Творческая разработка Дидактическая игра в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема: Дидактическая игра в начальной школе.

План

Введение 3

Урок математики в 3 классе по теме: «Таблица умножения на 6» 4

Заключение 10

Литература 11



Введение

«Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности», -

В.А. Сухомлинский Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, использованием современных образовательных технологий при обучении, обращением к личности ребёнка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Игра - прообраз учебной деятельности. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Они предоставляют возможность развивать у обучающихся произвольность таких процессов, как внимание, память и мышление. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал [1]. Цель игр, проводимых на уроках - пробудить интерес к познанию, науке, учению. Выбор игры определяется учебно - воспитательными целями урока. Игра должна быть понятна, доступна и посильна для обучающихся. В этом случае она будет способствовать овладению учащимися компонентами учебной деятельности [2].























Урок математики в 3 классе по теме: «Таблица умножения на 6». Цели урока:

  • повторить табличные случаи умножения на 2, 3, 4 и 5;
  • составить таблицы умножения шести и на шесть;
  • развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умения анализировать, делать выводы, развивать математическую речь и память;
  • воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Оборудование урока:
  • плакат - рисунок к созданию проблемной ситуации в классе;
  • карточки с заданиями для работы в группах;
  • плакат с таблицей умножения на 6.

Ход урока:
Этап урока

Содержание Задача этапа I. Органи- зационный момент - Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас! - Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые секреты таблицы умножения.
Мотивационный момент урока. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Сообщение целей урока. II. Диаг- ностика знаний и умений 1. На доске ряды чисел: 12 14 16 ……….. 16 20 24 ……….. - Найдите закономерность, продолжите ряд. 2. Дидактическая игра «Математическое лото». Учебная задача: закреплять знание таблицы умножения до 5. Правила игры: у детей карточки с числами, расположенными в клетках лото. Учитель устно даёт задание, а учащиеся находят число и ставят фишку. В результате, из закрытых фишек получается геометрическая фигура, что позволяет быстро увидеть правильность выполнения работы. - Дети, сейчас мы проверим, как вы знаете таблицу умножения. Я буду называть пример, а вы находите ответ в своих табличках, которые лежат перед вами, и ставите на это число фишку. Потом я называю следующий пример и т.д. А после выполнения задания мы с вами проверим, кто как справился.

11

22

46

40

2

17

14

35

18

20

8

39

80

28

26

45

27

42

2

16

34

37

50

48

10

4

6

36

15

54

100

21

40

29

1

80 - 3 умножить на 2; - по два взять 8 раз; - первый множ. - 3, второй множ. -5. Чему равно произведение?

2 • 9 = 2 • 2 = 4 • 5 = 4 • 2 =

5 • 7 = 3 • 9 = 4 • 9 = 5 • 10 =

4 • 7 = Упражнение требует от учащихся не только повторения таблицы умножения, но и наблюдательности, развивает у них абстрактное мышление. Игра позволяет учащимся овладеть такими компонентами учебной деятельности, как самооценка, самоконтроль.


III. Созда- ние проб- лемной си- туации.
















На плакате - рисунок (42 ёлочки, расположенные в 7 рядов, по 6 ёлочек в ряду, одна под другой). - Что изображено на рисунке? - Что обозначает число 6? - Что обозначает число 7? - Придумайте интересную задачу по рисунку, работая в паре. (При проверке выслушиваем 2- 3 задачи). - Как же ответить на вопрос задачи? (По 6 взять 7 раз). - Запишите решение задачи в тетради. (6 • 7 = )

- Сможем ли мы ответить на вопрос задачи? (Нет) - Почему? (Не знаем таблицу умножения на 6). Операционный момент урока. Работа в паре слабый - сильный. Слабый придумы-вает, сильный про- вверяет. В случае ошибки слабый получает помощь от сильного. Проверяю умение слабого, воспи-тываю чувство взаимопомощи. Постановка проблемной задачи. Учащиеся сами подошли к тому, каких знаний им не хватает, и что они будут изучать. IV. Работа над новым материа- лом. 1. На доске: плакат с таблицей умножения на 6. 6 • 1 = 6 • 6 = 6 • 2 = 6 • 7 = 6 • 3 = 6 • 8 = 6 • 4 = 6 • 9 = 6 • 5 = 6 • 10 = - Я предлагаю вычислить произведения таблицы 6. Запишите те значения произведений, которые мы знаем из других таблиц. (Это учащиеся выполняют на плакате фломастером). 6 • 1 = 6 • 4 = 6 • 5 = 6 • 10 = 6 • 2 = 6 • 3 = - Какие произведения нам ещё нужно узнать? - Запишите в тетради в столбик эти произведения:

