбора формы участия в досуговой деятельности.

  • предоставление родителям учащихся класса необходимой информации об учеников в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся.

  • привлечение родителей к активному участию в жизни класса через организацию совместных праздников.

Формы работы:

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;

  • празднование памятных дат календаря;

  • посещение музеев, выставок;

Ожидаемые результаты:

  • учащийся должен испытывать чувство ответственности за порученное дело,

  • должен научиться жить в коллективе, стать активнее, проявлять свою инициативу.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А." Гражданин"

Цель: формирование знаний учащихся о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него, выполнения нравственных норм человека в социуме.

Задачи:

  1. Формировать правовую культуру учащихся, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;

  2. Формировать у учащихся нравственное выполнение норм и правил окружающей жизни;

  3. Способствовать осознанию учащимися ценности человеческой жизни, значения человеческих поступков в общении с людьми.

  4. Виды деятельности:

  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

  • изучение правовых норм государства, законов и формирование ответственного отношения учащихся к их исполнению;

  • развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

Ожидаемые результаты:

  • осмысление своих поступков;

  • способность принятия правильного решения в жизненно значимых ситуациях;

  • осознание своих прав и прав других людей;



воспитание позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы;

Формы работы:

  • тематические нравственные, правовые часы;

  • изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;

  • организация цикла нравственных бесед с учетом проблем класса;

  • праздничные поздравления одноклассникам, родителям, учителям;

  • встречи с представителями правовых структур;

  • встречи с ветеранами труда;

  • конкурсы, викторины по правовой тематике.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А." Моя семья - моя радость"

Цель: воспитание в детях чувства самоуважения, уважения к членам своей семьи.

Задачи:

  1. Организовывать совместные праздники.

  2. Просвещать родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

Виды деятельности:

  • сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;

  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;

  • привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий

Формы работы:

  • консультации - индивидуальные и коллективные.

  • дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеклассных мероприятиях.

  • телефон доверия - разрешение родителям обсудить с классным руководителем

  • важные для воспитания ребёнка вопросы.

  • совместная деятельность - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников.

  • совместные праздники, конкурсы.

  • беседы.

  • Тестирование

Ожидаемые результаты:



  • тесный контакт с родителями, взаимопонимание общих проблем, участие в жизни класса и школы.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.«Работа с родителями»

Цель:

привлечение родителей к воспитательной работе класса.

Задачи:

  • выработать совместно с семьёй единую тактику воспитания ученика;

  • изучить семейную атмосферу ученика, его взаимоотношения с семьёй;

  • психолого - педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций,бесед;

  • организация и совместное проведение времени детей и их родителей;

  • защита интересов и прав ребёнка в социально-незащищённых семьях.

Формы реализации:

  • сентябрьские встречи «Начало»;

  • родительские собрания;

  • дни открытых дверей для родителей;

  • посещение семей;

  • проведение совместных мероприятий;

  • индивидуальные встречи (Разговор по душам)

  • педагогические консультации;

  • исследовательская деятельность;

  • работа с неблагополучными семьями;

  • психологические тренинги.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

5.Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.

Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе «Лучики» и в объёме детской организации начальной школы «СМИД»

Исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.

Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.

Моя задача сделать так, чтобы эти ценности «пронизывали» все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребёнка.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Классное самоуправление.

Целью классного самоуправления является привлечение каждого ребёнка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого потенциала, развитие субъективности личности, повышение успешности в учении, повышение мотивации к процессу обучения.

В коллективе устанавливаются демократические отношения. Роль учителя - «фасилитатор» . Класс является городом в одной из свободных стран УС «СМиД». Высшим органом самоуправления учащихся является Собрание горожан города класса «Лучики»

МЭР класса: Уварова АнастасияНа собрании горожан обсуждаются вопросы жизни города-класса, предлагают и принимают план мероприятий, касающихся внеклассной работы, вносятся предложения по улучшению учебного и воспитательного процесса в классе и в школе и тд. Актив класса был выбран с учётом желаний, способностей и возможностей. Основу данного самоуправления составляют творческие сектора - службы города, которые решают все важнейшие вопросы жизнедеятельности класса. Постоянные групповые поручения помогают ребятам сдружиться, учат сотрудничеству.

