- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа работы с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Щипковская О.Г. |
Дата | 02.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Актуальность разработки программы. Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.
Концепция программы. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одарённые дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
- имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
- дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
- дети с высокими творческими (художественными) способностями;
- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Цель программы: - выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; - создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей. Задачи:
- выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения в начальной школе;
- проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Формы работы с одарёнными детьми.
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
- Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
- Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
- Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
- Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
- Развитие потенциала детей;
- Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
- Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях;
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Структура работы с одарёнными детьми. Формы работы с одарёнными детьми:
- групповые занятия;
- занятия по интересам;
- конкурсы;
- олимпиады;
- работа по индивидуальным планам;
Работа с родителями.
- Родители, семья в системе реализации программы должны:
- учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
- создать условия для формирования у ребёнка положительной
«Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей; - оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
- формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
- Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
- организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;
- привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п
Основные мероприятия
Составление плана работы с одарёнными детьми.
Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей.
Оформление классного уголка «Угадай-ка»
Подготовка к 1 туру олимпиады «Золотинка»
Участие в различных российских конкурсах (по желанию)
Индивидуальные консультации
Участие в районной олимпиаде «Золотинка».
Анализ итогов олимпиады, решение олимпиадных заданий
Творческие мастерские.
Оформление портфолио школьников.
Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей на уроках и во внеурочной деятельности.
Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одарёнными детьми.
Итоги работы с одарёнными детьми в 2014-2015 учебном году. Задачи на следующий год.
Участие в конкурсе «Лучший ученик 2 класса».
МО «АР» РС(Я)
УТВЕРЖДАЮ:
МБОУ СОШ№23 г.Томмот
Директор МБОУ СОШ № 23 М.Ю.Кордюк
«___» _ _____ 2014г.
678954 РС(Я) г.Томмот, ул. Зелёная, 1, тел. (41145) 4-22-86
ИНН:
1402013298
Факс: (41145) 4-26-22, e-mail: [email protected]
ОГРН:
1031400016394
Программа работы с одарёнными детьми
во 2 классе
2014 - 2015 учебного года.
Учитель Щипковская О.Г.