Конспект урока русского языка Тема

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Институт образования человека

Дистанционный оргдеятельностный курс

«Деятельностный подход в обучении в условиях реализации ФГОС»

==================================================

Дата: 11 июня 2012г.



Конспект урока русского языка

Тема: "Правописание глаголов в неопределенной форме и в форме 3-го лица"

Шарифуллина Джамиля Артиковна-учитель начальных классов

Г Нефтеюганск

Цель урока:

1. Познакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в форме 3 лица, учиться задавать вопросы к глаголам, учить самостоятельно добывать знания.

2.Развивать речь, фонематический слух.

3.Воспитывать дружеские отношения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок развивающего обучения.

Тип проблемной ситуации: с затруднением.

Метод проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Поиск решения: побуждающий к гипотезам диалог.

Возраст учащихся: 4 класс.

Методы обучения: проблемно-поисковый метод; наглядный; репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.

Оборудование и наглядные средства обучения:

1.Карточки с заданиями.

2.Компьютерная презентация.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Давайте поприветствуем друг друга этим стихотворением.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не пропадет,

Тот никого не подведет.

-Я надеюсь, что ваша дружба и взаимопомощь помогут вам справиться с любой задачей.

Говорят хором.

I. Мотивация (самоопределение к деятельности)

-О чем пойдет речь?

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду - все в действие придет,

Летит ракета,

Люди строят здания,

И рожь в полях растет.

1)-Давайте вспомним, что на сегодняшний день вы уже знаете о глаголе.

2) Проверим ваши теоретические знания. Игра «Верные, неверные утверждения.»

-верно, что у глагола 2 временные формы?

-верно, что в предложении глагол является главным членом предложения?

-Верно, что окончание -о у глаголов прошедшего времени указывает на то, что они в форме женского рода?

-верно, что глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делал? Что сделал?

-верно, что определить лицо глагола можно по местоимению?

Слайд №1

Глагол.

ЗНАЮ:

1.Грамматические признаки.

2.Морфологические признаки.

3.Синтаксические признаки.

Самопроверка. Слайд 2.

-

+

-

-

+

2.Этап актуализации и фиксации индивидуального затруднения в пробном действии.

Содержание заданий для повторения содержат развивающие компоненты;

Предложенные задания актуализируют необходимые знания и умения для изучения нового материала;

Наличие индивидуального задания для постановки проблемы;

Организация фиксации затруднения в выполнении пробного действия.

Запись числа, классной работы в тетрадях.

-повторим формы глаголов: записать глаголы в неопределенной форме, в форме 3 лица ед.ч.. записать глаголы в форме 3 лица мн.ч. Запишите на карточках. Докажите правильность выбора глаголов.

Даны слова:

Учит, готовится, найдется, учить, готовиться, расти.

-Что можете сказать о данных словах?

-Какова тема урока?

Сообщение темы и цели урока.

-Чему вы хотите научиться? Что хотите узнать?

Цель: 1.отличать глаголы 3 лица от неопределенной формы.

2.Павильно оформлять их на письме.

-Как думаете, существует ли проблема в написании этих глаголов?

-С написанием этих глаголов мы встречаемся часто, отмечаем опасные места. Давайте выделим основные этапы действий, которые мы будем совершать, чтобы не допустить ошибок при письме этих глаголов. Это будет памятка-схема.

-Какие формы мы выделили? Что вы можете сказать об этих формах?

-Получилось начало и результат. А какие действия должны производиться, чтобы получился этот результат, мы еще точно не знаем. Проведем исследование.

.Работа в группах. Отчет групп.

Глаголы неопределенной формы и в форме 3 лица

Правописание глаголов неопределенной формы и в форме 3л.ед.ч.

3л.-что делает? Что сделает? Что делают? Что делают?

Неопределенная форма- что делать? Что сделать?

3. Постановка проблемы.

Создание условий для проведения обучающимися анализа действий или результатов (определение места и причины затруднения)

Фиксация задачи урока на личностно-значимом уровне.

Учитель выполняет роль организатора коммуникации (правильно выбран метод: подводящий или побуждающий диалог)

Прочитайте слова.