Порядок и контроль:

Родительский комитет

Служба интересных дел: Юдин Юрий

Долг и забота: Базарова Ксения

Здоровье и спорт: Ефимов Семён

Пресс-центр: Труфанов Иван

Заместитель мэра: Нестерова Анастасия

Схема ученического самоуправления











Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Методы и формы работы участников и органов ученического самоуправления в классе. Широко применяется в работе методика КТД И.П.Иванова, где роль органов ученического самоуправления - главная. Методы интерактивного обучения (тренинги, ролевые игры, дискуссии), в которых ребята не просто «проходят» что-то, а проживают конкретные ситуации. Детские проекты - направлены на включение учащихся в вопросы улучшения социальной среды, повышение их инициативы и активности в социально-ориентированном творчестве с применением гражданской ответственности за результаты проекта. Референдум - предполагает выявить волю ученического коллектива, организовать жизнь класса вместе с учащимися, педагогами и родителями. Выносимые вопросы: порядок в классе, взаимодействие, методы учебной работы, организация свободного времени и т.д. Поручение - включает учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность. Групповые и коллективные поручения более эффективны. В ходе функционирования модели ученического самоуправления города «Лучики» в течение 4 лет будут реализовываться следующие функции:

  • коммуникативная (развитие различных форм общения - «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-общество»);
  • регулятивная (выполнение детьми управленческих, организаторских и исполнительских, постоянных и временных поручений);
  • организаторская;
  • досуговая;


Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Структура модели ученического самоуправления

2 «Б» класса-города Солнышко»

Общий сбор планеты

Совет государств

УС «Десятая планета

от Солнца»

Собрание горожан

Мэр класса,

администрация города (класса)

Родительский комитет

Министерства

УС «Десятая планета

от Солнца»

Службы города

Порядок

и контроль

Пресс-центр

Здоровье

и спорт

Долг и

забота

Служба

интересных дел

Классный руководитель и педагоги





Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Предложенная форма ученического самоуправления имеет ряд достоинств:

Во-первых, вовлечение в работу всех учащихся класса (особое внимание работе с лидерами и неформальными лидерами).

Во-вторых, развитие таких качеств, как самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, стремление оказать помощь.

В-третьих, появляется возможность реализации творческого потенциала ребят.

В-четвертых, занятость во внеурочное время, так как подготовка тех или иных мероприятий требует больших затрат личного времени. При такой организации воспитательной деятельности повышается активность ребят, их ответственность за порученное дело. Участие в работе ученического самоуправления способствует развитию чувства сопричастности ко всему происходящему в классе, школе. Участие в органах самоуправления является своеобразной ступенькой, подготавливающей подростков к последующей гражданской деятельности, здесь они приобретают социальный опыт, учатся сотрудничеству с людьми, получают возможность выражения и защиты своих интересов и прав. Основным девизом самоуправления в классе являются слова: «Действуй! Организуй!» Воспитательная система класса - максимально открытая система. В классе проводятся «дни открытых дверей» для родителей, встречи с семьями, классные часы, с участием других классных руководителей.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

6.Внеурочная деятельность.

Воспитательная система класса - максимально открытая система, родители, педагоги школа, работники учреждений дополнительного образования - наши сотоварищи и на уроках, и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, семейные праздники, семейные встречи.

Оцениваться должно каждое конкретное мероприятие, а также определённый этап программы. В ходе анализа результатов оценки возможна соответствующая корректировка дальнейших действий. Основаниями для оценки могут служить следующие критерии:

Сравнительные данные об изменении состояния воспитательной деятельности за определённый временной срок через анкетирование обучающихся.

Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, праздник «Первой отметки», Новогодний праздник, 23 февраля, 8 Марта, День именинника, День семьи, совместные походы родителей и детей, составление оформление летописи класса.

В развитии младших школьников целесообразно использовать социокультурный потенциал города: музеи, библиотеки, картинная выставка, ДДТ «Радуга» и «Содружество», заповедник, кружки, которые проводятся в школе: танцевальный, спортивный, лыжная база, бассейн.

Основные внутренние и внешние связи классного сообщества: ученики-учитель-родители-интересные люди-жители нашего города- другие учителя-другие классы.

Вся деятельность по построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течении 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Совместная деятельность с родителями, дедушками, бабушками.

