• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК Перспективная начальная школа по теме Созвучные «хвосты» слов. Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК Перспективная начальная школа по теме Созвучные «хвосты» слов. Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока в 1 классе: «Созвучные «хвосты» слов.

Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».

Тип урока усвоение новых знаний.

УМК Перспективная начальная школа.

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рифма», способствовать развитию памяти, речи, мышления.

Планируемые результаты:

личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения;

метапредметные УУД:

регулятивные - понимать цель и смысл выполняемых заданий;

познавательные - понимать фактическое содержание текста;

коммуникативные - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;

предметные УУД:

учатся находить рифмы в стихах, составлять пары рифмующихся слов, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения.

Образовательные ресурсы: иллюстрации предметных картинок; фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда»; ребусы, карточки, презентация.

Ход урока.

Организационный этап.

-Сегодня необычный урок и для вас, ребята, и для меня. Сегодня много гостей. Вы такие красивые! Так бывает и в праздник - день рождения. Пусть сегодняшний урок станет праздником хорошего настроения!

Звучит песня Крокодила Гены из мультфильма.

Этот праздник - день рождения, Он, как зимний ураган, Радости нам дарит океан. Именинник ждет подарки, Теплые слова признанья. Ждет друзей любимых лица, Праздник этот пусть продлится!

- Позвольте вам представить виновника торжества!

Показ иллюстрации Миши.

- Что вы о нем знаете?

- Что хотите пожелать?

Актуализация знаний.

1. Дыхательная гимнастика.

- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

2. Чтение чистоговорок.

Слайд

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Дети смотрят фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда», как Леопольд пек пирог, а мыши все испортили.

Игра на внимание.

- Помогите Леопольду. Если вы правильно определите последовательность приготовления именинного торта, то сможете прочитать слово.

  1. Выпечка коржа;

  2. Прослойка;

  3. Заливка глазурью;

  4. Украшение по бокам;

  5. Украшение кремом;

  6. Готовый торт.

Учитель делает вид, что прислушивается и выглядывает в окно.

- Ребята, вы ничего не слышите? Кажется, на наш вкусный пирог кто-то летит. Кто этот сладкоежка с моторчиком? (Показ иллюстрации Карлсона .)

Вот он - первый гость на нашем празднике. У Карлсона есть любимое стихотворение. Как вы думаете, о чем оно может быть? (Предположения детей.)

Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа по учебнику.

- Это стихотворение поможет нам открыть важный секрет стихосложения.

- Это стихотворение-игра. Прочитайте фамилию автора. Что заметили? (У этого стихотворения два автора.)

- Один из авторов этого стихотворения - Даниил Хармс.

Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде.

Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.

Д.Хармс был большим выдумщиком.

Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали

ваши прабабушки и прадедушки.

- Прочитайте название. («Очень-очень вкусный пирог».)

- Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Высказывания детей)

- Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?

(Чтение стихотворения учителем, добавление нужных слов учащимися.)

Первичная проверка понимания.

- Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой - человек, пригласивший к себе гостей.

- Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.

- А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.

- Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.

Физминутка.

2. Работа по вопросам учебника.

-Получилось вставить недостающие слова? А как вы догадались? Что вам помогло? А ещё что?

- Кот спросил: «В стихах самое главное, чтобы было складно? Или важно что-то ещё?»

Вывод: два разных слова могут иметь сходные «хвосты» (концы); правильно дополнить стихотворение помогла не только рифма (говорим: сходные «хвосты» слов), но и смысл.

Стихи должны быть не только складными, но и со смыслом.

- Кот спросил: «Из Пещеры Эхо видны хвосты настоящих зверей и птиц или….?»

Дети должны вернуться на предыдущий разворот и еще раз рассмотреть картинку.

Это хвосты слов, а не зверей и птиц.

- Чьи же эти хвосты: слова каких стихотворений прячутся в Пещере Эхо?

Простукиваю ладонью по столу: - ста-кан ли-МОН, вый-ди ВОН.

- А из каких других считалок оставшиеся хвосты слов?

(«Аз, бас, трибабас и выходит кислый квас»,

«Аты -баты - шли солдаты,

Аты -баты - на базар.

Аты -баты - что купили,

Аты- баты - самовар.

Аты -баты - сколько стоит?

Аты- баты -три рубля.

Аты- баты - кто выходит?

Аты- баты - это я.»)

- В каких ещё текстах вам встречались двойные хвосты?

Вывод: созвучные хвосты встречаются в считалках, в загадках, то есть в стихотворных текстах. А в сказках такие созвучные хвосты не встречаются.

Первичное закрепление.

- Давайте продолжим отыскивать «хвосты» слов в стихотворных текстах.

Кто сидит внутри лукошка?

Дружно отвечайте... (Кошка.)

Кто кудрявей человечка? (Овечка.)

Я смеюсь, и оно тоже. На меня оно похоже... Какова причина смеха (Эхо!)

(По С. Белорусец.)

Физминутка.

Работа по вопросам учебника с. 27

- Если в строчках есть созвучные хвосты, это стихи или нет? Созвучные хвосты слов делают текст: длинным? Коротким? Складным?

Вывод: Созвучные хвосты делают текст складным. Строчки могут быть длинными, могут быть короткими. Важно, чтобы в конце строчки были созвучны (рифмовались), тогда будет стишок.

Слайд

- Подберём слова с созвучными хвостами.

Работа в парах

По карточкам придумать рифму:

1.В нашем доме на окошке

Сидят серенькие …… (кошки)

2.Мишка плачет и ревет:

Просит пчел, чтоб дали …. (мёд)

1.Михаил играл в футбол

И забил в ворота …. (гол)

2.Сшил себе котёнок тапкт,

Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

1.На столе у малыша

Три цветных ….(карандаша)

2.Выбирай себе любой -

Красный, синий …. (голубой)

- Что помогало вам в этой работе? (Созвучные «хвосты» слов и смысл.)

Рефлексия.

- Наш праздник подходит к концу. Покажите с помощью мордашек с каким настроением вы заканчиваете урок.

- О каких хвостах мы сегодня говорили?

Слайд

- Пора поставить «волшебную» точку нашего праздника..

Добавь к первой части слова слово «точка». Какие слова у вас получились?

4


© 2010-2022