Готови(т) готови(т)

-В какой форме стоят эти глаголы?

-Можно ли отличить личную форму от инфинитива на слух?

-Проведем опыт.

-Прибавим к каждой записанной форме постфикс -ся. Что получится?

Давайте проговорим в парах друг другу. А теперь хором медленно. (го-то-ви-ца)

Сейчас можно отличить на слух? Какая транскрипция будет на конце?

На конце этих глаголов мы произносим звуки -ца, это сочетание и будет опознавательным признаком данной орфограммы.

А будут ли отличия на письме?

Как же не ошибиться в правильном написании этих глаголов?

Слайд

В форме 3 лица и в неопр.форме.

Дети объясняют, доказывают.

Возвратные глаголы.

Надо поставить вопрос.


4. Открытие нового знания.

Рационально выбрана форма работы по построении. Нового способа действия ( парная, групповая, коллективная)

Четко зафиксирован новый способ действия в языке (устно, знаково)

Способ действия зафиксирован в модели (схемы, таблицы и т.д.)

Получили подтверждение?

Можем закончить составления памятки-алгоритма?

Мы составили памятку. Можно похвалить за это? Вы наверное устали? И поэтому все встали.

Слайд

Алгоритм.

1.Задаем вопрос.

2.Если вопросе нет Ь, то значит на конце -тся.

Если вопросе есть ь, то значит пишем -ться.

5.Первичное закрепление.

Показан образец комментирования выполнения задания учителем.

Задания для первичного закрепления дают возможность самостоятельного комментирования.

ФИЗМИНУТКА.

-Я произношу глаголы на -тся и -ться. Если в глаголе есть мягкий знак- приседают мальчики, если нет- девочки

Моется, мыться, одевается, одеваться, поднимается, подниматься, радуется, радоваться, возвращается, возвращаться.

Сделайте вывод

Слайд.

Что делает? что делают? Глагол в форме 3 л. И оканчивается на -тся.

Что делать? Глагол в неопределенной форме и оканчивается на -ться

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выбор заданий для самостоятельной работы выполнен с учетом особенностей обучающихся (дифференциация);

Организована самопроверка ( по образцу, талону)

Рациональная форма фиксации результатов (плюс-минус, знаки, кол-во ошибок и т.д.)

-Составьте пословицы и запишите их в тетрадь. Пользуйтесь памяткой. Перед глаголом записывайте вопрос.

1парта.Друзья познаются в беде. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

2 пара. Трус своей тени боится. За все браться-ничего не сделать.

-Объясните смыл. Поработай те самостоятельно, пользуясь памяткой.

Работа в парах. Проверка по слайду. Оценивание своей работы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Выбор заданий для включения нового способа действий в систему знаний.

-Какая проблема стояла в начале урока?

-Какие были ваши предложения по поводу решения этой проблемы?

-Чьи предположения подтвердились?

-Как думаете, какое практическое значение имеет наш урок?

Где она пригодится?

А как вы думаете, все ли вы узнали о глаголе теперь?

-Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. В последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой важной части речи.

Ошибки в правописании глаголов в н.ф. и в 3 лице.

Составили памятку


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Проговаривание обучающимися степени соответствия цели и результатов учебной деятельности.

Проговаривание нового способа действия (сущности понятия, алгоритма)

Проговаривание прчин затруднений и способов преодоления затруднений.

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ

-Закончи предложения.

Сегодня я на уроке узнал…

Я понял, что…

Себя я могу похвалить за …

Я научился определять правописание -ться, -тся по…

Эти знания мне пригодятся…

-Оцените свою работу на уроке.

-Какую задачу поставим на следующий урок?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ВЫБОРУ)

1.Записать по 10 глаголов на -ться, -тся.

2.Замени звуки буквами.

Долго тяне(ца), отправляю(ца) в горы, стали раздава(ца) голоса, поживи(ца)чужим добром, лини(ца) на работе.

.3.Составить мини-сочинение о дружбе, употребив в нем как можно больше глаголов на -тся, ться.

-Спасибо за урок! Желаю вам успехов!

Слайд

Работа в парах


слайд

© 2010-2022