Стадион «Локомотив».Внутренние и внешкольные связи в воспитательной системе класса.

Сотрудничество с детским клубом «Весёлые ребята».

Проведение экскурсий,

кл .часов ,праздников и др. внеклассных мероприятий.





Сотрудничество со школьной библиотекой.

Воспитательная система класса

Сотрудничество с музыкальной школой.



Посещение лыжной базы.

Встреча с интересными людьми.





Сотрудничество с библиотеками

им. Островского им. Гайдара.

Поездки в театр, цирк.

Посещение школьного музея.

Бассейн

Проведение экскурсий.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

4.Пространственно- временной компонент.

Каждая воспитательная система имеет среду - своё жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации.

Основным «местом жительства» моего класса является учебный кабинет №108, закреплённый за мной и учащимися. Мы гордимся своим -уютным и современным кабинетом. В нём располагаются классный уголок, учебная мебель, «уголок хозяев» и др.

В кабинете происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребёнка и формирование детского коллектива.

Все члены классного сообщества заботятся о чистоте и уюте, стремятся сделать классную комнату ещё лучше.

Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с максимально ограниченными связями и отношениями. Лишь открытость позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться. Поэтому я сочла необходимым заботиться об укреплении связей класса со сверстниками из других учебных коллективов, о формировании межвозрастных отношений внутри школы и за её пределами.

Значительно обогащает жизнедеятельность класса наличие друзей из ближайшего социального окружения. В нашем классе ими стали родители, работники музея, заведующая библиотекой школы, психолог школы, детские общественные организации, педагоги дополнительного образования, родительский комитет класса.

Этапы развития воспитательной системы класса.

  1. Этап проектирования системы (1 класс, 2013 - 2014 гг.)

  2. Этап становления системы (2 класс, 2014-2015 гг.)

  3. Этап стабильного функционирования системы (3 класс, 2015-2016 гг.)

  4. Этап завершения функционирования системы (4 класс, 2016-2017 гг.)

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

  1. Диагностико - аналитический компонент.



Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащиеся в течении 4 лет смог в какой - то мере развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы №10.

Для диагностики могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности воспитательного процесса, такие как:

  • Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу»

  • Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»

  • Изучение общей самооценки с помощью опросника Казанцева Г.Н.

  • Методика Лутошкина А.Н. «Оценка уровня социализации обучающихся»

Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса. Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направлена на то, чтобы учащийся в течение 4 лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному педагогами, учениками и родителями образу выпускника начальной школы № 10. Критерии эффективности воспитательной системы класса:

  1. Уровень нравственной воспитанности учащихся выше среднего.
  2. Защищенность и комфортность ребенка в классе.
  3. Удовлетворенность учащихся и родителей собственной деятельностью в классе на благо школы и социума.
  4. Сформированность классного коллектива, повышение уровня сплоченности в классе.
  5. Повышение интереса учащихся к социально значимой деятельности, уровня социальной активности.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности воспитательного процесса, такие как

  • Творческая мастерская «Я и класс, в котором я живу».
  • Сбор, коллективное обсуждение итогов четверти, года.
  • Методика выявления нравственной активности подростка Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».
  • Методика выявления степени удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива Л.М. Фридман «Наши отношения».
  • Методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»;
  • Изучение общей самооценки с помощью опросника Казанцева Г.Н.
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей
(Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина)
  • Оценка уровня социализации обучающихся (методика А.Н. Лутошкина)
  • Диагностика личностного роста (методика П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой)
  • Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив. Мы - коллектив!» (разработана М.Г.Казакиной)
  • Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (разработана Р.С.Немовым)
Использование в своей педагогической деятельности перечисленных критериев и методик изучения результативности воспитательного процесса позволяет более достоверно и точно оценить эффективность воспитательной работы в классе. Но все-таки основой успеха является заботливое отношение педагога к каждому ребенку и детскому сообществу в целом.


Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Уровень воспитанности обучающихся

Фамилия Имя

ответственность

бережли-

вость

дисципли-нирован-

ность

ответствен

ное отношение к учёбе

отношение к труду

коллекти-

визм и товарищество

доброта и отзывчивость

честность

простота и скром-ность

культур-ный уровень

уровень воспитан-ности

Акбулатов Рустам

3

3

4

3

5

3

4

4

4

3

3,2

Базарова Ксения

5

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4,2

Баталова Наталья












Бирюков Денис

3

3

4

3

4

4

3

4

4

4

3,6

Давиденко Максим

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

Долматова Диана

5

5

5

5

5

5

5

4

4

4

4,7

Ефимов Семён

5

5

4

5

4

4

4

4

4

4

4,3

Жлобин Сергей

3

4

4

4

4

4

4

3

4

4

3,8

Забелина Виктория

3

4

3

4

3

3

3

3

4

4

3

Кириллина Полина

4

4

4

3

4

4

4

3

4

4

3,8

Кучинин Данил

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Лемаев Алексей

3

3

3

3

4

4

4

4

4

4

3,6

Нестерова Анастасия

3

3

4

3

4

4

4

4

4

4

3,7

Николаев Алексей

3

4

4

3

4

4

4

4

3

4

3,7

Пройдак Елизавета

5

5

5

5

4

5

4

4

4

4

4,5

Романов Владислав

4

4

4

3

4

5

4

4

4

4

3,8

Сухарева Виктория

4

5

5

4

4

4

4

4

4

4

4,2

Тарасова Ангелина

5

5

4

4

4

5

5

4

5

4

4,5

Тарасова Анжелика

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Труфанов Иван

3

4

4

4

4

4

4

4

4

3

3,8

Уварова Анастасия

5

5

5

5

4

4

5

4

4

4

4,5

Ушакова Полина

4

4

3

4

4

4

4

4

4

3

3,8

Хавалкина Анжела

3

4

4

3

4

4

4

4

4

4

3,8

Юдин Владимир

3

3

3

3

3

4

5

4

4

3

3,5

Юдин Юрий

4

4

4

4

4

4

5

4

4

4

4,1

Чёрный цвет - данные 2013 - 2014 учебного года. Красный цвет - данные 2014 - 2015 учебного года.



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.


Оценка результатов изучения уровня воспитанности учащихся





года

всего обучающихся

высокий уровень воспитанности, %

хороший уровень воспитанности, %

средний уровень воспитанности, %

низкий уровень воспитанности, %

2013 -2014

учебный год



26

10




2014-2015 учебный год



25





2015-2016 учебный год







2016-2017 учеб6ый год















Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Оценка коммуникативных и организаторских склонностей

(Методика В.В. Синявского и Б.А. Федоришина) № Фамилия
2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год
коммун. склонности организ. склонности коммун. склонности организ. склонности 1

Акбулатов Рустам 0,55 0,7

2

Базарова Ксения 0,65 0,3

3

Баталова Наталья 0,3 0,2

4

Бирюков Денис 0,3 0,4

5

Давиденко Максим 0,55 0,15

6

Долматова Диана 0,35 0,15

7

Ефимов Семён 0,45 0,45

8

Жлобин Сергей 0,35 0,25

9

Забелина Виктория 0,55 0,35

10

Кириллина Полина 0,4 0,15

11

Кучинин Данил 0,65 0,45

12

Лемаев Алексей 0,45 0,3

13

Нестерова Анастасия О,3 0,5

14

Николаев Алексей 0,5 0,35

15

Пройдак Елизавета 0,65 0,65

16

Романов Владислав 0,65 0,55

17

Сухарева Виктория 0,35 0,65

18

Тарасова Ангелина 0,65 0,65

19

Тарасова Анжелика 0,6 0,55

20

Труфанов Иван 0,7 0,45

21

Уварова Анастасия 0,35 0,2

22

Ушакова Полина 0,45 0,5

23

Хавалкина Анжела 0,5 0,15

24

Юдин Владимир 0,55 0,45

25

Юдин Юрий 0,55 0,15

























Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Изучение общей самооценки с помощью опросника Казанцева Г.Н.