6 • 6 =

6 • 7 =

6 • 8 =

6 • 9 =

2. Групповая работа. - Я предлагаю вам разбиться на группы и подумать, как можно вычислить эти произведения. Высокий уровень Найдите произведение 2-х множителей 6 и 6 с помощью известных нам таблиц. Средний уровень Найдите произведение 2-х множителей 6 и 6 с помощью известной нам таблицы на 5. Низкий уровень Найдите произведение 2-х множителей 6 и 6 с помощью известной нам таблицы на 5. Используй образец:

4 • 4 = 4 • 3 + 4 = 12 + 4 = 16








Проверка: начинается со слабой группы; другие группы или соглашаются, дополняют, или отрицают ответ, доказывая свой вывод. Объясняет ученик, которого выберут члены группы. Это воспитывает у ученика чувства ответственности, доверия. В результате проверки на доске и в тетрадях появляется запись: 6 • 6 = 6 • 5 + 6 = 30 + 6 = 36 - Молодцы! Я рада, что вы правильно высчитали это произведение. Теперь я предлагаю вам поработать над произведением 6 • 7. Высокий уровень - Найдите произведение 6 и 7, опираясь на распределительное свойство умножения. Средний уровень - Найдите произведение 6 и 7, опираясь на распределительное свойство умножения. Для этого множитель 7 разложите на сумму слагаемых. Низкий уровень - Найдите произведение 6 и 7, опираясь на распределительное свойство умножения. Действуйте аналогично: 4 • 5 = 4 • (2 + 3) = 4 • 2 + 4 • 3 = 8 + 12 = 20 В результате проверки на доске и в тетрадях - запись: 6 • 7 = 6 • (3 + 4) = 6 • 3 + 6 • 4 = 18 + 24 = 42 - Нам осталось найти произведение 6 • 8. Высокий уровень - Найдите произведение 6 и 8 с помощью сочетательного свойства умножения. Средний уровень - Найдите произведение чисел 6 и 8. Для этого 8 разбейте на два умножителя и используйте сочетательное свойство умножения. Низкий уровень - Найдите произведение 6 и 8. Для этого 8 разбейте на два множителя и используйте сочетательное свойство умножения. Действуйте по аналогии: 3 • 6 = 3 • (3 • 2) = 3 • 3 • 2 = 9 • 2 = 18 В результате проверки на доске и в тетрадях сделать запись: 6 • 8 = 6 • (2 • 4) = 6 • 2 •4 = 12 • 4 = 48 3. На доске: 6 • 8 = 48 - Как по - другому можно записать это произведение? (8 • 6 = 48) - Какое свойство использовали? (Переместительное) - Используя это свойство, запишите два других примера другим выражением. (7 • 6 = 42, 6 • 6 = 36 - остаётся то же). 4. Теперь нам остаётся только выучить эту таблицу. Чтобы легче было её запомнить, давайте найдём в ней хитрости. (6 • 4 = 24, 6 • 6 = 36, 6 • 8 = 48. Читается, как стишок - это легко запомнить).



- При умножении на чётное число, цифра единиц равна второму множителю, а цифра десятков в два раза меньше второго множителя. На данном этапе осуществляются приёмы сравнения, сопоставления, анализа и синтеза.















Критерий дифференциации - уровень обучаемости. Способ дифферен-циации - степень помощи. Учащимся разда-ются карточки с заданием ( на каждую группу). Методы: 1) поис- ковый; 2) частично - поисковый (для детей среднего и низкого уровня обучаемости). Активная позна-вательная деятель-ность учащихся, развитие анализа и синтеза. Качественная оценка деятель-ности учащихся. Учитель поддер-живает ситуацию успеха.


