Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Конспект урока

литературного чтения во 2 классе

(УМК «Начальная школа 21 века»)





Тема урока:

русская народная сказка «Журавль и цапля»

учителя начальных классов

МАОУ Лопазновская ООШ Сладковского района

Тюменской области


Калмыковой Анны Никитичны



Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты - пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.

2. Предметные результаты - познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.

3. Метапредметные результаты - продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке, карточки со словами - признаками.

Ход урока 1.Организационный момент 2. Повторение пройденного. Ребята, мы начнём наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови». Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

1. «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики».)

2.«Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм. «Маленькие человечки».)

3.«Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». (Русская народная сказка «Снегурочка».)

4. «Котик - коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?» ( Ушинский «Плутишка кот»)

- Молодцы, вы правильно назвали все произведения. Что их объединяет?

- А какие бывают сказки? (авторские и народные)

- Приведите примеры авторских сказок.

- Назовите народные сказки. Кто является автором народных сказок?

- Какое произведение мы исследовали на прошлом уроке? (сказку К. Ушинского «Плутишка кот»)

- Что можете о ней сказать? (авторская, о животных)

- Почему К. Ушинский именно так озаглавил сказку? Как вы поняли? Значение слова «плутишка». Какой герой сказок характеризуется так же? (лиса - плутовка)

- Я поняла, что вы любите и знаете сказки. - Хотите познакомиться ещё с одной?
3. Работа по теме урока. 1. Отгадайте загадки. Кто это?

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (рисунок с надписью «Журавль» на доску)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (рисунок с надписью «Цапля»)

- Что вы знаете об этих животных? (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв, водятся в нашей местности)

- Как вы думаете, о ком будет новое произведение? Определите тему урока.

- Какую цель на уроке себе поставите? Чем будем заниматься?

( познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)

Итак, сегодня на уроке мы исследуем РНС «Журавль и цапля».

- Как найти это произведение в учебнике? ( по оглавлению)

- На какой странице находится эта сказка? ( 24 )

- Назовите жанр этого произведения.

- Авторская или народная?

2. Чтение сказки.

- Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте те слова или словосочетания, значение которых покажутся вам непонятными.

А) Чтение сказки учителем.

Б) Читает ученик

- Интересно ли вам узнать, чем закончилась сказка? Тогда слушайте внимательно.

В) Читает ученик

- Ребята, улыбнитесь те, кому понравилась сказка.

3. Словарная работа

- Какие слова и словосочетания из текста вам непонятны?

Ноги долги - длинные ноги

Худо летать - плохо летать

Долговязый - длинный

Верста- русская единица измерения расстояния. (ищем по словарю)

Несолоно хлебавши - остаться ни с чем.

- В какой сказке мы уже встречали это выражение? ( «Лиса и журавль»)

4. Анализ текста.

Вернёмся к тексту.

- Чем необычно начало сказки? ( начинается с присказки)

- Что такое присказка? Найдите ответ на стр. 18 учебника.

- Как вы думаете, зачем нужна присказка? (привлекает внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по особенному - быстро, чётко, правильно.

- Вспомните, какую присказку мы с вами выучили недавно? Подходит ли она к этой сказке? Почему? (Сказки старые не стары, Новые не старятся, Старые - останутся).

Исследование сказки.

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз журавль сватался к цапле?

- Исполнилось ли желание журавля? Почему? (не могут договориться, отказывают друг другу, не хотят уступить друг другу, не любят )

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник на стр. 24. (разговор героев сказки).

- А как называется разговор двух героев? (диалог)

- Прочитаем первый диалог журавля и цапли по ролям.

-Зачитайте, что ответил журавль цапле, когда она надумала пойти замуж?

- Каким показан здесь журавль?

- Какими вы представляете себе героев сказки?

- Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

5. Гимнастика для глаз.

Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте глаза. Посмотрите в даль или поморгайте.

6. Работа со славами - подсказками. Работа в группах.

У каждой группы на столе есть конверт со словами - признаками, откройте их и распределите слова. Те слова, которые по вашему мнению относятся к цапле - расположите под картинкой цапли, (одна группа характеризует цаплю) а те слова, которые более подходят к характеристике журавля расположите под картинкой журавля. (2 группа)

Слова в конверте: упрямый ( ая ), смешной (ая ), капризный ( ая ), нерешительный ( ая ), добрый ( ая ), умный ( ая ), несговорчивый (ая ), придирчивый (ая ), хвастливый (ая ), честный (ая ), грубый (ая ), невоспитанный (ая ).

- Прочитайте выбранные слова. Можете добавить свои слова?

- Какой вывод можно сделать? (Журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны)

- А вы когда работали группами, у всех ли получилось договориться друг с другом?

- Как вы думаете, зачем нужно это умение?

7. Давайте, попробуем составить такие диалоги, чтобы они не были такими обидными для героев сказки и научим журавля и цаплю договариваться друг с другом.

На доске для вас есть небольшие подсказки, которыми вы можете воспользоваться, но можно также применить и свои высказывания. Вы можете поблагодарить за предложение, отказать, но в вежливой форме, оставить человеку надежду.

На партах слова: спасибо за предложение, я очень благодарна тебе, что ты выбрал меня, дай мне время подумать, можно мне подумать?, у тебя такие замечательные перья, как прекрасен твой клюв, у тебя такие великолепные ноги.

8. Инсценировка

- Смогли бы договориться герои сказки, если бы использовали эти выражения в своей речи?

- Какие советы, пожелания вы высказали бы героям данного произведения?

- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Какое правило из этой сказки нам надо взять? (Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться)

9. Обобщение

1. Итак, подведём итог нашего урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Достигли ли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока?

2. Оценки за урок.

3. Дома: 1. Попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля. 2. Выполнить задание 1, 2 в Р.Т.

10.Рефлексия.

Карточка для рефлексии

- Отличное настроение, всё получилось, всё понравилось (на зелёной бумаге)

- Хотелось многое узнать и я узнал

- Хорошее настроение, было интересно, но были и трудности

- Было скучно, неинтересно, было много затруднений.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)




Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК «Начальная школа 21 века»)


© 2010-2022