Фамилия

Уровень самооценки

2013-2014 уч. год

2014-2015 уч. год

1

Акбулатов Рустам

низкий


2

Базарова Ксения

средний


3

Баталова Наталья



4

Бирюков Денис

средний

5

Давиденко Максим

низкий


6

Долматова Диана

средний


7

Ефимов Семён

высокий


8

Жлобин Сергей

низкий


9

Забелина Виктория

низкий


10

Кириллина Полина

низкий


11

Кучинин Данил

средний


12

Лемаев Алексей

средний


13

Нестерова Анастасия

средний


14

Николаев Алексей

низкий


15

Пройдак Елизавета

средний


16

Романов Владислав

средний


17

Сухарева Виктория

средний


18

Тарасова Ангелина

средний


19

Тарасова Анжелика

средний


20

Труфанов Иван

средний


21

Уварова Анастасия

средний


22

Ушакова Полина

средний


23

Хавалкина Анжела

средний


24

Юдин Владимир

низкий


25

Юдин Юрий

высокий


Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

7.Взаимодействие семьи и школы.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребёнка. Поэтому для классного руководителя изучение семей учащихся является важгой составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

Как педагог со стажем, стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные консультации для родителей, посещение на дому. Родители являются инициаторами, организаторами таких форм работы. Интересующие вопросы определяются через анкеты, которые проводятся 1 раз в полугодие. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы. Родители изучают литературу по предложенной проблеме, по психологии, педагогике.

На первом родительском собрании выбирается родительский комитет и создаются группы: «Творчество», «Фонд класса», «Наш дом», «Услуги», которыми руководит председатель родительского комитета класса.

«Творчество» - оказание помощи в разработке плана воспитательной работы, в разработке сценариев, обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.

«Фонд класса» - финаисовая деятельность, распределение средств фонда, ведение летописи класса.

«Наш дом» - решение бытовых проблем класса и школы, приобретение подарков для детей к праздникам, организация чаепитий в классе.

«Услуги» - оказывает помощь по ксерокопированию, делает фото-видеосъёмки и другие услуги.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Тематика родительских собраний в 1-4 классах

1 класс

1. Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.

2. «Учусь учиться» (методические рекомендации по организации учебной деятельности).

3. Круг детского чтения.

4.«Гиперактивные дети»

5. Здоровый образ жизни школьника.

2 класс

1. Отметка - не самоцель, а показатель качества знаний и прилежания.

2. Организация семейного чтения (из опыта родителей).

3. Трудовое воспитание младших школьников.

4. «Традиции семьи - важный фактор воспитания здорового поколения»»

5.«Компьютер в семье. Польза и вред»

3 класс

1. Возрастные особенности младшего подростка.

2. «Поощрение и наказание детей в семье»

3. Место ребёнка в детском коллективе.

4. Детское лидерство

4 класс

1. Как помочь ребёнку учиться.

2. Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.

3. Как по-настоящему любить детей?

4. Подготовка к переходу на следующую ступень обучения

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Таблица взаимодействия и формы работы. Взаимодействие с
Задачи Формы работы 1. учителями-предметниками:

совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

привлечение учителей к работе с родителями;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:

разнообразные предметные кружки, факультативы,

выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;

организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

контроль успеваемости каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися. 2. психологом

изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;

координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех участников воспитательного процесса.

регулирование межличностных отношений между

обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

диагностика индивидуального развития школьников

изучение рейтинга собраний среди родителей.

проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.

диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости). 3. педагогами дополнительного образования

расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;

поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.

включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

ведение портфолио учеников и класса 4. заместителем директора по воспитательной работе

привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий 5. социальным педагогом

посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;

организация социально значимой деятельности школьников

мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.


6. старшим вожатым

Программа воспитательной системы класса Сапрыкина С.А.

Никитина Г.А.

информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.

разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности 7. библиотекарем

Изучения отношения учащихся к чтению;

способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг

расширение круга чтения учеников


8. медицинским работником
забота о здоровье

изучение особенности развития детей;

выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

ведение работы по профилактике заболеваний;

проведение бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании. 9. родителями

обеспечение связи школы с семьей;

изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

формирование общих подходов к воспитанию;

организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

выработка близких по сути требований;

организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

создание благоприятного климата в семье;

психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.

проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть); работа родительского комитета;

совместные мероприятия; изучение информации о наклонностях учеников, материально-бытовых условиях,

психологическом климате в семье,

требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

оказание помощи в воспитании;

индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

8.Механизм реализации.