Продолжается работа по группам. Дети переходят на аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию - развитие самостоятельности и мыслительной деятельности.
Аналогичная работа по группам.



В результате такой работы учащиеся делают вывод, дают ответ на поставленную задачу. В это время учитель находится рядом с детьми, подходя к каждой группе.






Повторение и закрепление пере- местительного свойства умножения. Применение ранее полученных знаний. Постановка проб-лемной ситуации. Дети проводят сравнительный анализ, находят отличительные черты, общие. Этап материализации. Если учащиеся затрудняются в ответе, можно дать дозированную помощь: показать указкой на что обратить внима-ние. Учащиеся закрепляют уме-ния правильно называть компо-ненты матема-тических дей-ствий. V. Физ- культми- нутка.

Летел по небу шарик,

По небу шар летел.

Но знаем, что до неба

Наш шар не долетел. При очередном прочтении закрывают по одному слову, заменяя его жестом. (2 раза). Охрана здоровья детей. Дети занимают любое пространство класса. Снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой, разви-вается внимание. VI. Про- веерка усвоения нового ма- териала.










На доске: 1. 6 • 2 = 1___ 6 • 6 = 3 ___ 6 • 8 = 4 ___ - Не заглядывая в таблицу, заполните пропущенные места в произведениях. 2. А здесь вставьте пропущенные множители и пропущенные цифры в ответах. 6 • ____= ____4 6 • ____= ____8 6 • ____= ____6 3. Как же быть с нашей нерешённой задачей? Теперь сможем мы ответить на вопрос задачи? - Сколько было деревьев в лесу? (6 • 7 = 42)



Коллективная проверка в виде фронтальной формы беседы. Проверяю, как дети поняли сущность таблицы на 6, ход их рассуждений при выборе ответа. Приёмы сравне-ния, сопостав-ления, анализа и синтеза. Аналити-ко - синтети-ческий метод. VII. Зак- репление знаний.
Задача (на слух): В магазин е за один день продали 5 пакетов муки по кг в каждом. Во второй день 8 таких же пакетов. Сколько всего муки продали за 2 дня?
- Я читаю задачу второй раз, вы делаете краткую запись.

- Как же узнать, сколько кг муки продали? (6 • 5 + 6 • 8 = 78 (кг) Развивать внима-ние и слуховую память. Аналитико - синтетический метод решения задачи.

Проверка краткой записи с обратной стороны доски.

Метод контроля и самоконтроля. Ин-формация, полу-ченная от решения предыдущей зада-чи, облегчает ре-шение. VIII. Итог урока. Самооценка в тетрадях - Чему новому научились на уроке? - Что больше понравилось на уроке? Регулирующий момент урока. Вызвать у детей чувство радости, удовлетворённости от урока, чувство равноценности. IX. До- машнее задание Выучить таблицу умножения на 6.













Заключение Педагогическая практика использует различные пути активизации, одним из которых является дидактическая игра. Существует много определений термина «игра». По мнению В.В. Давыдова, с приходом ребёнка в школу игра престаёт быть ведущим видом деятельности, но по-прежнему продолжает занимать важное место в его становлении и развитии [3]. Особенно это важно при обучении детей - сирот, лишённых детства. Именно поэтому я использую дидактическую игру как на своих уроках регулярно. Именно в игровой ситуации решаются развивающие и учебно - воспитательные задачи. Дидактическая игра в начальной школе вводится в ход урока для активизации учебной деятельности школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности при подготовке к восприятию учебного материала, при закреплении и систематизации новых понятий, при повторении и учёте знаний, умений и навыков. При подготовки данной творческой разработки трудностей у меня не возникло, т.к. в своей практике я активно использую дидактическую игру.






Литература 1. Афанасьев, С.П. Триста творческих конкурсов [Текст] - Кострома: Эврика, 1999. - 211 с. 2. Гуревич, К.В. Умственное развитие школьников [Текст] - М., 1992. -308 с. 3. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности [Текст] - М.: 1992. - 463 с.











© 2010-2022