Программа работы с одаренными детьми

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность разработки программы. Проблема работы с одарёнными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Современная школа в условиях быстро меняющегося мира должна наряду с созданием целостной системы универсальных знаний и компетентностей учащихся формировать опыт самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности, личной свободы и ответственности ученика. Исходя из этого, актуальной задачей развития современного образовательного учреждения является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации в будущей самостоятельной профессиональной деятельности. С целью совершенствования работы по выявлению одарённых детей, создания условий для оптимального развития одарённых и способных детей создана данная программа.

Концепция программы. Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;
  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:
  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;
  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;
  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;
  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;
  • учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии: Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одарённого ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности, поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Цель программы: - выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; - создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей. Задачи:
  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его обучения в начальной школе;
  • проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности;
  • произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
  • предоставлять возможность совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
  • воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
  • поддерживать талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).

Формы работы с одарёнными детьми.

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике учителя элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков.
  • Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
  • Участие в школьных, районных, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.).
  • Участие в конкурсах, интеллектуальных играх, концертной деятельности, фестивалях, спортивных соревнованиях.
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми:
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы.
  • Создание системы взаимодействия с родителями учащихся;
  • Развитие потенциала детей;
  • Проведение мероприятий по различным направлениям с одарёнными детьми;
  • Создание условий поддержки и защиты одарённых детей.
Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми.
  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в различных образовательных областях;
  3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  4. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
Настоящая программа призвана обеспечить плановость, систематичность процесса работы с одарёнными и мотивированными к обучению детьми.

Структура работы с одарёнными детьми. Формы работы с одарёнными детьми:

  • групповые занятия;
  • занятия по интересам;
  • конкурсы;
  • олимпиады;
  • работа по индивидуальным планам;

Работа с родителями.

  1. Родители, семья в системе реализации программы должны:
  • учитывать личностные и возрастные способности одарённых детей;
  • создать условия для формирования у ребёнка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • оказывать помощь в создании семейного микроклимата, в повышении образовательного уровня семьи;
  • формировать умение ребёнка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);


  1. Семейные аспекты развития одаренных детей и реализации программы:
  • организация работы с родителями по вопросу воспитания одарённых детей;
  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.



Мероприятия по реализации программы

№ п/п

Основные мероприятия

Составление плана работы с одарёнными детьми.

    Изучение интересов и склонностей обучающихся: уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, творческой, художественной и т.д. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списка одарённых детей.

      Оформление классного уголка «Угадай-ка»

        Подготовка к 1 туру олимпиады «Золотинка»

          Участие в различных российских конкурсах (по желанию)

            Индивидуальные консультации

              Участие в районной олимпиаде «Золотинка».

                Анализ итогов олимпиады, решение олимпиадных заданий

                  Творческие мастерские.

                    Оформление портфолио школьников.

                      Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей на уроках и во внеурочной деятельности.

                        Сбор и систематизация материалов периодической печати по работе с одарёнными детьми.

                          Итоги работы с одарёнными детьми в 2014-2015 учебном году. Задачи на следующий год.

                            Участие в конкурсе «Лучший ученик 2 класса».



                            МО «АР» РС(Я)


                            УТВЕРЖДАЮ:

                            МБОУ СОШ№23 г.Томмот


                            Директор МБОУ СОШ № 23 М.Ю.Кордюк


                            «___» _ _____ 2014г.




                            678954 РС(Я) г.Томмот, ул. Зелёная, 1, тел. (41145) 4-22-86

                            ИНН:

                            1402013298

                            Факс: (41145) 4-26-22, e-mail: [email protected]

                            ОГРН:

                            1031400016394













                            Программа работы с одарёнными детьми

                            во 2 классе

                            2014 - 2015 учебного года.

                            Учитель Щипковская О.Г.

                            © 2010-2022