Воспитательная деятельность школы обеспечивает личностный рост детей при следующих условиях:

  • если она представляет собой воспитательную систему гуманистической ориентации, её содержание определяется структурой педагогического сообщества и если педагогическая команда владеет технологиями внедрения отобранных идей в практику;

  • если воспитательная деятельность школы строится в логике постепенного и постоянного усложнения процесса развития ребёнка: выстраивания воспитывающих ситуаций от простого к сложному, вплоть до использования и специального создания экстремальных ситуаций проверки детьми своих сил и возможностей;

  • если в воспитательной деятельности школы учитываются как позитивные, так и негативные характеристики пространства Детства и существуют способы использования позитива и блокирования, нейтрализации и компенсации негатива;

  • если в школе создано гуманистическое воспитательное пространство, живя в котором ребёнок получает возможность освоения позитивных стандартов общения, проходит путь активного самопознания, самопроявления и саморазвития, приобретает опыт позитивного и успешного бытия;

  • если отличительными особенностями деятельности педагогов является бескорыстие, конкретное и диалектическое видение ребёнка, отказ, как от его идеализации, так и от неоправданного оптимизма, что школа сможет сделать из ребёнка всё, что захочет; постоянное и глубокое изучение ребёнка; понимание и терпимость воспитателя во взаимодействии с детьми;

  • опора на положительное в ребёнке, постепенное ослабление отрицательных черт его характера путём осторожного внесения корректив и развитие положительных качеств;

  • если воспитательная деятельность становится доминантой профессиональной педагогической деятельности.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать» Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребёнок -

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

росток человеческий. В нём изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить своё уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Слова Гёте6 «учатся у тех, кого любят. Чтобы изменить других, их надо любить»

Известный педагог С. Б. Елканов писал «Огонь разжигается огнём, личность формируется личностью».

Больше трёх веков назад великий педагог Я. Каменский сказал кратко и точно: «Школа - мастерская человечности». Я хочу сказать, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества - систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

Понимание важнейших приоритетов, целей и задач образования делает необходимым конкретизацию и детализацию на уровне повседневной педагогической деятельности.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Образ выпускника складывается из шести потенциалов личности:

нравственный потенциал (ценностно - ориентировочный): восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «природа», «школа», «учитель», «Родина», « дружба со сверстниками», «уважение к старшим», потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей и свои, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения, знать символы и гимн нашего государства;

познавательный потенциал: наблюдательность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

коммуникативный потенциал (овладение простейшими коммуникативными навыками): умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе, сформированность первичных навыков саморегуляции;

художественный потенциал: эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной среде и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства;

физический потенциал: соблюдение режима дня и првил личной гигиены, стремление стать (быть сильным, ловким и закалённым;

трудовой потенциал: соблюдение правил безопасности при любой работе, воспитывать уважение к чужому труду - быть полезным в обществе - знакомство с распространенными профессиями;

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Ожидаемые результаты реализации программы

- высокий уровень сплоченности коллектива

- активное участие родителей в делах класса

-способность ученика соблюдать правила для учащихся, правила ЗОЖ

-повышение уровня культуры учащихся

-активизация интереса к творческим занятиям

-увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)



Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Изучение эффективности воспитательной системы.

Для определения эффективности выбранной системы воспитания учащихся использую различные диагностические методики.

Проблема изучения

Методики

сроки

1

Состояние межличностных отношений.

Социометрия по методике разработаннойг

Я.Л. Коломинским

январь

2

Изучение уровня удовлетворенности школьной жизнью

Методика " Градусник"

май

3

Оценка родителями роли образовательного учреждения и педагога в воспитательном процессе.

Комплексная методика для родителей разработана А,А.Андреевым

Май

Перечисленные методики позволяют получить необходимую информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

Воспитательная система «Солнышко» НИКИТИНА Г.А.

Используемая литература:

1. Конвенция о правах ребенка (1990 г.).

2. Закон РФ " Об основных гарантиях прав ребенка".

3. Федеральный закон " Об образовании"

4. Планирование воспитательной работы в классе (под редакцией Е.Н.Степанова)

5. Спутник классного руководителя. М.: Центр " Педагогический поиск", 2001 - 193.

6. Деркелеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006 . -332с.



© 2010-2022